Персона недели: Владимир Акулинин
Владимир Акулинин — советский и российский художник, работавший в области кинетического искусства, представитель первой волны группы «Движение»
С 1955 по 1958 Акулинин занимался в изостудии Тульского Дворца пионеров. В 1958–1962 учился в Московской средней художественной школе на отделении скульптуры. В 1963-м поступил в Московское высшее художественно промышленное училище (ныне МГХПА им. С. Г. Строганова) на отделение скульптуры. В 1989 году вступил в Московский объединённый комитет художников‑графиков на Малой Грузинской. После жил и работал в Москве.
«Движение»
В сентябре 1962 года пять молодых и амбициозных художников, которых возглавил 25-летний Лев Нусберг, основали группу «Движение». Первыми участниками группы были Ф. Инфантэ, А. Кривчиков, В. Акулинин, В. Щербаков, Р. Заневская, М. Дорохов. «Движение» осмыслялось авторами в качестве процесса перемещения, изменения, развития, взаимопроникновения, то есть выведения объекта из состояния покоя в физическом и эстетическом смыслах. Участники группы синтезировали разнообразные технические средства, а также формы искусства. Нусберг писал: «Мы требуем использования всех возможностей и средств, как технических, так и эстетических, физических и химических явлений, всех видов искусства, всех процессов и форм восприятия, а также вовлечения психических реакций и влияния различных сенсорных возможностей человека в качестве средства художественного выражения». (quartagallery.ru). В многочисленных дискуссиях об искусстве, его целях и функциях складывается крепкое содружество, которое Владимир Акулинин сравнил с «Великолепной семеркой» Джона Стерджеса, — представители нового авангарда, художники, работающие с разными средствами, вместе пришли к общим эстетическим представлениям и практикам. К 1966 году группа выдвинула свою программу, обозначенную как «Манифест русских кинетов», обращаясь в тексте к новым формам искусства.
В состав группы входили не только художники, участниками «Движения» были актеры, музыканты, инженеры, физики, специалисты в области электроники и психологи. Искусство группы включало в себя деятельность, нацеленную на разработку и художественные открытия в сфере «классической» живописи, графики и прикладного искусства, в области статических и кинетических объектов, перфомансов и хепенингов. Тут важно понимать, что художественные произведения группы не вписывались в движение международного кинетизма, они основывались на достижениях первой волны художников русского авангарда. Открывающая выставка, на которой «Коллектив Движение» выступил как организованная арт-группа, так и называлась — «На пути к синтезу искусств» — и прошла в декабре 1964 года.
Раннее творчество
Ранний период творчества Акулинина неразрывно связан с религиозно-философской тематикой. В 1970-е годы мастер с большим интересом относится к христианской иконографии, разрабатывая свои живописные полотна. Художник обращается к творчеству известного русского иконописца Андрея Рублёва, который был для Акулинина и других художников-семидесятников воплощением «русского» духа, национальной мудрости, и мастерства. Казалось бы, религиозная тематика Акулинина шла вразрез с главной линией группы «Движение», основанной на научном подходе. Но это лишь на первый взгляд — на самом деле группа зачастую обращалась к национальным и религиозно-философским темам, осмысляющим главные вопросы бытия.
Кинетизм
Кинетизм и абстракция также не были чужды Акулинину. По словам самого художника, на его восприятие плоскостей в живописи повлияло обучение на отделении скульптуры. Абстракция Акулинина вырывается за рамки традиционной станковой живописи, сочетания плоскостей разных конфигураций в пространстве — основа его творческого метода. Живописные и графические произведения автора основаны либо на линейной структуре, либо на взаимодействии, «движении» геометрических фигур в пространстве относительно друг друга и плоскости. Так, серия «Энергетическое и пространственное искусство», созданная Акулининым в 1999–2001, выстроена на создании разнообразных оптических иллюзий: свечения, движения, пульсации.
Русский космизм
Нельзя не упомянуть отношение группы «Движение» и самого Владимира Акулинина к идеям русского космизма, которые набирали популярность. Русский космизм — направление в философии, которое рассматривает космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое. По мере эволюции человека усиливается его деятельность как преобразователя окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. В своих живописных полотнах художник пытается отобразить это метафизическое философское учение через яркие спектральные цвета на черной плоскости или через акцент на пространственную организацию элементов. Эта игра с пространственными отношениями, наложениями геометрических объектов друг на друга близка к разработкам Эль Лисицкого или Братьев Стенбергов, что еще раз подчеркивает внимательное отношение Акулинина к своим предшественникам и историко-культурному плацдарму группы «Движение».
Владимир Акулинин внес серьезный вклад как в развитие русского кинетизма, так и в целом в искусство новых форм. В своих работах автор затрагивал фундаментальные философские вопросы, открывая зрителю мир новых идей.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20230417_akulinin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20230417_akulinin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.