Art Investment

Открыт 140-й кураторский аукцион — «Первые имена мирового искусства»

Продолжаем серию торгов, посвященных произведениям мэтров печатной графики. В каталоге — произведения Сальвадора Дали, Жоана Миро, Анри Матисса, Марка Шагала

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 454 и 140-го кураторского аукциона «Первые имена мирового искусства».

В составе аукциона 13 лотов.

Техника литографии, вытесненная к началу ХХ века фотомеханическим способом печати, более выгодным из-за своей дешевизны, перекочевала в мастерские ведущих французских художников-модернистов (М. Дени, П. Боннара, П. Пикассо, Ж. Миро, А. Дерена, М. Шагала, А. Матисса, Ж. Брака и др.), где обрела второе рождение. Французские авторы вывели литографию на новый качественный уровень развития, раскрыв по-новому ее выразительные возможности. Литография привлекала их тем, что с ее помощью можно с большой точностью воспроизводить изначальный авторский замысел: без искажений передавать глубину цвета, достоверность рисунка, а также особенности творческой манеры художника. Она стала излюбленной техникой мастеров книжной графики, создававших как черно-белые, так и цветные иллюстрации.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали много работал в технике литографии, проявив при этом в свойственной ему манере неординарный подход и креативность. Его наследие включает целый ряд альбомов литографий («Маркиз де Сад» (1969), «Двенадцать колен Израилевых» (1973) и др.), а также иллюстраций к книжным изданиям, выполненных с помощью литографической техники. Большое количество литографий было выпущено также по мотивам живописных произведений художника, которые еще больше популяризовали творчество и без того известного мастера. В сфере книжной графики примечателен цикл из 105 литографий, созданных Дали в 1963–1964 годах для нового издания Библии. Специалисты также выделяют его литографии для книг М. Сервантеса «Дон Кихот» (1957) и Л. Кэролла «Алиса в Стране чудес» (1969). Работая, в частности, над изданием «Дон Кихота» Дали применил оригинальную и несколько эпатажную технику, которую сам он окрестил «булетизмом». Ее суть заключалась в стрельбе по литографскому камню из аркебузы шариками, заполненными специальной тушью, оставлявшими уникальные отпечатки, которые включались в композицию цветовыми пятнами, а затем обрастали фигуративными деталями.

Работа, включенная в аукционный каталог, входит в цикл из четырех литографий, созданных для издания «Посвящение Мейссонье», вышедшего в Париже в 1967 году. Книга посвящена выставке известной картины Дали «Ловля тунца» (1967), проходившей в Париже в отеле Meurice с 1 по 30 ноября 1967 года. Дали высоко ценил творчество французского живописца XIX века Эрнеста Мейссонье и, по собственному признанию, мечтал достигнуть такого же уровня технического совершенства и в своих полотнах. На оригинальных литографиях, помещенных в издании, воспроизведены эскизы Дали, служившие подспорьем в написании картины, где ловля тунца представлена как эпическая батальная сцена со множеством участников. В данном случае изображение монументальной фигуры атлетичного юноши, показанной зрителю со спины, расположено на самом полотне на первом плавне справа. Дали в духе Микеланджело трактует обнаженное мужское тело, подчеркивая его мышечную силу и мощь. Абстрактное темное пятно в верхней левой части работы, напоминающее растекшуюся кляксу, можно увидеть и в других литографиях художника. Эти пятна символизировали для Дали спонтанное рождение образов из бесформенной первоосновы. 

Анри Матисс

В 1940-х годах Матисс начал работать в технике декупажа (от фр. découper — вырезать), или, как он сам называл свой творческий метод, «рисования ножницами». Он вырезал из листов бумаги, окрашенных гуашью, различные фигуры, создавал с ними оригинальные композиции, отличающиеся свободной компоновкой элементов. В результате декупажи Матисса суммируют его опыт как живописца и графика. В этих произведениях ярко проявилось игровое начало, а также свободный импровизаторский дух. Так, художник остался верен эстетическим принципам фовизма, задействуя в характерной для него манере чистый цвет, оказывающий непосредственное эмоциональное воздействие на зрителя.

Художник создавал литографии и для тиражных изданий, среди них особое значение имеет журнал Derrière le miroir («За зеркалом»), который был основан в 1946 году французским издателем, коллекционером и арт-дилером Эме Маэгом и выходил вплоть до 1982 года. Довольно часто целый номер был отведен отдельному автору, который принимал участие в его оформлении и создавал литографии специально для него.

Жоан Миро

Литографии каталонского живописца Жоана Миро, много работавшего в жанре livre d'artiste, украсили ряд книжных изданий. С художником сотрудничали ведущие послевоенные европейские издатели — Э. Териад, Э. Маэг, Л. Бродер, Ж. Крамер, И. Зданевич. Миро оформил более двадцати книг, большая часть которых была издана в 1940–70-е годы. Среди изданий, над которыми работал художник, особенно выделяются поэтические сборники: Тристан Тцара «Дерево путешественников» (1930), «Говорить одному» (1948–1949); Ж. Превер «Адонис» (1975–1978); П. Элюар «Испытание выдержав» (1958); М. Лейрис «Багатели» (1956), «Трещины» (1972), Р. Кревель «Кольцо Авроры» (1957), И. Боннефой «Анти-Платон» (1962), А. Бретон «Созвездия» (1959), П. Неруда «Оставшийся в живых посещает птиц» (1972) и др. Миро также проиллюстрировал собственную поэму «Ящерица с золотыми перьями» (1971).

Творчеству Миро издатели журнала Derrière le miroir посвятили сразу несколько номеров — например, № 14–15 (1948), № 29–30 (1950), № 57–59 (1953) и другие, поэтому на его страницах можно найти множество оригинальных литографий мастера.

Представленные на аукционе литографии были специально созданы художником для книги «Жоан Миро», выпущенной издательством Маэга в 1956 году. Издание содержит десять оригинальных литографий Миро (девять из них цветные), а также более 100 репродукций картин и рисунков художника. В книге опубликованы стихотворения Жака Превера (1900–1977), посвященные Миро и его творчеству, а также текст Жоржа Рибемона-Дессеня (1884–1974). Почти все литографии цикла выполнены в красочной и пестрой цветовой гамме. Часть их представляют собой абстрактные композиции, состоящие из витиеватых импульсивных линий. В других зритель встречается с узнаваемыми образами художественного мира Миро, которые «мигрируют» из одной его работы в другую, — птицами, звездами и ярким красным кругом, символизирующим солнце. В большинстве работ изображены фантастические биоморфные существа, являющиеся у Миро главными героями произведений. Художник, старавшийся всегда избегать всяческой прямолинейности и любивший оперировать иносказаниями, ассоциациями и символами, создавал произведения, которые рассчитаны в большей степени на интуитивное понимание. Полуфигуративные образы Миро, вдохновленные детским творчеством и отдаленно напоминающие объекты реального мира, апеллируют в первую очередь к подсознанию зрителя, способствуя рождению у него собственных ассоциаций.

Марк Шагал

Печатная графика, не менее оригинальная, чем живописные произведения Шагала, составляет существенную часть его творческого наследия. Как художник-колорист, он высоко ценил литографию за достоверное воспроизведение цветовых отношений его красочных работ, где цвет играет ключевую роль в восприятии художественных образов. Шагал работал в литографической технике с начала 1920-х годов. В предисловии к книге Ж. Кэна «Шагал — литограф», вышедшей в Париже в 1960 году, Шагал писал: «Когда я брал литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я смогу поместить на них все мои печали и радости... Все, что наполняло мою жизнь: рождения, смерти, свадьбы, цветы, животных, птиц, бедных рабочих, родителей, влюбленных в ночи, библейских пророков на улице, в храме и на небе. И с возрастом — трагедию жизни в нас и вокруг нас» (m-chagall.ru).

Литографии художника украсили множество изданий, среди которых специалисты отмечают сборник П. Элюара «Жаркая жажда жить» (1946), «Тысяча и одна ночь» (1948), роман Лонга «Дафнис и Хлоя» (1961), поэму Гомера «Одиссея» (1974), пьесу Шекспира «Буря» (1975). Не менее примечательны литографии Шагала, выполненные к собственным литературным произведениям — автобиографии «Моя жизнь», изданной еще в 1920-е годы в Берлине, а также книгам «Цирк» (1967) и «Стихотворения» (1968).

Художник создавал литографии и для тиражных изданий. Ряд номеров Derrière le Miroir был посвящен исключительно творчеству Шагала (например, 1950, № 27–28; 1952, №44–45; 1954, №66–68; 1963, №132; 1972, №198 и многие другие), на его страницах можно найти множество оригинальных литографий мастера.

Цветные и черно-белые литографии Шагала, представленные на аукционе, наполнены характерными образами, встречающимися в его живописи и графике, — ангелами, обнаженными, клоунами, лошадьми. Клоуна художник воспринимал как свое альтер эго, и нередко придавал ему собственные портретные черты. Стилистика работ Шагала всегда узнаваема: свободная и динамичная манера рисунка, герои, трактованные в традициях раннехристианской живописи, наивного искусства и детского творчества. Насыщенная цветовая гамма создает сказочную атмосферу. В черно-белых литографиях выразительные контурные линии сочетаются с тонкой работой с темным цветом — от насыщенных до дымчато-серых оттенков. Произведения Шагала интересны и понятны широкому кругу зрителей вне зависимости от их возраста.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20221031_auctionAI_XXI.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20221031_auctionAI_XXI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».