Выставка
«Фантасмагории Виктора Крапошина»

9 — 30 сентября

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Artist of the week. Semyon Faibisovich
ARTinvestment.RU   10 февраля 2010

ARTinvestment.RU tells about one of the most famous Russian painters-фотореалистов

Недавно в московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылась экспозиция Семёна Файбисовича (р. 1949) — одного из самых именитых современных российских живописцев. На выставке представлены два больших цикла: «Очевидность» первой половины 1990-х и «Разгуляй» конца 2000-х. Эти проекты разделяют двенадцать лет, в течение которых художник вообще не писал картины. Впрочем, это не означает, что он совсем исчез из поля зрения любителей и исследователей искусства: Файбисович выставлял фотографии, видео и инсталляции, а также занимался литературным творчеством. В то же время его полотна советских времен обрели ореол классики и значительно выросли в цене.

Аукционный дебют Файбисовича состоялся в октябре 2007 года. На лондонских торгах Phillips de Pury появились четыре произведения художника, и все ушли с выдающимся превышением эстимейта; особо стоит отметить холст 1989 года под названием «Солдаты» (из серии «На вокзале»), принесший целых 311 тысяч фунтов при оценке 40–60 тысяч. Неудивительно, что в том году имя художника вошло в пятерку самых успешных аукционных стартов. Через несколько месяцев «Еще один взгляд на Черное море» (1986), оцененный в 60–80 тысяч фунтов, продали на том же Phillips за 300 тысяч. Конечно же, comeback художника после таких мощных результатов рассматривается многими как потакание рынку, но сам Файбисович утверждает, что решение вернуться к живописи было принято задолго до судьбоносных «филлипсов». В интервью Екатерине Дёготь (апрель 2008 года) художник сказал, что причиной стало возвращение пропавшего в 1990-х напряжения, которое возникает между мрачной повседневностью и миром, создаваемым властью и медиа: раньше это был «бесконечный театр советской реальности», сейчас его место заняло «глянцевое».

Файбисовича относят к художникам-фотореалистам. Направление возникло в США в конце 1960-х годов; к нему принадлежат такие известные авторы, как Ричард Истес (Richard Estes), Чак Клоуз (Chuck Close) и Дуэйн Хэнсон (Duane Hanson). Скрупулезно воспроизводя на холсте какой-либо снимок, живописец-фотореалист придает сюжету «эпичность», подчеркивает его важность; результат его работы заставляет зрителя задуматься о глубинном смысле изображенного на моментальном снимке, превращенном в монументальное полотно, — что хотел подчеркнуть художник, избрав то или иное фото?..

Сюжет, или «что мы видим?» был ключевой проблемой, решаемой в раннем творчестве Файбисовича. Суть советской обыденности, по Файбисовичу, лучше всего прочитывалась в ситуациях, находящихся на стыке частного и общественного, как то: поездка в троллейбусе, ожидание электрички на платформе и т. д. Но в начале 1990-х повседневность отступила под натиском спектакля и консьюмеризма, ушло напряжение и «взгляд в глаза советскому удаву» — и акцент в живописи Файбисовича сместился на «как мы видим?» Его экспериментальные работы того времени посвящены оптике человеческого зрения. По словам художника, различные «слепые пятна», эффекты остаточного зрения и прочие малозначительные на первый взгляд особенности зрительного восприятия могут служить проводниками в другой мир, где границы между реальностью и абстракцией размыты. Именно из таких произведений состоит проект «Очевидность».

В новых работах имеет значение и «что», и «как». Картины, представляющие собой высказывания на социальную тему (изображения бомжей, пьяниц и других маргиналов), выполнены весьма необычным способом: художник перенес на холст снимки, сделанные с помощью дешевого мобильного телефона. Эти пиксельные мозаики, по замыслу художника, рассказывают о новых посредниках между людьми и реальностью — это и «тотальная мобилизация (от слова “мобильник”) зрения, и постмодерн, отменивший координатность и заменивший своей шизоидностью советскую паранойю, и гламур, затопивший все информационное и культурное пространство, подхвативший знамя соцреализма в деле подмены глянцевым миром реального, который вновь по умолчанию стал неказистым, неправильным, неинтересным». Надо отметить, что в отличие от почти единодушно восторженного приема работ конца восьмидесятых и начала девяностых новые циклы Файбисовича были встречены по-разному. Не всем понятна ставка художника на применение современных технологий цифровой печати и обращение к острым социальным темам. Контраст с творчеством двадцатилетней давности многими поклонникам таланта Файбисовича переживается не просто. Что ж, новый этап. А современное искусство не обязано окружать комфортом.

За последние три года на открытых торгах появились 27 работ Файбисовича. Это довольно много по нашим меркам — свидетельство развитости рынка и полезного обилия материала. Не все из выставленных работ были встречены на ура: в последнее кризисное время довольно часто отмечался результат «не продано». Цены также стали несколько скромнее. Наверное, рынок просто рос слишком быстро, и потом неминуемо пришлось сбавлять обороты, хотя бы на время. Условная математическая статистика говорит, что за прошедший год цены на работы Файбисовича существенно скорректировались вниз (в частности, индекс ARTIMX упал за год на 37 процентов). Но ко всем таким цифрам нужно не забывать делать поправку. Надо учитывать, что даже в сложные времена шедевры остаются в цене, а проседают главным образом средние и слабые работы.

Выставка на Гоголевском продлится до 28 февраля. Фоторепортаж Владимира Богданова, AI с вернисажа можно посмотреть здесь.

Источник: openspace.ru, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100210_semen_faibisovich.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100210_semen_faibisovich.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 22.09.2021 Sotheby’s: $3,2 млн за нонконформистов Каталог онлайн-аукциона Escape Artists был распродан на 79 % по лотам и 122 % по деньгам. Лучше всего продавались работы Рабина, Краснопевцева, Целкова, Плавинского, Пивоварова. Обновились рекорды Чуйкова, Пятницкого и не только
  • 31.08.2021 Открыт 81-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Владимира Брайнина, Марины Венедиктовой, Анатолия Горяинова, Галины Дулькиной, Наталии Жерновской, Ильи Евдокимова, Игоря Кислицына, Андрея Криволапова, Наталии Турновой, Кати Филипповой, Янины Ческидовой
  • 30.08.2021 Персона недели: Катя Филиппова Катя Филиппова — модельер, декоратор, мастер ДПИ, потрясшая отечественную арт-сцену еще в перестроечные годы эксцентричными авторскими нарядами, получила признание сегодня и как автор оригинальных произведений, в которых эклектично сочетаются разные стили и обыгрываются образы массовой культуры
  • 23.08.2021 «Второе поколение». Открыт 80-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге куратора Александра Кацалапа собраны произведения Рубена Апресяна, Евгения Белоконева, Сергея Бордачёва, САН САН КА РА, Александра Кацалапа, Михаила Крунова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Валерия Светлицкого, Игоря Ширшкова
  • 23.08.2021 Мастер люминизма Иван Шультце В Плёсском музее-заповеднике до 10 октября 2021 года открыта выставка «Архитектура света. Иван Шультце»
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх