Умерла художница Лидия Мастеркова
ARTinvestment.RU   13 мая 2008

12 мая на восемьдесят втором году жизни скончалась знаменитая художница-нонконформистка из «лианозовского круга» Лидия Мастеркова
  • Лидия Мастеркова

12 мая на восемьдесят втором году жизни скончалась знаменитая художница-нонконформистка из «лианозовского круга» Лидия Мастеркова. Она умерла во Франции, где жила с 1975 года.

Во Францию Лидия Мастеркова эмигрировала вскоре после легендарных московских выставок неофициальных художников, в которых она принимала участие, ― безжалостно разогнанной властями «бульдозерной выставки» 1974 года в Беляево и последовавшей за ней в 1975 году разрешенной, но проработавшей очень недолго выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ.

Последние годы Лидия Мастеркова вела почти отшельнический образ жизни в деревне Сан-Лоран в трехстах километрах от Парижа, где продолжала работать. В 2006 году ее ретроспектива прошла в Третьяковской галерее. Примером ее позднего творчества может служить графический цикл, посвященный русским поэтам Серебряного века, которых художница представила в виде черно-белых окружностей, напоминающих планеты. Небесные тела вообще были одним из ее постоянных сюжетов.

Лидия Мастеркова

Символика окружности, по словам самой художницы, возникла в ее творчестве под влиянием Данте. Одна из первых послевоенных русских авангардисток, она находилась в постоянном творческом диалоге с классической культурой, и Дионисий или Эль Греко были для нее не менее важны, чем полузапрещенный в советские годы Сезанн или американский абстрактный экспрессионизм, которым после знаменитой выставки американского искусства в Москве в 1959 году увлекались многие. Но Лидия Мастеркова стала одной из первых в послевоенном поколении, для кого абстракция стала родным художественным языком.

Лидия Мастеркова родилась в Москве в 1927 году. Различными искусствами она увлекалась с самого детства: училась музыке, брала уроки актерского мастерства у сподвижников самого Станиславского. В 1943 году она поступила в художественную школу на Чудовке, где преподавателями были опальные модернисты Роберт Фальк, Моисей Хазанов и Михаил Перуцкий, а учениками ― многие будущие классики нонконформизма, такие как Михаил Рогинский, Борис Турецкий, Николай Вечтомов. Школу закрыли за «левый уклон», и Лидия Мастеркова продолжила обучение в училище имени 1905 года. Один из ее соучеников по школе на Чудовке, Николай Вечтомов, познакомил Лидию Мастеркову с художниками и поэтами, позднее образовавшими так называемую лианозовскую группу.

  • Лидия Мастеркова

Каждый из художников-лианозовцев, будь это Оскар Рабин, Евгений Кропивницкий или Владимир Немухин, чьей женой была Лидия Мастеркова, разрабатывал свой собственный вариант модернизма. Стиль Лидии Мастерковой предельно личный и лирический, но в то же время не чуждый мистицизма. Она рано начала работать с техникой коллажа и включала в свои композиции кружева, старые ткани и даже церковное золотое шитье, которое она находила в заброшенных храмах. Лидия Мастеркова называла себя человеком верующим, хотя и не церковным, и полагала, что авангард мог возникнуть только в России с ее иконописью и просторами.

С 1960-х годов Лидия Мастеркова принимала самое активное участие в подпольной художественной жизни Москвы. Ее первая «персоналка» состоялась в квартирной галерее искусствоведа Ильи Цирлина в доме Шаляпина на Новинском бульваре. Она выставлялась у американского журналиста Эдмонда Стивенса и знаменитого коллекционера и мецената Георгия Костаки. В 1967 году она приняла участие в групповой выставке нонконформистов в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов, которая была со скандалом закрыта КГБ. И с того же года ее работы показываются на зарубежных выставках русских неофициальных художников.

Ее произведения есть во многих крупнейших зарубежных собраниях современного русского искусства, таких как коллекции американского Zimmerli Art Museum, собрания Нортона Доджа и Дины Верни, у которой Лидия Мастеркова делает персональную выставку уже после своей эмиграции во Францию. Впрочем, в международную арт-систему Лидия Мастеркова так и не интегрировалась, оставаясь верной своей позиции убежденной маргиналки, чуждой мирским заботам и не зависящей от них.

Источник: www.kommersant.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080513_Masterkova_died.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080513_Masterkova_died.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 20.09.2019 Итоги аукциона «Совком» 19 сентября 2019 года В зале на Щепкина, 28, завершились 154-е торги класса «аукцион сезона». Результаты по всем лотам уже внесены в нашу базу. А о том, что происходило в зале, — читайте в репортаже AI
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Открыты 296-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх