Персоны недели: Группа «Движение» и Владимир Акулинин
Впервые на нашем аукционе выставлена работа Владимира Петровича Акулинина, одного из первых участников группы «Движение»
Группа «Движение» по праву считается ярким феноменом советской художественной жизни 1960-х — середины 1970-х годов. В отличие от неофициального советского искусства, существовавшего преимущественно в подполье в формате «квартирных» выставок, это объединение, как ни странно, пользовалось снисходительностью со стороны властей, не препятствовавших экспериментаторскому духу молодых художников. «Русские кинеты» (как называли сами себя участники группы) имели возможность выставляться, сотрудничать с научно-исследовательскими институтами, осуществляя свое программное устремление по синтезу науки и искусства, и даже получали государственные заказы на оформление официальных празднеств (50-летний юбилей Октябрьской революции), международных индустриальных форумов, площадок для киносъемок и фестивалей и так далее. По всей видимости, властей подкупило то, что участники группы позиционировали себя не как живописцы, занимающиеся отвлеченными формальными экспериментами, а как коллектив авторов, опирающийся в своей творческий деятельности на достижения современной науки и использующий новейшие материалы для создания объектов, которые производили впечатление (по большей части мнимое) функциональных агрегатов. Более того, увлечения молодых художников были во многом созвучны духу времени, окрашенного новым витком научно-технологического развития, проявившегося в том числе в масштабных программах по освоению космоса, в развитии астрофизики, кибернетики, автоматизированных систем.
Во многом успешная, но достаточно короткая деятельность объединения связана с именем ее харизматичного лидера и идейного вдохновителя Льва Нусберга, который в начале 1960-х годов собрал вокруг себя единомышленников, активно интересовавшихся как утопическими проектами русского авангарда, так и современными художественными процессами на Западе. К старейшим участникам группы относят В. Щербакова, Т. Калинкина, А. Кривчикова, Р. Сапгир-Заневскую, М. Дорохова, В. Степанова, Ф. Инфантэ, В. Галкина, В. Акулинина, Г. Нейштадта и Ю. Лопакова. Впоследствии состав участников объединения увеличивался и к середине 1960-х годов уже насчитывал около тридцати человек, среди которых были не только художники, но и актеры, музыканты, инженеры, физики, психологи и др. Междисциплинарный подход, активно проповедуемый Нусбергом, во многом определил характер работ участников движения — эти произведения не вписывались в традиционные жанровые рамки. В статье «Что такое кинетизм?» (1965) Нусберг писал: «Мы требуем использования всех возможностей и средств, как технических, так и эстетических, физических и химических явлений, всех видов искусства, всех процессов и форм восприятия, а также вовлечение психических реакций и влияние различных сенсорных возможностей человека, в качестве средства художественного выражения» (quartagallery.ru).
Особенный акцент участники группы делали на достижении реальных или визуальных эффектов движения в произведении, подчеркивании его динамической, кинетической природы. Наследие «русских кинетов» разнообразно и включает в себя мобили, пространственные конструкции, оптическую живопись и графику, звуковые и световые инсталляции, костюмированные перформансы. Художники также реализовывали свои творческие замыслы в сфере театра (кинетические спектакли «Бесконечность превращений» Инфантэ и «Метаморфозы» Нусберга), дизайна, градостроительства и организации окружающей среды. При этом новаторские произведения молодых советских авторов были не только созвучны международному кинетизму (А. Колдеру, Н. Шофферу, Ж. Тэнгли и др.), но и состояли в непосредственном диалоге с наследием русского авангарда — с произведениями супрематистов, конструктивистов, производственников, архитекторов-утопистов, обращавшихся к кинетическим, звуковым и световым экспериментам.
Выставки группы «Движение», проходившие, как правило, на периферийных столичных площадках (в Клубе творческой молодежи при Центральном доме работников искусства, 1963; в Молодежном клубе изобразительного искусства, 1964; в Доме архитекторов, 1965; в Доме культуры Института атомной энергии им. И. В. Курчатова, 1966), получили тем не менее широкое освещение в советской прессе. Молодому коллективу авторов даже посчастливилось получить международную известность за счет участия в зарубежных выставочных проектах в Чехословакии и Италии (1965). В связи с эмиграцией Нусберга в 1976 году из СССР, а также из-за ряда внутренних разногласий между членами объединение перестало существовать, однако ряд его участников успешно продолжили творческую деятельность.
К ним принадлежит, в частности, и Владимир Акулинин, который и после распада группы не прекратил развивать ключевые для отечественного кинетизма идеи и программные принципы. Биографические сведения о художнике весьма скудные: в 1958–1962 годах учился в Московской средней художественной школе на отделении скульптуры. В 1963 году поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне МГХПА им. С. Г. Строганова) на отделение скульптуры. В 1962 году вошел в число участников группы «Движение». Особенно крепкая дружба связывала его в те годы с шестью художниками (Нусберг, Инфанте, Галкин, Степанов, Нейштадт, Лопатков), что дало ему повод называть их коллектив «великолепной семеркой», распределяя образы и характеры согласно персонажам одноименного голливудского фильма Дж. Стёрджеса, вышедшего в 1960 году. Акулинин и по настоящий момент участвует в коллективных выставках современного кинетического искусства (один из последних проектов — «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», Новая Третьяковка, 16 января — 10 мая 2021), а также в круглых столах, посвященных изучению наследия группы «Движение».
На раннем этапе творчества Акулинин, как и его коллеги, проводил много экспериментов на поле геометрической абстракции, создавая беспредметные композиции, основанные на так называемой аксиальной симметрии. Другой участник группы «Движение» В. Колейчук называл подобные работы «квазикомпьютерными симметричными построениями» (ru.calameo.com). По словам самого Акулинина, к абстрактному искусству его, как ни странно, подтолкнули занятия скульптурой, которая является, на его взгляд, не чем иным, как «сочетанием плоскостей разных конфигураций в пространстве» (garagemca.org).
В корпусе произведений художника преобладают станковая живопись и графика, включающие в себя пространственные композиции, основанные либо на линеарной структуре, либо на формальном взаимодействии геометрических элементов. Примечательна серия его работ, созданная в 1999–2001 годах под названием «Энергетическое и пространственное искусство». Часть работ из этого цикла активизирует зрительское восприятие за счет создания оптической иллюзии вращения или свечения объектов. Например, расходящиеся по всей живописной поверхности концентрические круги гипнотизируют зрителя своей цветовой ритмикой и ощущением движения форм.
В этих полотнах продолжают жить идеи «русского космизма» начала ХХ века и стремления отечественных беспредметников найти выход в иное измерение. Художник часто использует яркие спектральные цвета на черном фоне, обрушивая на зрителя поток пульсирующей энергии. В других произведениях серии сделан акцент на пространственной организации формальных элементов — и они вызывают ассоциации с «проунами» Эль Лисицкого, композициями И. Кудряшева, братьев В. и Г. Стенбергов. В них присутствует резкая перспектива, а геометрические элементы в виде плоскостей накладываются друг на друга, порой изгибаясь в пространстве под воздействием неведомой силы, словно иллюстрируя какую-то физическую теорию.
Таким образом, творчество Акулинина являет собой яркий пример отечественного кинетизма, в его произведениях художественно осмысляются философские вопросы мироздания, ответы на которые дает как религия с философией, так и современная наука.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20220516_akulinin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20220516_akulinin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.