Билл Виола приглашает отправиться в «Ночное путешествие»
Знаменитый художник создал видеоигру
Знаменитый американский художник Билл Виола (Bill Viola) выпустит экспериментальную видеоигру под названием «Ночное путешествие». Там не будет никаких инопланетян или террористов, которых нужно будет убивать, а если игрок слишком поторопится достичь нового уровня, то окружающий его красивый компьютерный пейзаж потеряет ясные очертания.
«Успеха в этой игре добьется тот, кто будет идти медленно, погрузившись внутрь себя, — говорит 59-летний Виола. — Игрок совершенно один, он не знает, почему его туда забросили. Он просто падает с неба и оказывается в этом чудесном пейзаже — горы, море, лес, пустыня. Он может идти куда захочет. Чем более внимательным он будет, тем больше ему откроется».
Творчество Виолы и мир компьютерных игр — явления на первый взгляд несовместимые. Художник прославился благодаря видеоинсталляциям, где он затрагивает такие темы, как жизнь и смерть, человеческое сознание и духовность. Когда дети Виолы были маленькими, он играл с ними в видеоигры, но это занятие казалось ему не очень интересным. Но его заинтриговали технологии, используемые при производстве игр, а также концепция виртуальной реальности. Десять лет назад Виола решил создать игру, имеющую своим сюжетом «путь к просветлению». Он начал разрабатывать эту идею совместно с одной компанией из Сан-Франциско, но проект не был завершен.
В 2005 году Виолу познакомили с сотрудниками Лаборатории инноваций в области видеоигр (Game Innovation Lab) при Университете Южной Калифорнии. «Они мечтали сотрудничать с кем-то вроде меня, а я, в свою очередь, ждал кого-то вроде них». Вместе с программистами лаборатории Виола начал искать способы инкорпорации элементов предыдущих работ в пространство видеоигры.
Художник хотел, чтобы его игра визуально напоминала шестиэкранную инсталляцию Pneuma (1994), в которой фигуры словно проступают сквозь тень и возвращаются в нее. Эта работа, занимающая целую комнату, недавно экспонировалась на выставке Виолы в нью-йоркской галерее James Cohan. Представленные в экспозиции произведения стоили от 18 до 525 тысяч долларов. Инсталляция была создана с помощью черно-белой инфракрасной камеры видеонаблюдения, которую художник купил на блошином рынке за 250 долларов. Один из программистов потратил девять месяцев на то, чтобы воссоздать на компьютере «зернистую» фактуру этого видео.
Иногда по ходу игры экран становится черным, а пульт управления перестает работать. Смысл в том, что человек, ищущий просветления, должен в какой-то определенный момент довериться внешней силе, передать ей контроль над собой. Эта идея «присутствует в большинстве духовных традиций» — так утверждает Виола, которого давно интересуют точки соприкосновения западных и восточных религий. Игроки, которые больше не могут управлять происходящим на экране, будут видеть «сны», содержание которых будет зависеть от того, какие действия они предпринимали в игре до этого момента. Сны генерируются с помощью поисковика, который компилирует фрагменты видео, сделанных Виолой в последние 25 лет. Картины могут быть тревожными (выскакивающая из темноты собака, бродящий в одиночестве ребенок) или красивыми. «Сны — это стержень нашего мира. Я имею в виду не только кошмары, в которых за нами кто-то гонится, но и сны, каким-то образом связанные с древними культурами», — говорит художник, вдохновляющийся сочинениями исламского мистика Руми и греческого философа Плотина.
Если игрок путешествует в течение долгого времени, то его сны становятся цветными и в конце концов уносят его (вместе с группой виртуальных людей) к светящемуся павильону. «Это как переселение душ», — заявляет Виола, который снял материал для соответствующих «сцен» на Гавайях, во время ночного извержения вулкана.
«Ночное путешествие» увидит свет в середине этого года. Игра уже демонстрировалась в Фонде искусства и креативных технологий в Ливерпуле, а также на нескольких фестивалях, где ее тестировали как заядлые геймеры, так и новички. По словам Виолы, игроки были удовлетворены. Он еще не решил, продавать ли «Ночное путешествие» как обычную игру или предназначить ее исключительно для музеев.
В 1991 году художник пережил трагедию — умерла его мать. Именно тогда он осознал, что его искусство говорит о «жизни и смерти», а не об «эстетике и технологиях». Эта глубина отличает все произведения Виолы, в том числе проект «Посланник» (1996) для кафедрального собора в английском городе Дарем. В этой монументальной видеоработе показана фигура обнаженного мужчины, мерцающая под толщей воды и медленно поднимающаяся на поверхность. Человек пробивает своим телом водную «стену», делает вдох и опять опускается под воду. По словам художника, «Посланник» является метафорой жизненного цикла человека и тайны человеческого существования.
«Посланника» могли не допустить к показу: по британским законам любая видеозапись обнаженного мужского тела может быть отнесена к порнографии. Но церковные лидеры признали «духовное значение» этой работы и единодушно согласились на ее экспонирование в даремском соборе. Позже видео показывали в других английских церквях и даже возили за границу. В 2004 году «Посланник» экспонировался в Соборе Св. Павла, после чего деятели церкви и Виола начали вести переговоры о создании «видеоикон» для этого главного в Англии храма. В прошлом году было объявлено, что художник представит инсталляцию, состоящую из двух плазменных экранов, на которых будут демонстрироваться видео, посвященные Богоматери и страстям Христовым. Ожидается, что работа будет завершена к 2012 году.
Виола впервые согласился на проект, содержание которого определено не им. Сейчас он изучает религиозное искусство и тексты, в том числе апокрифы. «Одна часть моей работы говорит о женщинах и женской энергии, другая — о насилии и жертвенности, — говорит художник, который собирается начать съемку в этом году. — В сегодняшнем мире эти темы являются провокационными».
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100417_viola.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100417_viola.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.