Art Investment

Художники и IKEA

Современные авторы высказываются на тему одного из главных феноменов современности

Большинство из вас наверняка хоть раз в жизни держали в руках каталог сборной мебели IKEA. Между прочим, годовой тираж этого издания (175 миллионов экземпляров!) является одним из самых высоких в мире, — оно опережает даже Библию. Почти каждый год в мире открываются новые магазины IKEA; бизнесу компании не помешал даже тот факт, что ее основатель в юные годы поддерживал нацистов. Конечно же, искусство не могло остаться в стороне от этого феномена.

В 1996 году куратор прошлогодней Венецианской биеннале Даниэль Бирнбаум (Daniel Birnbaum) написал для журнала Frieze статью, где он назвал каталог IKEA учебным пособием по «неподлинному существованию». Последнее, по Хайдеггеру, подразумевает растворение человека в повседневном, в «среднем», его стремление быть «как все». Каталог магазина, как утверждает Бирнбаум, может дать четкое представление о структуре стандартного существования в западном мире. Более того, он и определяет стандарты человеческой повседневности, выполняя функцию das Man, того анонимного и безличного, что дает человеку понятие об общепринятых нормах, о том, «как должно быть». Бирнбаум отмечает, что Хайдеггер не считает «неподлинность» абсолютным злом — должны же быть общие для всех правила, иначе людям просто не ужиться вместе, — но он выступает против пассивного принятия устоев. Куратор рассказывает о нескольких проектах современных художников, которые высказывают свое критическое отношение к тому влиянию, что IKEA оказывает на картину мира среднестатистического представителя «развитого» общества.

Американка Андреа Зиттель (Andrea Zittel) в своем проекте «Жилые единицы» (серии ультраминималистичных пространств, где все подчинено законам функционализма) задается вопросом, какие могут быть последствия у стремления «вычистить» из своей повседневной жизни хаос, а также размышляет на тему дисциплины, стремления к совершенству и свободы выбора (спартанская обстановка как осознанный отказ от порабощающего желания роскоши). Ее соотечественник Джейсон Роудс (Jason Rhoades) апроприировал эстетику IKEA, чтобы придать ей хаос, соединить строгие формы со смелыми, нередко порнографическими образами, акцентировав тем самым два полюса современной культуры потребления. Клэй Кеттер (Clay Ketter), утверждая, что главная цель художника не производить новые объекты, а обращать внимание зрителя на эстетическую ценность уже существующих, опровергает утверждение о «безликости» мебели IKEA, создавая из нее композиции, отсылающие к классическому минимализму.

  • НАТАН БЕЙКЕР Без названия (Скульптуры из стула). 2008–2009

В последние годы также было создано немало работ на тему IKEA. Натан Бейкер (Nathan Baker), например, делает из частей стула «Стефан» псевдомодернистские скульптуры. Подобное использование продукции IKEA идет вразрез с ее идеологией, которая ставит во главу угла функционализм, и противостоит «усредненности». Дизайн стула «Стефан» очень прост, но художник отказывается использовать другие материалы — ограничивая себя, он стимулирует свое воображения.

  • ДЖЕЙСОН САЛАВОН Путеводитель по стилю и цвету. 2007

Джейсон Салавон (Jason Salavon) довел минималистическую эстетику IKEA до абсурда, превратив страницы ее каталога в композиции из прямоугольных цветовых блоков. Для этой работы он использовал компьютерную программу, которая сводит изображение к одному цвету.

Конечно же, поиском новых возможностей для продукции IKEA занимаются не только современные художники. Существуют целые блоги, посвященные «IKEA-хакингу». Впрочем, большинство создателей таких ресурсов стремятся придать мебели новую функцию, в то время как художники хотят ее этой функции лишить. Многие произведения «IKEA-арта» являются сатирическими: возьмите, например, Хельмута Смитса (Helmut Smits), который в своей работе подробно объясняет, как развести костер, используя восемь стандартных продуктов компании.

Джо Скэнлан (Joe Scanlan) предлагает соорудить из «икеевских» полочек самый настоящий гроб. «Идеальный вариант для тех, кто хочет, чтобы похороны были скромными, но стильными», — иронизирует он. Художник даже придумал своему творению «скандинавское» имя. Раньше полочки (вместе с инструкцией по сборке гроба) можно было купить за 27,5 доллара на его сайте.

Джефф Картер (Jeff Carter) создает из мебели IKEA кинетические скульптуры, нередко используя электрические моторы. В своих произведениях он говорит о «туризме предметов» и глобализации дизайна. Однажды он превратил кофейный столик в «океан», по волнам которого плывет пластиковая бутылка. Бьорн Андреассен (Bjorn Andreassen) также занимается проблемой глобализации: его «Атлас IKEA» представляет собой карту мира, на которой «охваченные» корпорацией страны окрашены в цвета шведского флага.

Как-то раз на сайте IKEA разместили призыв: «Пожалуйста, эксплуатируйте нас». Гай Бен-Нер (Guy Ben-Ner), его жена и двое детей послушались: они пришли в магазин и начали там… жить. Они не только имитировали привычные действия (как то: поглощение обеда и мытье посуды), но и разыграли перед изумленными зрителями настоящую мелодраму: сын художника был «пойман на краже» и удостоился нотации о частной собственности. «Перформанс», понятное дело, оказался недолгим — сотрудники магазина вытолкали возмутителей спокойствия за дверь. Но Бен-Нер и его родные не успокоились и повторили свою акцию еще в нескольких «Икеях». Им удалось пожить в магазинах, расположенных в Нью-Йорке, Берлине и Тель-Авиве.

Источники: flavorwire.com, frieze.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100219_artists_and_ikea.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100219_artists_and_ikea.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».