Рекордная «Весна» современного искусства
ARTinvestment.RU   22 июня 2007

Портрет Брюса Бернарда, фоторедактора журнала Sunday Times, покойного друга и биографа художника Люциана Фрейда в интерьере его неприбранной мастерской, был продан 20 июня на Christie’s за 7,9 миллиона фунтов (почти 16 миллионов долларов)

Портрет Брюса Бернарда, фоторедактора журнала Sunday Times, покойного друга и биографа художника Люциана Фрейда в интерьере его неприбранной мастерской, был продан 20 июня на Christie’s за 7,9 миллиона фунтов (почти 16 миллионов долларов). Интернет и печатные СМИ мгновенно «зажглись» яркими заголовками — установлен ценовой рекорд для ныне живущего европейского художника! Первую строчку этого аукционного рейтинга занял мэтр послевоенного английского искусства Люциан Фрейд. И еще целых 18 часов художественная общественность радовалась заслуженному успеху 85-летнего мастера. Но об этом позже.

Портреты Люциана Фрейда ценного «проникновенного» периода очень редки, единичны. А метровый размер еще большая редкость: его «портреты внутреннего мира» почти все миниатюрны. Так что все остальные отрицательные факторы, которые способны прижать цену для любого другого художника, в случае с Фрейдом уже не работали.

Люциан Фрейд (р. 1922), внук Зигмунда Фрейда — отца психоанализа, работает в статусе «живого классика» уже лет тридцать. Но успех к нему пришел намного раньше, чем многомиллионные цены. В начале 2000-х пошли аукционные рекорды: 6,5 миллиона долларов за портрет «Мужчина в кресле» (1962–1963), потом 6, 8 миллиона долларов за «Человека с пером». Но цены были скорее следствием успеха (сейчас все чаще бывает наоборот). Успеха, замешанного на несомненном таланте и все же приправленного скандальной репутацией бывшего «плохого парня».

ДЭМЬЕН ХЕРСТ. Сонная весна. 2002. Витринная инсталляция

ДЭМЬЕН ХЕРСТ. Сонная весна. 2002. Витринная инсталляция
ДЭМЬЕН ХЕРСТ. Сонная весна. 2002. Витринная инсталляция. Сталь, стекло, объекты. 10,2 x 182,9 x 274,3. Оценка аукциона (эстимейт): 3–4 млн фунтов. Цена продажи: 9,6 млн фунтов. Sotheby’s. 21.06.07. Лот № 36

Свой стиль экспрессионистского «честного портрета», стиль «неприкрытой честности» Фрейд нашел в середине 1960-х — начале 1970-х. Идея состоит в том, чтобы отразить преимущественно внутренний мир модели, отказавшись от необходимости безупречного портретного сходства: «Я пишу портреты людей, а не изображения, похожие на них». Такой подход потребовал и разработки особого метода. Портреты художник создает по нескольку месяцев, порой до года, требует десятков сеансов. Художник общается с моделью, изучая ее, формируя собственное мнение. По сути, изображение на холсте нельзя рассматривать как портрет в привычном смысле — это скорее мнение Фрейда о человеке, нередко замешанное на идеях его деда.

Наиболее резонансными работами Фрейда последних лет стали портреты Королевы Елизаветы и скандальной модели Кейт Мосс. В 2000 году художник 10 месяцев работал над «внутренним образом» королевы. Факта скрывать не стали, и неравнодушная общественность Британии замерла в тягостном ожидании. Как оказалось, не зря. Декоративная сторона оказалась довольно вызывающей. Портрет получился размером с пол-листа A4 — 23,5 x 15,2 см. И то потому, что сверху холст пришлось нарастить на 3,5 см — не хватило места на диадему. Критика и публика негодовали, увидев откровенно мужеподобные черты в лице Елизаветы. Но Ее Величество оказалась женщиной прогрессивных взглядов. Поблагодарила художника за работу и разрешила выставить портрет в публичной Королевской коллекции. В отличие от Королевы модель Кейт Мосс, позировавшая Фрейду обнаженной и в последние месяцы беременности, своего портрета так и не получила. Очень незаурядная работа — несопоставимо лучшая, чем портрет Бернара, — была продана в 2005 году за 3,9 миллиона фунтов на Christie’s.

По оценочной методике artprice.com, условно 100 долларов, вложенные в работы Люциана Фрейда десять лет назад, к настоящему моменту превратились в 331 доллар. Это средняя цифра по всем техникам. Для живописи показатель наверняка оказался бы выше. Кроме того, нужно не забывать, что уже 10 лет полотна Фрейда нельзя назвать недооцененными. Они уже тогда были по карману только очень богатым коллекционерам. В этом свете превращение 100 долларов в 331 выглядит куда эффектнее.

Возвращаясь к теме. В статусе автора самой дорогой работы из ныне живущих европейских художников Люциан Фрейд пробыл не долго. Суммы в 16 миллионов долларов не хватило даже на сутки. На следующий день после успешного Christie’s состоялись торги Sotheby’s. А там были и Фрэнсис Бэкон и, что хуже, Дэмьен Херст. «Автопортрет» кисти Бэкона — коллеги, бывшего друга, а потом соперника Фрейда — был продан за 21 миллион фунтов (более 41 миллиона долларов). Правда, Фрейду с 1992 года Бэкон, к сожалению, больше не конкурент (речь идет о рейтинге только ныне живущих художников). А первое место на пьедестале у мэтра отбил, как не трудно догадаться, Дэмьен Херст. От этого 42-летнего английского новатора просто некуда деваться: в последнее время он то и дело создает информационные поводы. Нью-йоркский арт-дилер Альберто Муграби очень точно подметил, что сегодня Херст — это словно Google в арт-мире: молодой, амбициозный и самый лучший. Можно добавить, что личное состояние художника уже оценивается в 130 миллионов долларов и продолжает быстро расти.

Рекорд установила инсталляция Херста Lullaby Spring («Сонная весна» — в том смысле, что «успокоительная»), проданная за 9,6 миллиона фунтов (19,3 миллиона долларов). Работа выполнена в 2002 году, на излете наркотического периода Херста, в рамках цикла «Времена года». Инсталляция во всех отношениях необычная. Во-первых, это вещь уникальная, без авторских повторений. Во-вторых, эта настенная инсталляция — имитация стеклянного провизорского шкафа в металлической раме — имеет глубину всего 10 см при высоте и ширине соответственно 182 и 274 см. Успокоить весной призваны полки с яркими разноцветными таблетками. 6 136 пилюль. Пишут, что все они выполнены и раскрашены вручную. Впрочем, сама идея не требовала такого ремесленного фанатизма. Пусть и известно, что ручную работу делает не сам новатор, а штат из примерно 80 специалистов его арт-студий. Интересно, что месяц назад на Christie’s продавался херстовский шкаф-близнец «Сонная зима». Вещь технически совершенно аналогичная, из того же цикла, только таблетки по-зимнему белые. Тогда сделка совершилась за 6,6 миллиона долларов. А месяц спустя уже 19,1 миллиона долларов. Чудеса, да и только. Кстати, известно, что ставшая рекордной «Сонная весна» в 2002 году была куплена за 730 тысяч фунтов. Получается, за пять лет цена настенной инсталляции выросла более чем в 13 раз. Пример, конечно, экстремальный, в жизни так бывает редко, но тем он и замечателен.

ДЖАСПЕР ДЖОНС. Фальстарт. 1959
ДЖАСПЕР ДЖОНС. Фальстарт. 1959. Холст, масло. 170,8 x 137,2. По сообщениям СМИ, в 2006 году холст был куплен в рамках прямой частной сделки за 80 миллионов долларов, что позволило называть Дж. Джонса автором самой дорогой работы из ныне живущих художников.

Почему-то, автором самой дорогой работы среди всех ныне живущих художников (не только европейских) считается Джаспер Джонс (р. 1930). Значительная фигура в американском послевоенном искусстве, художник, работавший на стыке нео-дадаизма, абстрактного экспрессионизма и поп-арта, известен, например, своими философскими стилизациями американского флага. Но рекорд числится не за этим сюжетом. Яркую работу Джонса «Фальстарт» 1959 года коллекционер-инвестор и кинопродюсер Дэвид Геффен в прошлом году, по сообщениям СМИ, продал за 80 миллионов долларов Кеннету Гриффину (миллиардер, управляющий хедж-фондом). Статус главы всеобщего рейтинга прижился и быстро был растиражирован. И со временем забылось, что сделка-то была частная, а не аукционная. А у Херста, наоборот, открытый состязательный аукционный результат. На рынке сопоставлять цены публичной и закрытой сделок считается некорректным. Хотя бы потому, что возможно существование других закрытых сделок с еще более высокой ценой — просто о них не пишут в газетах.

Источник: www.christies.com, www.artprice.com, www.sothebys.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20070622_Vesna.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20070622_Vesna.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх