Наследники довоенного владельца хотят отсудить у Австрии картину Вермеера, ранее принадлежавшую Гитлеру
Картина «Аллегория живописи» является одним из самых выдающихся произведений голландского художника. Ее стоимость может составлять более 200 миллионов долларов
Потомки австрийского аристократа, продавшего Адольфу Гитлеру картину Яна Вермеера «Аллегория живописи», требуют вернуть им работу по реституции. Если им удастся отвоевать полотно, то оно наверняка попадет на аукцион и станет самым дорогим в истории произведением искусства: его стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 150 миллионов евро (211 миллионов долларов).
«Аллегория живописи» (1665–1668) входит в коллекцию Музея истории искусств Вены. Она является самым ценным произведением из всех, что хранятся в публичных собраниях австрийской столицы и единственным творением Вермеера, находящимся в стране. Наследие художника составляет всего 34 картины, причем все они хранятся в музеях (среди которых Лувр, Метрополитен, Дрезденская галерея и амстердамский Рейксмузеум). Эксперты считают «Аллегорию живописи» самым значительным произведением Вермеера.
Картина хранилась у художника до самой его смерти в 1675 году. Его вдова хотела сохранить работу у себя, но, оказавшись в тяжелом финансовом положении, была вынуждена продать ее. Позже полотно было атрибутировано коллеге Вермеера Питеру де Хоху (Pieter de Hooch). В 1813-м его приобрела семья Чернин.
Наследники довоенного владельца полотна Яромира Чернина (Jaromir Czernin) утверждают, что тот продал его под давлением нацистов. После войны он целых 15 лет ходил по судам, пытаясь вернуть полотно, но у него ничего не вышло. Сейчас эксперты, нанятые австрийским правительством, занимаются расследованием обстоятельств сделки с фюрером.
Яромир Чернин унаследовал «Аллегорию живописи» в 1929 году. Через некоторое время он решил выставить ее на рынок. В 1937-м он договорился с американским министром финансов Эндрю Меллоном (Andrew Mellon) о цене в один миллион долларов золотом. Власти страны согласились дать разрешение на вывоз работы. Но в 1938 году нацистская Германия аннексировала Австрию, и продажа картины за рубеж стала невозможной. Чернин начал вести переговоры с немецким промышленником Филиппом Реемтсмой (Philipp Reemtsma), который, предположительно, действовал от лица Германа Геринга. Известно, что последний очень хотел приобрести Вермеера в свою коллекцию — однажды он даже выменял 150 картин на поддельное произведение великого голландца, выполненное Ханом ван Меегереном (Han van Meegeren).
Когда Гитлер узнал о переговорах, он тотчас же купил картину. Чернин не имел права отказать ему даже несмотря на то, что предложенная фюрером цена (1,65 миллиона рейсхмарок, около 660 тысяч долларов по тогдашнему курсу) была значительно меньше суммы, названной Реемтсмой (2 миллиона рейхсмарок).
«Понятно, что если бы Чернин сказал “Дорогой фюрер, я знаю, что вам нравится моя картина, но, к сожалению, я уже обещал ее другому клиенту”, то ее все равно бы отобрали, и семья продавца отправилась бы в концлагерь», — говорит адвокат наследников Андреас Тайсс (Andreas Theiss). Жена аристократа была наполовину еврейкой. Позже у Чернина отняли все имущество, а сам он провел три месяца в застенках гестапо.
«Аллегория живописи» стала самой дорогой картиной, которую Гитлер приобрел для своего «музея фюрера» в городе Линце. Значительную часть его собрания составляли произведения, отобранные у австрийских евреев. Другие работы были куплены в Нидерландах, причем их владельцев принудили к продаже. Коллекция хранилась в резиденции Гитлера в Мюнхене, и он регулярно ее «навещал». У фюрера был еще один холст Вермеера — «Астроном», отобранный у семьи Ротшильд. Но он больше любил немецких художников XIX века — Ханса Макарта (Hans Makart), Арнольда Бёклина (Arnold Boecklin) и Ансельма Фейербаха (Anselm Feuerbach).
К концу войны собрание диктатора насчитывало около 4700 работ. Музей в Линце так и не был построен. В мае 1944-го коллекцию спрятали в соляной шахте в Альтаусзее, где она была обнаружена американскими солдатами.
«Аллегорию живописи» отвезли в Вену и в 1945 году включили в экспозицию Музея истории искусств. Как мы уже знаем, Чернин хотел отвоевать работу, но его попытки закончились ничем: австрийские власти заявили, что для признания картины «проданной под давлением» недостаточно доказательств. Аристократ умер в 1966-м.
Конечно же, Австрии совсем не улыбается перспектива остаться без «Аллегории живописи». Страна уже отдавала по реституции свои сокровища — в частности, пять картин Густава Климта (Gustav Klimt), в 2006 году выигранные в суде жительницей Калифорнии Марией Альтман (Maria Altmann). У Австрии был вариант выкупить работы, но она не стала этого делать — слишком дорого. Одна из картин, так называемая «Золотая Адель», была приобретена миллиардером Рональдом С. Лаудером (Ronald S. Lauder) за 135 миллионов долларов. Он купил ее для своего нью-йоркского музея Neue Galerie.
По словам директора Музея истории искусств Сабины Хааг (Sabine Haag), ожидается, что решение о будущем картины Вермеера будет принято в 2010 году. Оно будет зависеть от результатов исследования Сюзанны Хехенбергер (Susanne Hehenberger) и Моники Лёшер (Monica Loescher), которые сейчас выясняют провенанс работы.
Сейчас в музее проходит выставка, посвященная «Аллегории живописи». Она продлится до 25 апреля.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100128_vermeer.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100128_vermeer.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.