Art Investment

Открыт 93-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»

В каталоге специализированного аукциона современной скульптуры собраны произведения Сергея и Тимофея Бычковых, Дмитрия Воронина, Андрея Марца, Георгия Смирнова, Ольги Хан, Владимира Чибисова

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 407 и 93-го аукциона «21-й век. Современное российское искусство».

Лоты 93-го кураторского аукциона «21-й век. Современное российское искусство» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.

В составе аукциона 13 лотов — произведения современной русской скульптуры.

Роль пластики в современном культурном пространстве весьма значима и многогранна. Скульптура обладает уникальной способностью своим специфическим языком фиксировать сложившееся в культурном сознании восприятие пространственной среды. Она выявляет скрытые алгоритмы художественного мышления эпохи.

Скульптура, особенно современная, довольно сложный для восприятия вид искусства. Находясь в постоянном развитии, она меняет свои эстетические направления вместе с другими художественными течениями. В поисках самовыражения авторы прибегают к новым формам и материалам, подчас достаточно необычным и экспериментальным.

Надо признать, талант художника, вне зависимости от используемого материала, безусловно, звучит лишь в том случае, когда его композиции наполнены смыслом, образностью, интересной пластикой, что делает их современными, непохожими на другие произведения (Екатерина Шмакова, искусствовед, куратор).

Куратор Екатерина Шмакова собрала яркую и разнообразную коллекцию произведений в разных материалах, техниках и направлениях. Самый старший из представленных авторов — один из лучших отечественных анималистов Андрей Марц (1924–2002), самый молодой — Тимофей Бычков (1993). Архаичные рисунки и античное искусство, народное творчество и классическая школа, наивное искусство и эксперименты модернистов заложили основы творчества наших авторов, помогли им найти свои пути, свою стилистику, одухотворенную интересом к своему делу и подлинной экспериментаторской страстью, которая их объединяет.

Авторы, как правило, не любят говорить о себе и своих произведениях: они все сказали языком творчества. «Художник для другого художника — зритель неблагодарный, — говорил скульптор Николай Силис. — Через призму своей индивидуальности ему трудно проникнуть в психологию творчества коллеги». Профессиональные искусствоведы и критики говорят о самом важном. В этом обзоре мы собрали слова авторов, коллег, искусствоведов, чтобы пригласить зрителя на праздник скульптуры, рассказать ему о художниках и, возможно, помочь сделать выбор.

Тимофей Бычков. Ожидание Европы. 2018 | Освобождение. 2021

Путешествие у каждого свое. Отдых. Новые впечатления. Работа. Рутина. Бегство. Путь.

Оно может быть очень коротким и невозможно длинным. Простым и легким. Сложным и невероятно трудным. Но главное — это движение. Без возможности движения невозможен путь (Тимофей Бычков).

Обладая классическими приемами пластики, молодой скульптор нарочито легко отходит от реалистически-иллюзорной лепки к обобщенным формам. Тимофей Бычков создает свой художественный мир, причудливый и многообразный. Его произведения несут принцип иронии и гротеска, они основаны на взаимосвязи реальности и причудливых фантазий. Все это позволяет посмотреть на обычные предметы и явления с совершенно неожиданной, необычной точки зрения. Обыденные вещи одухотворены шутливо-эмоциональным авторским видением. В современное искусство вошел скульптор впечатляющего творческого потенциала (Екатерина Шмакова, искусствовед, куратор).

Сергей Бычков. Я стоял на носу… 2011

Я стоял на носу
и держал на весу
задние лапы
и... (Сергей Бычков, комментарий к одноименной работе, oms.ru )

Мне импонирует в Сергее умение выразить внутреннее состояние. И еще как для меня, так и для него сюжетом зачастую является сидение, стояние, парение. Все это в искусстве важно. Это и есть сущность скульптуры (Владимир Лемпорт, скульптор, oms.ru ).

Отвечая на вопрос о своих немного загадочных и странных, немного грустных и чудаковатых персонажах, Сергей Бычков поясняет, что всегда следует за своим «внутренним человеком», сообразуется с его приключениями души, с его эмоциональным движением, психологическим самостоянием. Каждую очередную работу порождает яркое и сильное событие внутреннего человека, это встреча душ, переплетение и созвучие невидимых струн, где сюжет необходим автору как подпорка, служебная конструкция.

Он никогда не ждет вдохновения, а всегда находит его в работе. А работа его уже много лет связана с любимым, хорошо изученным материалом — бронзой. Кажется, что этот материал живо откликается на любой творческий замысел мастера, на каждый поворот его мысли, на всякий замысловатый ход образостроительства.

Сам Сергей Юрьевич объясняет, что бронза — материал весьма широкого диапазона выразительных средств, бронза даже дает возможность создания определенной цветовой гаммы, а разные способы полировки бронзы привносят в готовую вещь необходимые светотеневые эффекты. К тому же продуманная обработка бронзы сводит на нет качество этюдности, незавершенности и вместе с тем не лишает произведение легкости, изящества, все новых комбинаций объемов и линий (Никита Иванов, oms.ru ).

Его «малая пластика» выдерживает любое увеличение. Ее можно довести до размеров монументальной скульптуры на площади, как можно спроецировать на многометровую стену крохотную, в несколько сантиметров, гравюру великого Фаворского (Мария Чегодаева, oms.ru ).

В искусстве Сергея Бычкова благотворное влияние мирового скульптурного наследия — от древнеегипетских монументальных форм до остро напряженной архитектоники композиций Генри Мура — нашло отражение в образном строе его бронз и каменных изваяний. В большое искусство вошел скульптор больших возможностей, художник впечатляющего творческого потенциала (Юрий Орехов, скульптор, oms.ru).

Если говорить о каком-то «матвеевском» влиянии на творчество Бычкова, то оно, наверное, сказывается лишь в четкости и ясности решения, в классически выработанной пластике. Философский, духовно-нравственный смысл его работ сугубо индивидуальный, глубоко личностный. Их отличают прежде всего драматизм, внутренняя напряженность, жесткость образного мышления (Евграф Кончин, искусствовед, oms.ru).

Работы Сергея Бычкова затрагивают в душе что-то важное и настоящее, дотягиваются до ядра, до сути. Для создания художественных образов скульптор тонко обобщил форму, что сделало его скульптуры простыми для восприятия. Но это глубокая, сложная простота. В работах Сергея много недосказанности, которая рождает у каждого из нас свои образы (Зоя Бездель, zoikinkrug.com).

Сергей Бычков — удивительный скульптор. Он берет свои образы и пластические решения ниоткуда — я подозреваю, что из своей башки. Некоторые из его композиций я бы и сам с удовольствием сделал, но Сергей их первым придумал, вылепил и выпустил на волю — жить своей жизнью. И вообще, он хороший человек (Михаил Дронов, скульптор, oms.ru).

Дмитрий Воронин. Кот. 2021 | Рыба. 2012

Дмитрий Борисович Воронин — художник-анималист, работающий в графике и станковой скульптуре, член Союза художников России, почётный член-корреспондент Международной академии культуры и искусства. Известен прежде всего как мастер деревянной скульптуры, виртуозно работающий в таких сложных техниках, как маркетри и инкрустация, поверхность его работ отличается богатой орнаментикой, игрой фактур и декоративностью. Создает лаконичные бронзовые композиции.


Телеинтервью скульптора Дмитрия Воронина
Источник: youtube.com

«В конце 90-х годов, монтируя одну из скульптурных выставок, неожиданно увидел необычную работу. Спрашиваю: кто автор? Подходит скромный, худенький молодой человек… Это был Дима Воронин, а работа называлась “Рыба”.

С тех пор встреча с каждым произведением Димы вызывает у меня удивление и восхищение.

По мастерству обращения с материалом ему нет равных, разве только скульптор Кирилл Александров.

К своим открытиям в скульптуре Дима прошел и через классическую школу Строгановки, и через реставрацию, и через работу гл. художником фрезерного завода. В разное время его учителями были такие большие скульпторы, как Лев Михайлов, Александр Белашов, Александр Бурганов. Но сильнее всего, по мнению самого автора, на него <повлияло> творчество Андрея Марца. Гротескность образа, предельная лаконичность стали основными приемами и в творчестве скульптора Дмитрия Воронина.

В своих произведениях Дима как бы балансирует на грани. Отказ от традиционной пластики, идеализация формы, предельная выявленность материала легко могут увести в холодный дизайн и потерю внутренней теплоты содержания. Не случайно автор иногда возвращается к традиционной пластике — “Кот”.

Очевидна безразмерность многих произведений Димы, они могут быть воплощены и в более крупных размерах.

Почему животные? У Димы с детства были животные, он любил их и наблюдал за ними. Думаю, что внутреннее восхищение божественным творчеством — неисчерпаемость форм и конструкций — подлинный фундамент творчества скульптора Дмитрия Воронина» (22 апреля 2014, скульптор Борис Чёрствый).

Андрей Марц. Жирафы. 1980-е | Лирохвост. 1980-е

Отточить образ до символа, найти для каждого зверя его пластическую формулу можно лишь при хорошем знании натуры. Художник-анималист должен попытаться понять сущность животного, не очеловечивая его. Мне дорого само животное, характерность того или иного вида. Когда мне удается это передать — создаваемый мною образ становится, как мне кажется, более убедительным и органичным (Андрей Марц, marz12.narod.ru).

Андрей Марц обладал редким даром воплощать в изображениях животных, зачастую камерных, масштаб огромного культурного пространства. Его острое, цепкое видение, подпитанное раскованным воображением и тонким чувствованием возможностей скульптурного материала, соединяло непосредственные реальные впечатления с глубокими познаниями истории мировой анималистики — от первобытных памятников и искусства кельтов до образов, знаков и символов, созданных изобразительной традицией народов Ближнего и Дальнего Востока, Китая, Индии и Северной Африки.

Так возникала новая скульптурная «живность», очень выразительная по формотворческим решениям, сочная по лепке характеров, живущая по каким-то своим особым законам, созданным для нее одним из тишайших созерцателей природы, скульптором Андреем Марцем. Жирафы, похожие на ажурные затейливые башенные конструкции, антилопы, чьи полетные грации изящно подчеркнуты остроумным кроем объема из единого медного листа, носороги с монументальными панцирными телами, уподобленными доспехам средневековых рыцарей, рыбы, словно вылепленные по неведомым древним магическим рецептам, разнообразнейшие птицы, то танцующие, то хлопочущие по своим «житейским» надобностям, то трагически надломленные, в литьевой лепке которых угадываются следы экологических катастроф...

… Образы животных — лиричные и трагикомичные, монументальные и игровые, архетипные и конструктивно-декоративные — все они были отмечены печатью таланта их создателя и неповторимой марцевской любовью к жизни (Л. Ю. Исаева, artmuseumtomsk.ru).

Творчество Андрея Марца, по общему признанию, совершенно особое, уникальное явление в современном анималистическом искусстве. Его работы, острые и точные по образному решению, поражают неожиданностью и декоративностью, остроумными находками в использовании свойств материала, современностью пластического мышления. А между тем Марц — убежденный наследник классической школы отечественной пластики, считающий ее основой, опорой для искусства современного с его подчеркнутым вниманием к форме.

Что касается скульптурного материала, то Марц сделал свой выбор в самом начале творческого пути, раз навсегда определив для себя металл как наиболее подходящий для реализации его пластических замыслов. Металл — подлинная стихия Марца. Не знающий аналогов оригинальный метод мастера, изобретенный им способ металлического отлива с введением проволоки, сочетание плотных масс и сквозных ажурных конструкций, контраст объемов и пустот позволили Марцу создать свой собственный, ставший уже классическим канон, безукоризненно работающий через раскрытие свойств материала на образ, характер изображаемого животного (Марина Юргенс, ГТГ, marz12.narod.ru).

Андрей Марц принадлежит к числу выдающихся скульпторов-анималистов. В его творчестве счастливо соединились качества скульптора, мыслящего пластическими формами, органично чувствующего выразительность и физические возможности материала, обладающего остроумной изобретательностью в решении задач, и человека, очарованного бесконечным многообразием живого мира, не устающим удивляться перед гением Творца…. (gallerynazarov.ru).

Георгий Смирнов. Птенчик. 2019 | Рыбка-клинобрюшка. 2010

Я родился в Москве в 1977 году. Отец мой работал разнорабочим на стадионе, мать — инженером-конструктором. С детства люблю читать и рисовать. Немного учился игре на баяне. Перед поступлением в ВУЗ занимался год на подготовительных курсах в Институте землеустройства с прицелом на кафедру архитектуры. Однако по окончании курсов поступать туда не стал, а поступил в Институт стали и сплавов на кафедру литья. Окончил его в 1999 году по специальности «инженер-литейщик цветных металлов». Специализацией моей стало художественное литье.

Благодаря этому, а также уникальному стечению обстоятельств я тем же летом устроился работать на Бабушкинский комбинат литейщиком в творческую группу Владимира Петровича Буйначева. Замечательный коллектив комбината, творческая атмосфера побудили и меня к созданию собственных творческих работ. В Московский союз художников я вступил в 2005 году.

Неудивительно, что первые свои работы я сделал в жанре анималистики. Спасибо моим друзьям — Петру Хохловкину и Рамилю Шерифзянову. Они брали мои первые опыты на выставки в Дарвиновский и Тимирязевский музеи, всячески поддерживали мои эксперименты. А ведь я, и правда, не стремился сделать животных в реалистическом ключе — главной задачей был поиск знака, некой общей сущности, выражающей внутреннюю суть животного. Для меня очевидно, что ответ скрывается в самом начале цивилизации — это рисунки на стенах пещер, архаическое искусство. Потребовалось, однако, трансформировать эти образы в иное пластическое решение, дабы передать сложившийся в голове образ.

Так возникли «Телец», «Пелопонесская сова», «Рыба-кит».

С моей точки зрения, скульптура как трехмерный объект более близка и понятна зрителю, чем, например, живопись. Ребенком попав первый раз в Пушкинский музей, я был очарован скульптурными залами и долгое время до живописи даже не доходил. Египет и Месопотамия, греки и Ренессанс своими шедеврами с лихвой наполняли меня ощущением прекрасного и жаждой творить.

Скульптура для меня в классическом ее понимании не нуждается в «костылях» в виде длинных сопровождающих текстов, она интуитивно понятна и притягательна. И еще очень важен эмоциональный контакт с работой, эстетическое переживание, которое она сообщает. Сколь мудрена и пластически затейлива может быть иная современная скульптура, удивление от нее без эмоционального переживания переводит ее для меня в разряд «фокуса», некоторого аттракциона, с искусством никак не связанного (Георгий Смирнов).

Пластика Георгия Смирнова сдержанна, лаконична и точна. Скульптор добивается максимальной выразительности при минимуме средств, говоря со зрителями языком обобщенности, метафор и доброго юмора (Екатерина Шмакова, искусствовед).

Ольга Хан. Джульетта. 2008 | Дольки. 2019

Ольга Хан работает с разнообразными материалами и техниками, создает яркие и необычные композиции из бронзы, керамики, дерева, шамота. Ее оригинальные скульптуры-трансформеры предполагают свободную компоновку составных частей, каждая из которых имеет свою раскраску и орнамент, что позволяет увидеть произведение с разных ракурсов и вовлекает самого зрителя в процесс создания образа (Мария Беликова).

Рассказ художника о себе и своих работах смотрите здесь.

Произведения Ольги Хан — это увлекательный, затягивающий квест, где смещенные и пересеченные плоскости пространств интерьера и внешнего мира образуют замысловатые лабиринты, по которым, как по ленте Мёбиуса, можно нащупать дальний горизонт рукой.

Эти игры апеллируют не к рассудочной эквилибристике, но подвластны идее материализовавшейся в объеме метафоры чувства, эмоции, впечатления. Подобную метафору автор формулирует с детской непосредственностью, пренебрегая анатомической точностью, утрируя пропорции, расставляя акценты на существенной мысли.

Так, в ее работах поющий человек полностью преобразуется в песню, в голос, и рожденный звук заключает в себе весь мир, замещает собой и певца. Подобные попытки материализации эфемерной, но эмоционально заряженной субстанции удаются Ольге Хан с легкостью «щелчка пальцев», когда зритель понимает, что именно так и можно выразить описанное явление (oms.ru).

Владимир Чибисов. Аэробика. 1995 | Праздник. 1995

Главный мой герой — это скульптурный материал.

Меняется пространство и время, жизнь может предложить любые темы и сюжеты, но материал в скульптуре всегда во главе угла, всегда источник поиска и открытий.

Камень — а с ним я более всего работаю последние годы — это собеседник, не терпящий суетных движений. Ему не навяжешь свою волю. Природа камня откроется лишь в созерцании и терпении, лишь в неторопливом диалоге.

Металл — мир нагреваний и остываний, перетеканий и деформаций — это совсем другая история, где конечный результат нужно предположить заранее, тогда откроется улыбка перевоплощений.

Керамика — нежна и вероломна, ее женственная природа бесконечно изменчива и иронична.

Дерево — самый теплый и живой собеседник, всегда готовый к взаимодействию формы и цвета.

Процесс работы с деревом — вершина земного наслаждения.

Материал скульптуры — это всегда и открытие и загадка. Как поведёт он себя в работе? А в пространстве? А в диалоге с формой? Но есть еще и тайна сочетания материалов друг с другом, есть еще тайна встречи объема с цветом и графикой. И чем дольше к материалу прикасаешься, тем безбрежнее поле его возможностей и новых загадок.

Сочетание материалов — это всегда риск и ответственность.

Но и возможности здесь особые и конечно же ещё неизведанные (Владимир Чибисов).

Часто, по словам художника, он берет «бросовый» камень и выявляет скрытую в нем художественную форму, превращая его в реальных и фантастических животных, объединяет разные материалы, добавляя к основному объему детали из металла и поделочных камней. Еще один прием, который использует мастер, — это цвет, акцентирующий детали и делающий скульптуру, когда это соответствует замыслу автора, более декоративной (njerusalem.ru).

Желаем удачи на 93-м аукционе «21-й век. Современное российское искусство»!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20211122_auctionAI_XXI.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20211122_auctionAI_XXI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».