Персона недели: Рубен Апресян
В произведениях Рубена Апресяна воплощается органичный синтез достижений ведущих модернистских течений — экспрессионизма, фовизма, абстракции — и традиционного искусства Армении, что в значительной степени обуславливает оригинальность и узнаваемость художественного почерка мастера
Рубен Леонидович Апресян родился в Москве 20 октября 1963 года в семье деятелей искусства. Некоторое время художник обучался в Ереванском художественном училище на отделении скульптурной резьбы по дереву, однако вскоре вернулся в Москву, где продолжил обучение в мастерской известного советского живописца, «московского сезанниста» Иосифа Гурвича. Под влиянием учителя Апресян увлекся творчеством европейских модернистов, а также мастеров «Бубнового валета». С 1990-х годов художник часто живет и работает в Европе, не теряя связей ни с Россией, ни с Арменией, искусство и культура которой неизменно вдохновляют его.
Ранние фигуративные произведения Рубена Апресяна, выполненные преимущественно в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта, отличаются сочным колоритом и смелыми формальными экспериментами. Пастозность мазка, яркие цвета, динамичная манера письма и упрощение форм вызывают ассоциации с работами французских фовистов (Ереванский двор, 1989) с экспрессионистскими полотнами Кандинского и художников группы «Синий всадник» (Полдень, 1989) а также с живописью Мартироса Сарьяна (Портрет Лизы Каспаровой, 1989). В этих произведениях сюжетная составляющая отходит на второй план и уступает первенство художественной выразительности, достигаемой посредством использования насыщенной цветовой гаммы и декоративности художественных решений. При этом Апресян проявляет себя как талантливый колорист, виртуозно использующий контрастные сочетания насыщенных цветов (Тюльпаны, 1990).
Апресян оригинально экспериментирует на поле абстракции. Первые абстрактные мотивы можно обнаружить уже в работах 1990-х годов, однако серьезное увлечение беспредметным искусством началось с 2000-х, когда, вслед за художниками отечественного авангарда и европейской абстракции, он занялся собственным глубинным исследованием пространства на плоскости холста. «Главное для меня в изобразительном искусстве — философское осмысление всего видимого мира и человеческого бытия, образно-символическое переживание формы, свое видение живописного пространства, самовыражение. Это происходит на глубинном внутреннем чувстве и художнической интуиции, которая формируется самой природой творчества и опытом общения с мировым искусством», — пишет художник.
В отдельных композициях Апресян, подобно Малевичу и мастерам его круга, исследует возможности геометрической абстракции, обращаясь к базовым первоформам изобразительного языка, отражающим универсальные законы мироздания: кругу, квадрату, треугольнику и другим геометрическим фигурам. При этом на живописной поверхности беспредметных композиций намеренно обнажены следы творческого процесса: неоднородная живописная фактура содержит следы потеков, в ней сочетаются рельефные и гладкие участки (Геометрическая композиция в серебристом колорите, 2005).
В целом палитра абстрактных композиций Апресяна отличается сдержанностью: художник в большей степени сосредотачивается на сложных формально-пространственных отношениях. Игра геометрических элементов и декоративность некоторых его полотен отчасти напоминают традиционные армянские карпеты (Геометрическая композиция, 2005). Ассоциации с «клетчатыми» структурами Пауля Клее вызывают холсты, вся поверхность которых покрывается сеткой прямоугольников неправильной формы и за счет тонкой работы с цветом начинает светиться изнутри и переливаться (Город № 4, 2001). В работе с формальными элементами художник подходит к минимализму (Композиция с диагональю, 2010) или вовсе отказывается от них, приближаясь по духу к абстрактному экспрессионизму, в частности к картинам американского живописца Клиффорда Стилла (Абстрактная композиция, 2005), где цвет занимает главенствующее положение и напрямую воздействует на эмоциональное состояние зрителя.
По мнению искусствоведа В. Пацюкова, много писавшего о творчестве Рубена Апресяна, в его беспредметных композициях обнаруживается само «первопространство» — единый источник, дающий начало всему сущему: «Многомерная живопись Рубена Апресяна несет в себе глубоко внутренний охранительный жест именно в то время, когда мы теряем живые связи с чувственной тканью бытия. Она хранит не только вечные актуальные знаки-образы, но и те ещё не выговоренные, а только возможные потенциальные смыслы, которым еще предстоит обнаружение в будущем, на страницах бесконечной книги культуры» (armmuseum.ru).
Творчество Рубена Апресяна отличается широким разнообразием стилей и направлений, в которых работал художник в разные периоды своего творчества. Его полотна, как фигуративные, так и абстрактные, ведут живой диалог с многочисленными модернистскими течениями и одновременно отражают самобытное авторское видение, что выделяет его произведения в современном художественном контексте.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20220201_apresyan_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20220201_apresyan_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.