Открыт 99-й кураторский аукцион — «Первые имена мирового искусства»
В каталоге собрана печатная графика Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Эдгара Дега, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала, Эгона Шиле. Куратор аукциона — Егор Альтман
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
Каталог AI Аукциона № 413 и 99-го кураторского аукциона «Первые имена мирового искусства».
Лоты 99-го кураторского аукциона «Первые имена мирового искусства» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.
В составе аукциона 20 лотов.
Аукцион посвящен авторской печатной графике, в его каталоге собраны работы крупнейших мастеров европейского изобразительного искусства — от Франсиско Гойи, громко заявившего о себе еще на рубеже XVIII–XIX веков знаменитой серией офортов «Капричос», до Сальвадора Дали, вдохновившегося произведениями великого предшественника и создавшего собственный одноименный цикл в конце 1970-х. Помимо работ Гойи и Дали, на аукцион выставлены эстампы других выдающихся художников (работавших в основном во Франции Э. Дега, П. Пикассо, А. Матисса, М. Шагала, Ж. Миро), внесших значительный вклад в развитие печатной графики. Куратор аукциона Егор Альтман представляет тиражные работы небольшого формата, в каждой из которых отражены мастерство и стиль ключевых художников конца XIX — XX века.
В начале ХХ века во Франции появился новый тип иллюстрированного издания, получивший название «книга художника» (livre d'artiste) и являвший собой синтетическое произведение искусства, продукт коллективного труда издателя, художника, гравера и оформителя. Развитие и расцвет этого особого жанра искусства книжной графики связан главным образом с деятельностью таких именитых художников первой половины ХХ века, как П. Боннар, Р. Дюфи, Ж. Руо, А. Матисс, А. Дерен, П. Пикассо, Ж. Миро, М. Шагал, С. Дали, Ф. Леже и другие. Как известно, перечисленные авторы не были профессиональными иллюстраторами и вошли в историю в первую очередь как живописцы, коренным образом обновившие изобразительный язык искусства ХХ века. Тем не менее феномен «книги художника» имеет устойчивые ассоциации именно с этими мастерами, дерзнувшими нарушить традиционные правила иллюстрирования изданий и подойти к их оформлению с большой степенью творческой свободы.
В основе эстетики «книги художника» лежало принципиально новое понимание иллюстрации, сообразно которому ее функция больше не ограничивалась лишь прояснением авторского текста. Отныне она признавалась самодостаточным и самоценным произведением искусства, имеющим не меньшее значение, чем и само произведение. Представленные на аукционе работы, выполненные художниками по заказам различных издательств (например, эстампы С. Дали к «Божественной комедии», «Тристану и Изольде», М. Шагала к Библии, П. Пикассо к «Лисистрате»), наглядно демонстрируют, насколько вольно они подходили к интерпретации иллюстрируемых ими книг: сюжетная канва произведения была для них лишь отправной точкой для реализации собственных фантазий и своеобразным вызовом для создания параллельного тексту образно-символического ряда. Каждая «книга художника» несла отпечаток индивидуального авторского стиля, а ее издание было ярким событием в сфере книжного искусства.
Высокие художественные качества эстампов обусловлены во многом новым витком развития авторских техник печатной графики, возможности которых стали осваиваться широким кругом мастеров. В результате в творчестве французских авторов такие традиционные виды графического искусства, как ксилография, литография, офорт, акватинта, пошуар, гелиогравюра и ряд других, обрели вторую жизнь, подтвердив свою жизнеспособность и актуальность в новом историческом контексте, окрашенном радикальными техническими и художественными экспериментами.
В печатной графике каждый оттиск считается оригиналом, подлежит обязательной нумерации и имеет художественную ценность. В основе любого вида авторской печатной графики лежит принцип матричного воспроизведения, форма при этом может быть изготовлена из дерева, металла, линолеума и других материалов. Изображение создается на плоской поверхности с помощью инструментов или же химикатов, затем покрывается чернилами, после чего на него накладывается бумага и оказывается контролируемое давление при помощи печатных станков или роликовых прессов. Так, например, древнейшей из техник является ксилография, или гравюра на дереве, подразумевающая создание рельефа на поверхности деревянной доски с помощью ножей и других инструментов. В технике офорта металлическая пластина покрывается кислостойким грунтом, затем на ней процарапывается стальными иглами рисунок, на месте которого в процессе травления кислотами остаются углубления, заполняемые впоследствии чернилами. Еще одна популярная техника — это литография, позволяющая получать оттиски в результате переноса краски под давлением с плоской печатной формы (специального камня) на бумагу. Литография предоставляет автору больше творческой свободы на пути достижения художественной выразительности образов, поэтому она стала излюбленной техникой мастеров книжной графики, создававших как черно-белые, так и цветные работы.
Графическая серия Ф. Гойи «Капричос», состоящая из 80 офортов и названная самим автором «Собранием эстампов на фантазийные сюжеты», вышла в свет в 1799 году. Два листа из этого знаменитого цикла представлены на текущем аукционе. Примечательно, что Гойя начинал свой творческий путь именно как гравер, прекрасно понимавший все тонкости трудоемкого процесса создания печатной графики. Работы серии выполнены им в смешанной технике офорта и акватинты. В «Капричос» художник затронул как злободневные политические и социальные проблемы консервативной Испании, пребывающей в кризисе, так и философские общечеловеческие вопросы. При этом каждый лист имеет авторский комментарий, проясняющий его смысловую составляющую. Высочайшее мастерство исполнения, яркая выразительность образов, непреходящая актуальность затронутых автором тем — все это позволяет с уверенностью говорить о том, что «Капричос» Гойи — это вершина не только испанского, но и всего европейского искусства рубежа XVIII–XIX веков.
Почти два столетия спустя, в 1977 году в Париже тиражом 200 экземпляров вышла серия под полным названием «Капричос Гойи Сальвадора Дали», ставшая одной из последних крупных работ главного сюрреалиста XX века. Произведения Дали исполнены в сложной смешанной технике офорта, сухой иглы, пошуара (трафаретная печать) и печати поверх гелиогравюр (техника получения печатной формы с помощью фотографического процесса), созданных с оригинальных офортов Гойи. Иногда Дали просто добавляет цвет в листы Гойи, добиваясь таким образом новых визуальных акцентов и не вторгаясь в смысловое пространство работ. В других случаях он создает авторские комментарии к эстампам и даже внедряет собственных персонажей, приглашая зрителя дать новую интерпретацию известным сюжетам. Специалисты отмечают, что «работы Гойи полны фантасмагорий, сновидений, любовных сцен и морализаторских сюжетов, которые …стали элементами “мира Сальвадора Дали”» (Степина А. Г. Капричос. Гойя. Дали. М. : РИП-Холдинг. 2017. С. 20). Представленные на аукционе произведения прекрасно подтверждают сказанное: офорты Гойи становятся органичной частью мира грез и сновидений испанского сюрреалиста, дополняются христианской символикой, атрибутами фрейдизма, равно как и оригинальными авторскими образами, рожденными богатым воображением мастера.
На аукционе выставлены иллюстрации Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери и роману Ж. Бедье «Тристан и Изольда». Издание поэмы Данте с иллюстрациями Дали было приурочено к 700-летнему юбилею великого итальянского поэта. Между 1951 и 1960 годами Дали создал 100 работ, выполненных акварелью, гуашью и пером, которые были репродуцированы в технике цветной ксилографии, способной достоверно передать тонкие тональные градации цвета, свойственные оригиналам. Сам Дали считал этот цикл важной вехой в своей творческой карьере. С ним солидарны и многие специалисты, отмечающие, что его иллюстрации к произведению Данте являются одним из наиболее удачных проектов, осуществленных художником в сфере книжной графики. Гравюры создавались Р. Жаке и Ж. Терикко под пристальным наблюдением автора. При этом для достоверного воспроизведения каждой акварели понадобилось от 20 до 37 деревянных форм, а их общее количество, созданное за 5 лет работы, составило порядка 3500. После печати тиража все формы по требованию Дали были уничтожены.
Еще один пример «книги художника» — издание «Лисистраты» Аристофана, к иллюстрированию которого Американское общество библиофилов привлекло самого Пабло Пикассо в начале 1930-х годов. Так, офорт «Два старика и парусник» (1934) является одним из шести офортов иллюстративного цикла античной комедии. В этой серии Пикассо закономерно отталкивается от классических образов и, черпая вдохновение из древнегреческой вазописи, создает плоскостные декоративные композиции. Офорты, выполненные в легкой свободной манере, создают впечатление быстрых карандашных зарисовок. Жесткие контурные линии формируют силуэты фигур, слегка деформированных в характерной стилистике Пикассо.
Примечательны эстампы, выполненные по монотипиям импрессиониста Эдгара Дега, большая часть которых была уничтожена братом художника, поскольку они изображают вызывающие по меркам того времени сцены из жизни дам полусвета. Уцелевшие листы по инициативе книгоиздателя и арт-дилера А. Воллара были переведены в офорты выдающимся гравером Морисом Потеном и украсили издание романа античного автора Лукиана «Разговоры гетер», выпущенного в 1935 году.
Еще в конце 1920-х годов у Воллара появилась идея привлечь Марка Шагала к иллюстрированию текстов Священного Писания. В частности, лист с изображением Моисея со скрижалями (1956) входит в серию работ, выполненных художником для оформления издания Библии. Шагал со всей серьезностью подошел к выполнению заказа и отправился в путешествие с семьей на Ближний Восток, чтобы воочию увидеть места, где разворачиваются события, описываемые в библейских текстах. К сожалению, смерть Воллара и Вторая мировая война помешали книге выйти в намеченный срок, ее публикация стала возможной лишь в середине 1950-х годов. В библейских композициях Шагала ощущается стремление автора выйти за рамки сложившихся канонов и передать хорошо всем известные образы с точки зрения чистого, незамутненного сознания, не видящего различия между миром «горним» и «дольним» и ощущающим присутствие Творца повсюду. Простота и прямолинейность, с которыми Шагал подходит к интерпретации библейских сюжетов, мгновенно завораживают зрителя, переносят его в мир, наполненный знакомыми героями, трактованными в традициях раннехристианской живописи, наивного искусства, детского рисунка, что подчеркивает вневременной характер этих святых образов, равно как и их доступность для восприятия широким кругом читателей вне зависимости от возраста. На цветных литографиях Шагала, представленных на аукционе, зритель видит героев, встречающихся в живописи и графике художника, — ангелов, музыкантов, образам которых свойственна повышенная эмоциональность, достигаемая им в первую очередь за счет цветовой насыщенности листов.
Цикл литографий, созданный по поздним произведениям Анри Матисса, опубликованный в модернистском художественном издании Verve в 1958 году, достоверно отражает всю глубину авторского творческого замысла. Начиная с 1940-х годов французский художник обращался к технике декупажа (от фр. découper — вырезать), которую он сам называл «рисованием ножницами». Матисс вырезал из листов бумаги, окрашенных гуашью, различные образы, формируя во многом в импровизационной манере оригинальные композиции. Так, живописец оставался верен эстетическим принципам фовизма, задействуя чистый цвет, оказывающий непосредственное эмоциональное воздействие на зрителя. Среди отобранных на аукцион лотов можно найти как знаменитых обнаженных Матисса, в которых исследуются выразительные возможности женского тела с помощью абстрагированных форм и контурных линий, так и известную композицию «Падение Икара», созданную изначально для культовой книги «Джаз» (1947), где художник выступил одновременно как автор текста и иллюстратор-оформитель.
Таким образом, печатная графика стала неотъемлемой частью творчества главных мастеров ХХ века, которые раскрыли ее выразительные возможности и вывели ее на новый качественный уровень развития, добившись на этом поприще не меньших успехов, чем на поле живописных экспериментов. Эстампы художников за прошедшее столетие пополнили как крупнейшие частные коллекции, так и музейные собрания. Они регулярно появляются на торгах ведущих аукционов мира, вызывая всегда большой ажиотаж среди поклонников графического искусства. Относительная ценовая доступность печатной графики всемирно известных модернистов и при этом ее несомненные высокие эстетические качества дают возможность коллекционерам и ценителям творчества прославленных авторов прикоснуться к их наследию.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20220117_auctionAI_XXI.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20220117_auctionAI_XXI.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.