Art Investment

Художники и цены

«Голова Олокуна». Копия или оригинал?

Специалисты из Британского музея решили взяться за изучение загадочной бронзовой скульптуры из Нигерии, которую принято называть «головой Олокуна». Сейчас это произведение, которое многие ученые считают более поздней копией с древней скульптуры, экспонируется в музее на выставке, посвященной культуре царства Ифе — города-государства народа йоруба, существовавшего в западной Африке в XII — XV вв. н. э.

В истории этой скульптуры больше вопросов, чем ответов. Известно, что в 1910 году ее нашел немецкий антрополог Лео Фробениус (Leo Frobenius), приехавший в Ифе с целью изучения африканской культуры. Дальше и начинается путаница. В своей книге «Голос Америки» Фробениус написал, что добыл скульптуру законно в одной из священных рощ неподалеку от Ифе, заплатив охраннику 6 фунтов и присовокупив к ним бутылку виски. Но так ли это было на самом деле? Местные жители говорили, что Фробениус попросту украл бронзовую голову, которую они нашли задолго до его приезда. Дело в том, что это произведение, которое предположительно датируется примерно 1400 годом и на самом деле представляет собой изображение некоего древнего царя, находилось в священной роще богини моря Олокун и постепенно стало ассоциироваться с ее культом (отсюда и возникло название «голова Олокуна»). Вероятно, местные жители после совершения ежегодных ритуалов закапывали голову обратно в землю, для того чтобы избежать гнева богини.

Вывезти этот ценный артефакт Фробениусу так и не удалось — его задержали при выезде из Нигерии и заставили вернуть «священную голову». До 1934 года она, вероятно, так и хранилась в священной роще богини Олокун, пока не была перемещена во дворец местного правителя, а через четыре года ее отправили в новый музей в Ифе.

Скульптура впервые покинула Нигерию только в 1948 году — ее привезли на выставку в Британский музей. Там ее осмотрели эксперты Леон Андервуд (Leon Underwood) и Уильям Фэгг (William Fagg), которые пришли к выводу, что это копия начала XX века, а оригинал они посчитали утерянным.

По мнению Андервуд и Фэгга, голова была отлита в современной технике с помощью гипсовой формы. А мастера из Ифе традиционно использовали метод т. н. «потерянного воска» (восковая модель покрывалась сырой землей, которая постепенно высыхала, воск вытапливался, а в освободившееся пространство заливали металл). Анализ металла, из которого выполнена скульптура, показал наличие цинка и меди с небольшой примесью свинца — тех же компонентов, что и в оригинальных произведениях культуры Ифе. Однако Андервуд и Фэгг предположили, что автор подделки мог попросту переплавить настоящие древние скульптуры.

Впоследствии мнение о том, что скульптура является более поздней копией, поддержал крупный специалист по искусству Ифе Фрэнк Виллетт (Frank Willett), и с тех пор она экспонируется именно как копия.

Но что же случилось с оригиналом? По одной из версий, Фробениус, покидая Нигерию в 1910 году, оставил в стране копию, а оригинал увез с собой. Хотя времени на изготовление качественной подделки у него, скорее всего, было мало.

По другой версии, копия могла быть сделана в период между 1910 и 1934 годом (или, возможно, в 1934–1938), для того чтобы продать оригинал некому коллекционеру из Европы или Америки. Но в то время африканское искусство еще было относительно дешевым, а изготовление копии стоило дорого. И если даже оригинал до 1938 года попал к серьезному коллекционеру, то почему же о нем до сих пор ничего не известно?

Именно поэтому ученые предполагают, что «голова Олокуна» может оказаться настоящим произведением начала XV века. Для проверки этой теории после закрытия выставки культуры царства Ифе 6 июня, в Британском музее с разрешения Национальной Комиссии Нигерии по музеям и памятникам будут проведены различные исследования. Для определения металлического состава скульптуру просветят с помощью ультрафиолетовых лучей. Пустую внутреннюю часть головы изучат под микроскопом, чтобы найти остатки отливочных форм. Наружную поверхность осмотрят на предмет использования современных инструментов, а анализ коррозии должен помочь определить, хранилась ли скульптура в земле. Специалисты также попробуют определить время создания произведения с помощью термолюминесцентного датирования.

Источники: theartnewspaper.com, ft.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100508_olokun_head.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100508_olokun_head.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

АБАКУМОВ Михаил Георгиевич (1948–2010) Перед грозой. 2004 (17,8 × 74,5 см в свету)

Текущая ставка70000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881–1962) Натюрморт с букетом. Вторая половина 1920-х (51,5 ×34,5 см в свету)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ТАРХОВ Николай Александрович (1871–1930) Букет цветов у открытого окна. Конец 1900-х — 1910-е (57 × 32,7 см)

Текущая ставка30000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».