Art Investment

«Обама-арт» набирает обороты

Различные картины и плакаты, изображающие кандидата в президенты США от Демократической партии Барака Обаму, стремительно растут в цене. Аукционный дом Bonhams объявил о своих планах выставить постеры с Обамой на торги

Америку охватила настоящая «Обамамания». Популярность темнокожего кандидата в президенты сравнивают со славой Джона Ф. Кеннеди (John F. Kennedy) и Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King). Одной из причин невероятно успешной PR-стратегии Барака Обамы (Barack Obama) называют ее визуальную составляющую. Кандидат, сделавший себе имя на обещаниях прекратить ненавистную большинству американцев войну в Ираке, поставил себе на службу современное искусство и дизайн.

Вначале скажем несколько слов о «визуальной стратегии» кампании Барака Обамы. Здесь наступление идет с двух флангов: с одной стороны, темнокожий сенатор позиционирует себя как «нормального человека», а не аутсайдера, который каким-то чудом прорвался к власти. Здесь цель заключается в том, чтобы те американские избиратели, кто традиционно голосует за республиканцев (в частности, состоятельные белые мужчины пожилого возраста), не воспринимали Обаму ни как представителя меньшинства, ни как революционную угрозу. Акценты ставятся не на расовой принадлежности кандидата от демократов, не на его молодости и не на поддержке социально незащищенных групп населения, а на его компетентности, возможности запустить огромную бесперебойно функционирующую машину. В феврале известный дизайнер и критик Майкл Бирут (Michael Bierut) в интервью Newsweek выделил основные элементы «визуальной атаки» кампании Обамы. Во-первых, это логотип кандидата, схематическое изображение восхода солнца, заключенное в букве «О». По его словам, такой символ поможет бренду «Обама» органично войти в жизнь американцев. Простые и стильные, совсем не вычурные и не агрессивные логотипы используют такие всем известные компании, как Apple, Nike, Volkswagen. Во-вторых, о «порядке» в кампании Обамы свидетельствует еще и тот факт, что слова на всех промо-материалах — плакатах, наклейках, растяжках и пр. — выполнены единым шрифтом. Этот шрифт без засечек называется Gotham. Он был разработан специально для ведущего мужского журнала GQ и олицетворяет собой легкость, аккуратность, элегантность — в отличие от многих других более тяжеловесных шрифтов, пришедших из Германии, Франции или Швейцарии. Бирут говорит, что больше всего его поражает то, что даже в самых небольших городах, куда заезжает Обама, абсолютно на всех до единого материалах, раздаваемых его сторонниками, фигурирует один и тот же шрифт. По его словам, этот факт просто феноменален. Он рассказывает, что даже от самых крупных корпоративных клиентов почти невозможно добиться такого абсолютного контроля над визуальными материалами. Интервью с Бирутом было опубликовано еще до победы Обамы в гонке за место кандидата от Демократической партии, когда многие говорили о том, что темнокожий кандидат уступает Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) ввиду отсутствия у него достаточного опыта. Бирут замечает, что, в отличие от Обамы, Клинтон не удалось добиться такой слаженности в работе пропагандистской машины. Согласно интервью, если правительство Обамы будет функционировать так же эффективно и бесперебойно, как и его команда дизайнеров, то американцы не пожалеют о своем выборе.

Порядок и хаос. Оба эти элемента с лихвой присутствуют в избирательной компании Обамы. За «аполлоническое» начало отвечают дизайнеры, а за «дионисийское» — современные художники, большинство из которых принадлежат к «стихийному» движению Street Art («уличное искусство»). ARTinvestment.RU уже писал о художнике Шепарде Фейри (Shepard Fairey), чей портрет Барака Обамы сейчас продается на благотворительном аукционе Charitybuzz. Этот портрет со словом «HOPE» («Надежда»), а также его вариации со словами «PROGRESS» («Прогресс») и «CHANGE» («Перемены») вовсю растиражированы на плакатах, которыми покрыты улицы всех американских городов, на футболках и значках, которые любит носить молодежь. Эта «дионисийская» сторона кампании адресована именно молодым людям, которые видят в Обаме бунтаря, обещающего совсем иную, чем при Джордже Буше (George W. Bush), политику. Для них Обама —  аутсайдер. Кандидат, для которого художники-любители без всяких указаний «сверху» развешивают на улицах самодельные плакаты. А набирающее силу движение Street Art стало в авангарде художников, поддерживающих сенатора-демократа. Влиятельное американское издание The Wall Street Journal анализирует «Обама-арт», а также его выход на рынок произведений искусства.

Согласно изданию, плакаты Шепарда Фейри, выпущенные ограниченным тиражом, изначально продавались на официальном сайте Барака Обамы по цене 45 долларов за штуку. Сейчас эти же постеры можно найти на онлайн-аукционе eBay не менее чем за несколько тысяч. The Wall Street Journal даже приводит график, где рассматривается ценовая динамика онлайн-продаж плаката Фейри «PROGRESS». Рост цен наблюдается внушительный. Ожидается, что они резко скакнут вверх, если Обама будет избран президентом. Тэнли Вон (Tanley Wong), 30-летний сотрудник компании Fannie Mae в Вашингтоне, рассказывает, как он купил за 75 долларов репродукции работы «HOPE» и позже продал их в 10 (!) раз дороже. «Я счастлив, что мне удалось так хорошо продать принты и заработать деньги, чтобы купить еще искусства, — говорит он. — Искусство — это инвестиции».

Вообще, американские художники поддерживали кандидатов в президенты еще со времен Джорджа Вашингтона (George Washington), но арт-кампания таких масштабов — это что-то новенькое. Наверное, многие из постеров, создаваемых Шепардом Фейри, Роном Инглишем (Ron English) и другими современными художниками, со временем станут классикой политического искусства. Одним из самых известных произведений такого рода является принт Энди Уорхола (Andy Warhol) «Vote for McGovern» («Голосуйте за МакГоверна»), созданный в 1972 году. Работа является изображением республиканского кандидата Ричарда Никсона (Richard Nixon), соперника демократа Джорджа МакГоверна (George MacGovern) на президентских выборах. Лицо Никсона выполнено в зеленом цвете очень противного оттенка. Сейчас такие принты Уорхола ценятся дорого: в июне один отпечаток из этой серии был продан в Санта-Монике за 23 тысячи долларов.

Эксперты говорят, что республиканский соперник Обамы Джон МакКейн (John McCain) почти не пользуется поддержкой художников. Согласно статистике eBay, за последние два месяца на аукционе было продано только шесть предметов «искусства за МакКейна», причем средняя цена каждого из них составляла 57 долларов. А произведений «Обама-арта» за тот же период было продано целых 899 штук по средней цене 127 долларов. Это связано с тем, что плакатов и коллажей, восхваляющих МакКейна, совсем немного. «Художники всегда тянулись к более “левым” кандидатам», — говорит знаменитый художник-фотореалист Чак Клоуз (Chuck Close), на чьем счету портреты демократов Хиллари Клинтон, ее мужа Билла (Bill Clinton) и Эла Гора (Al Gore).

Рынок «Обама-арта» сейчас испытывает подъем. Но некоторые эксперты выражают сомнение по поводу его будущего. Цены увеличиваются с огромной скоростью, процветает спекуляция — признаки «мыльного пузыря» налицо. К тому же спрос на это искусство время от времени падает. Например, когда в марте произошел скандал с пастором Обамы преподобным Джеремайей Райтом (Rev. Jeremiah Wright), публично выразившим свои антиамериканские взгляды, цены на плакаты и прочие предметы «Обама-арта» сильно понизились. Но большинство говорит, что кампания Обамы настолько «историческая» (в конце концов, еще никогда темнокожий кандидат не подбирался так близко к президентскому креслу) и художники, участвующие в ней, настолько популярны и талантливы, что бесславный конец искусству, прославляющему Барака, уж точно не светит.

Самые популярные работы, посвященные кандидату-демократу, — принты Шепарда Фейри и Рона Инглиша. Последний стал известен благодаря своему провокационному варианту поп-арта, который он сам называет «низкий экспрессионизм» (Abject Expressionism) или «агит-поп» (Agit Pop). На самых популярных картинах художника изображены мальчики в костюмах солдат и с сигаретами в зубах (между прочим, его собственные сыновья), а также огромные, заплывшие жиром Рональды МакДональды. Для компании Обамы Инглиш сделал плакаты, изображающие Обаму с прической и бородкой Авраама Линкольна (Abraham Lincoln). Многие художники при создании постеров придерживаются поп-артовских клише. А некоторые вдохновляются неожиданными источниками, как, например, калифорнийско-латиноамериканский дуэт The Date Farmers, при создании своего «Обама-арта» использующий стиль плакатов времен мексиканской революции.

Крупные аукционы также обращают внимание на произведения искусства, поддерживающие Обаму. «Это превосходное соединение искусства и пропаганды, — говорит Алекс У. Смит (Alex W. Smith), специалист по современному и уличному искусству аукционного дома Phillips de Pury & Co. — Обама уже превратился в такую икону, что работы [его изображающие. — Ред.] будут цениться на рынке вне зависимости от того, проиграет он или победит». Такой вот «герой нашего времени». Другой аукционный дом, Bonhams, этой осенью выставит на торги принты Рона Инглиша с эстимейтом 2 тысячи долларов за штуку. Изначально отпечатки продавались в Интернете по цене 200 долларов.

Многие недовольны бешеной активностью участников рынка «Обама-арта». Шепард Фейри уже назвал «жадными» тех, кто покупает его принты исключительно с целью обогатиться. Художник призвал продавцов работ жертвовать часть вырученных денег на кампанию Обамы. Некоторые его коллеги, например художник и дизайнер из Чикаго Рэй Ноланд (Ray Noland), стараются как-то обуздать взбесившийся рынок. Его отпечаток «От Восточного до Западного побережья» («Coast to Coast»), на котором изображен кандидат, стоящий на баскетбольной площадке у Белого дома, продается на eBay за 200 долларов. На своем сайте Ноланд продает его за 75. В прошлом месяце 25-летний художник Кен Хармэн (Ken Harman) основал сайт Obama Art Report, где он отслеживает цены на «Обама-арт» и указывает места, где можно купить его подешевле. На свою коллекцию постеров и принтов, посвященных кандидату, он потратил около 4 тысяч долларов, сейчас это собрание оценивается в 15–20 тысяч.

Выразить свое восхищение Обамой, а также погреться в лучах его славы стремятся многие художники. Но некоторые не разделяют всеобщего увлечения темнокожим кандидатом в президенты. Дизайнер Бакстер Орр (Baxter Orr) из Остина, штат Техас, недавно создал плакат — пародию на знаменитые принты Фейри, где слово «HOPE» заменено на «DOPE» («Наркотики»). Это сарказм в адрес Обамы, который как-то признался, что в студенческие годы пробовал «дьявольское зелье». Постеры продаются за 30 долларов на сайте Орра, но покупателей на них достаточно мало. «Если бы я прославлял Обаму, как все, то точно зарабатывал бы много денег», — говорит их создатель.

Недавно нью-йоркский перформанс-артист Язмани Арболеда (Yazmani Arboleda), дабы привлечь внимание к своему искусству, назвал выставку «Убийство Хиллари Клинтон / Убийство Барака Обамы». На этой провокационной выставке, среди всего прочего, экспонировались маски Обамы с надписью «Ты тоже можешь стать следующим президентом США — афроамериканцем». Мероприятие было закрыто со страшным скандалом. Интересно, возмутилась бы общественность так сильно, если бы объектом издевательств оказался нынешний президент США Джордж Буш?.. Ответ на этот вопрос, кажется, очевиден.

Источники: online.wsj.com, www.newsweek.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080719_obama_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080719_obama_art.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».