Графика Дмитрия Лиона в ART4.RU
ARTinvestment.RU   12 сентября 2007

C 10 августа по 10 сентября 2007 года в Музее актуального искусства ART4.ru прошла выставка графических работ шестидесятника Дмитрия Борисовича Лиона (1925–1993), на которой были представлены ранее не демонстрировавшиеся работы 1950-х — 1990-х годов.
  • Рисунки Дмитрия Лиона. Музей актуального искусства ART4.ru
  • Рисунки Дмитрия Лиона. Музей актуального искусства ART4.ru

C 10 августа по 10 сентября 2007 года в Музее актуального искусства ART4.ru прошла выставка графических работ шестидесятника Дмитрия Борисовича Лиона (1925–1993), на которой были представлены ранее не демонстрировавшиеся работы 1950-х — 1990-х годов из частного собрания владельца музея Игоря Маркина.

Привычная судьба, когда уже в постсоветское время пришли известность, Третьяковка, каталоги, галерейные показы. А при жизни художник почти не имел возможностей официально выставляться. Первая «персоналка» состоялась в 1990 году, когда художнику было 65 лет. Публика могла знать его работы разве что по единственной изданной в советское время иллюстрированной книге «Тайпи» Германа Мелвилла (1967). Следующая — «Лирика» Гая Валерия Катулла была издана в 1989 году, уже в Перестройку. Тем не менее творчество Дмитрия Лиона знали и любили коллекционеры: его листы вошли во многие значительные собрания, включая коллекцию Якова и Кенды Бар-Гера.

Родился Дмитрий Лион в Калуге, в семье адвоката, прошел войну от Орла в 1943-м до Дальнего Востока в 1952-м, в 1958-м закончил московский Полиграфический институт — рассадник послевоенного инакомыслия. Лион сторонился политической и протестной стороны «другого искусства», оставаясь преимущественно представителем «тихого искусства», сосредоточенным на решении собственных художественных задач.

Достаточно увидеть несколько листов Лиона, чтобы не усомниться в искре божьей. Не случайно его называли «повелителем белого»: естественный цвет листа он умело призывал себе в союзники, использовал как строительный материал, заключая его в форму росчерками черного. Мастерство Лиона особенно очевидно в минималистичной графике, когда композиционный рисунок формируется в нескольких скупых, но точных росчерках. Совсем без деталей или, наоборот, одними второстепенными штрихами Лион умел создавать вполне законченные произведения, где каждая новая точка была бы уже откровенно лишней.

В его творчестве ценится не только техничность и самобытный стиль, но и философия рисунка. Художник на протяжении всей жизни обращался к библейским сюжетам, теме Холокоста, в его творчестве были такие серии, как «Судьбы русских поэтов», «Три жизни Рембрандта», «Благословите идущих». Его потенциал в работе над любимой книжной иллюстрацией остался в значительной степени не реализованным — возможно, не в последнюю очередь в силу новаторского подхода: известно высказывание Лиона, что книжный иллюстратор «обязан не идти за автором», отказываясь подчинить свой взгляд формальной канве сюжета и устоявшимся образам. Если так, то очевидно, что, приемлемый для творческого эксперимента, такой взгляд в условиях подготовки тиражных массовых изданий не мог встречать понимания редакторов. Что, в общем-то, и понятно. На пути нового графического прочтения литературных произведений (иллюстрации ощущения от текста) художник пошел еще дальше — к созданию графических текстов, в которых рисунку отводилась не подчиненная роль иллюстрации текста, а его основы. Но даже во вполне фигуративных и предельно понятных рисунках Лиона чувствуются его философские установки: рисунок — модель мироздания, белое — соединяет духовно, рисуют — зачем? Мысли и творчество Лиона — повод в очередной раз вспомнить критерий «шестидесятничества», сформулированный когда-то критиком Андреем Ковалевым как стремление вместить в одной работе весь мир. Рисование — постижение. Это тоже Лион.

Источник: www.art4.ru, www.rian.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20070912_lion_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20070912_lion_art.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх