Рекордная «Весна» современного искусства
Портрет Брюса Бернарда, фоторедактора журнала Sunday Times, покойного друга и биографа художника Люциана Фрейда в интерьере его неприбранной мастерской, был продан 20 июня на Christie’s за 7,9 миллиона фунтов (почти 16 миллионов долларов)
Портрет Брюса Бернарда, фоторедактора журнала Sunday Times, покойного друга и биографа художника Люциана Фрейда в интерьере его неприбранной мастерской, был продан 20 июня на Christie’s за 7,9 миллиона фунтов (почти 16 миллионов долларов). Интернет и печатные СМИ мгновенно «зажглись» яркими заголовками — установлен ценовой рекорд для ныне живущего европейского художника! Первую строчку этого аукционного рейтинга занял мэтр послевоенного английского искусства Люциан Фрейд. И еще целых 18 часов художественная общественность радовалась заслуженному успеху 85-летнего мастера. Но об этом позже.
Портреты Люциана Фрейда ценного «проникновенного» периода очень редки, единичны. А метровый размер еще большая редкость: его «портреты внутреннего мира» почти все миниатюрны. Так что все остальные отрицательные факторы, которые способны прижать цену для любого другого художника, в случае с Фрейдом уже не работали.
Люциан Фрейд (р. 1922), внук Зигмунда Фрейда — отца психоанализа, работает в статусе «живого классика» уже лет тридцать. Но успех к нему пришел намного раньше, чем многомиллионные цены. В начале 2000-х пошли аукционные рекорды: 6,5 миллиона долларов за портрет «Мужчина в кресле» (1962–1963), потом 6, 8 миллиона долларов за «Человека с пером». Но цены были скорее следствием успеха (сейчас все чаще бывает наоборот). Успеха, замешанного на несомненном таланте и все же приправленного скандальной репутацией бывшего «плохого парня».
ДЭМЬЕН ХЕРСТ. Сонная весна. 2002. Витринная инсталляция. Сталь, стекло, объекты. 10,2 x 182,9 x 274,3. Оценка аукциона (эстимейт): 3–4 млн фунтов. Цена продажи: 9,6 млн фунтов. Sotheby’s. 21.06.07. Лот № 36
Свой стиль экспрессионистского «честного портрета», стиль «неприкрытой честности» Фрейд нашел в середине 1960-х — начале 1970-х. Идея состоит в том, чтобы отразить преимущественно внутренний мир модели, отказавшись от необходимости безупречного портретного сходства: «Я пишу портреты людей, а не изображения, похожие на них». Такой подход потребовал и разработки особого метода. Портреты художник создает по нескольку месяцев, порой до года, требует десятков сеансов. Художник общается с моделью, изучая ее, формируя собственное мнение. По сути, изображение на холсте нельзя рассматривать как портрет в привычном смысле — это скорее мнение Фрейда о человеке, нередко замешанное на идеях его деда.
Наиболее резонансными работами Фрейда последних лет стали портреты Королевы Елизаветы и скандальной модели Кейт Мосс. В 2000 году художник 10 месяцев работал над «внутренним образом» королевы. Факта скрывать не стали, и неравнодушная общественность Британии замерла в тягостном ожидании. Как оказалось, не зря. Декоративная сторона оказалась довольно вызывающей. Портрет получился размером с пол-листа A4 — 23,5 x 15,2 см. И то потому, что сверху холст пришлось нарастить на 3,5 см — не хватило места на диадему. Критика и публика негодовали, увидев откровенно мужеподобные черты в лице Елизаветы. Но Ее Величество оказалась женщиной прогрессивных взглядов. Поблагодарила художника за работу и разрешила выставить портрет в публичной Королевской коллекции. В отличие от Королевы модель Кейт Мосс, позировавшая Фрейду обнаженной и в последние месяцы беременности, своего портрета так и не получила. Очень незаурядная работа — несопоставимо лучшая, чем портрет Бернара, — была продана в 2005 году за 3,9 миллиона фунтов на Christie’s.
По оценочной методике
Возвращаясь к теме. В статусе автора самой дорогой работы из ныне живущих европейских художников Люциан Фрейд пробыл не долго. Суммы в 16 миллионов долларов не хватило даже на сутки. На следующий день после успешного Christie’s состоялись торги Sotheby’s. А там были и Фрэнсис Бэкон и, что хуже, Дэмьен Херст. «Автопортрет» кисти Бэкона — коллеги, бывшего друга, а потом соперника Фрейда — был продан за 21 миллион фунтов (более 41 миллиона долларов). Правда, Фрейду с 1992 года Бэкон, к сожалению, больше не конкурент (речь идет о рейтинге только ныне живущих художников). А первое место на пьедестале у мэтра отбил, как не трудно догадаться, Дэмьен Херст. От этого 42-летнего английского новатора просто некуда деваться: в последнее время он то и дело создает информационные поводы. Нью-йоркский арт-дилер Альберто Муграби очень точно подметил, что сегодня Херст — это словно Google в арт-мире: молодой, амбициозный и самый лучший. Можно добавить, что личное состояние художника уже оценивается в 130 миллионов долларов и продолжает быстро расти.
Рекорд установила инсталляция Херста Lullaby Spring («Сонная весна» — в том смысле, что «успокоительная»), проданная за 9,6 миллиона фунтов (19,3 миллиона долларов). Работа выполнена в 2002 году, на излете наркотического периода Херста, в рамках цикла «Времена года». Инсталляция во всех отношениях необычная. Во-первых, это вещь уникальная, без авторских повторений. Во-вторых, эта настенная инсталляция — имитация стеклянного провизорского шкафа в металлической раме — имеет глубину всего 10 см при высоте и ширине соответственно 182 и 274 см. Успокоить весной призваны полки с яркими разноцветными таблетками. 6 136 пилюль. Пишут, что все они выполнены и раскрашены вручную. Впрочем, сама идея не требовала такого ремесленного фанатизма. Пусть и известно, что ручную работу делает не сам новатор, а штат из примерно 80 специалистов его арт-студий. Интересно, что месяц назад на Christie’s продавался херстовский шкаф-близнец «Сонная зима». Вещь технически совершенно аналогичная, из того же цикла, только таблетки по-зимнему белые. Тогда сделка совершилась за 6,6 миллиона долларов. А месяц спустя уже 19,1 миллиона долларов. Чудеса, да и только. Кстати, известно, что ставшая рекордной «Сонная весна» в 2002 году была куплена за 730 тысяч фунтов. Получается, за пять лет цена настенной инсталляции выросла более чем в 13 раз. Пример, конечно, экстремальный, в жизни так бывает редко, но тем он и замечателен.
ДЖАСПЕР ДЖОНС. Фальстарт. 1959. Холст, масло. 170,8 x 137,2. По сообщениям СМИ, в 2006 году холст был куплен в рамках прямой частной сделки за 80 миллионов долларов, что позволило называть Дж. Джонса автором самой дорогой работы из ныне живущих художников.
Почему-то, автором самой дорогой работы среди всех ныне живущих художников (не только европейских) считается Джаспер Джонс (р. 1930). Значительная фигура в американском послевоенном искусстве, художник, работавший на стыке нео-дадаизма, абстрактного экспрессионизма и поп-арта, известен, например, своими философскими стилизациями американского флага. Но рекорд числится не за этим сюжетом. Яркую работу Джонса «Фальстарт» 1959 года коллекционер-инвестор и кинопродюсер Дэвид Геффен в прошлом году, по сообщениям СМИ, продал за 80 миллионов долларов Кеннету Гриффину (миллиардер, управляющий хедж-фондом). Статус главы всеобщего рейтинга прижился и быстро был растиражирован. И со временем забылось, что сделка-то была частная, а не аукционная. А у Херста, наоборот, открытый состязательный аукционный результат. На рынке сопоставлять цены публичной и закрытой сделок считается некорректным. Хотя бы потому, что возможно существование других закрытых сделок с еще более высокой ценой — просто о них не пишут в газетах.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20070622_Vesna.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20070622_Vesna.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.