«Второе поколение». Открыт 80-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»
ARTinvestment.RU   23 августа 2021

В каталоге куратора Александра Кацалапа собраны произведения Рубена Апресяна, Евгения Белоконева, Сергея Бордачёва, САН САН КА РА, Александра Кацалапа, Михаила Крунова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Валерия Светлицкого, Игоря Ширшкова

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 394 и 80-го аукциона «21-й век. Современное российское искусство».

Лоты 80-го кураторского аукциона «21-й век. Современное российское искусство» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.

В составе аукциона 10 живописных произведений.

Кураторский аукцион Александра Кацалапа «Второе поколение» объединяет художников, родившихся преимущественно в послевоенное время, в творчестве которых прослеживаются схожие мировоззренческие установки. «Космополиты по мироощущению, художники второго поколения не особенно привязаны к нашим традициям… Граждане мира, вы не принадлежите ни одной стране, ни одному направлению в искусстве», — отмечает коллекционер В. Дудаков. Примечательно, что для многих представителей «второго поколения» характерен интерес к абстрактному искусству, при этом часть художников (Кацалап, Апресян, Карасёв, Бордачёв, Крунов) пребывает под сильнейшим впечатлением от русского беспредметного искусства, служащего для них нескончаемым источником вдохновения и творческих импульсов, универсальной точкой отсчета для собственных экспериментов.

Александр Кацалап (1957), куратор настоящего аукциона, не ограничивается в своем творчестве каким-то одним выбранным стилем или направлением, а подходит к истории искусства аналитически, свободно оперируя изобразительными кодами в зависимости от поставленной художественной задачи. В конце 1990-х — начале 2000-х годов художник разработал концепцию «ноуменального искусства», в основе которой лежала авторская техника спонтанного рождения живописных форм. В последние годы Кацалап переосмысливает достижения отечественного беспредметной живописи 1910–20-х годов, совмещая супрематические формы Малевича с примитивистской эстетикой. Не в меньшей степени художника интересует и «вещный», предметный мир, который он также отображает в своих произведениях, запечатлевая порой будничные, даже банальные объекты из окружающей его реальности.

Рубен Апресян (1963) развивает в своем творчестве целый спектр модернистских течений, тяготея в последние десятилетия к абстракции. Будучи учеником «советского сезанниста» Иосифа Гурвича, в ранний период Апресян закономерно испытал влияние французских живописцев, а также мастеров «Бубнового валета». Далее он все больше и больше погружался в беспредметное искусство, переосмысляя достижения русского авангарда и европейской абстракции. Подобно Малевичу и художникам его круга, Апресян исследует возможности геометрической абстракции, обращаясь к знаковым образам, отражающим универсальные законы мироздания и создавая аналитические работы, близкие к минимализму.

Сан Сан Ка Ра (Александр Карасёв, 1951) также является приверженцем геометрической абстракции, с помощью которой он следует, по собственному выражению, «универсальному принципу познания человеком себя и Вселенной». Создавая изощренные умозрительные композиции из разнообразных фигур, окрашенных локальным цветом, он исследует ритмику и колористические соотношения этих образов-символов, олицетворяющих для автора некие первоосновы всего сущего. «Динамичная геометрия художника, энергетически связанная в кванты, в блоки, в “каскады”, как говорит сам автор, превращает живописную материю в сложную “текстовую” ткань, представляя ее как зашифрованную информацию», — пишет искусствовед В. Пацюков о творчестве художника.

Сергей Бордачёв (1948) работает как с геометрической абстракцией, рассчитанной на интеллектуальное осмысление, так и с экспрессивной, лишенной логично-рассудочного понимания. В его произведениях можно найти множество отсылок к работам мастеров отечественного искусства 1910–20-х годов. Художник также прославился созданием коллажей и ассамбляжей, составленных из бытовых предметов, в которых он развивает живописно-пластические идеи Татлина, а также немецких дадаистов.

Творческие поиски Михаила Крунова (1954) идут в русле художников-шестидесятников, со многими из которых его связывали дружеские отношения (А. Каменский, Ю. Злотников, В. Андреенков). Именно от них он воспринял установки на отражение космологической картины мира средствами искусства. В последние годы Крунов посвятил себя экспериментам на поле геометрической абстракции, которую сам окрестил как «арифметическая комбинаторика». В этих абстрактных геометрических композициях основным элементом является квадрат или ромб, из которых выстраивается живописная матрица, где каждый сегмент заполен определенным цветовым сочетанием, играющим важную смыслообразующую роль в целостном восприятии произведения.

Александр Лозовой (1949) известен не только как художник, но и как искусствовед, специалист по отечественному искусству первой трети ХХ века, автор книг о К. Малевиче, П. Филонове, В. Бубновой (у которой он учился в 1960–70-е годы). Будучи знатоком мирового искусства, Лозовой активно применяет эти знания и в своем творчестве, экспериментируя с различными стилями и направлениями. Так, в его произведениях заметны следы влияния мастеров отечественного авангарда, экспрессионизма, нового французского искусства, японской гравюры. Одной из излюбленных техник художника является монотипия, в которой он создал множество работ, в том числе абстрактных композиций, отличающихся мягкими тональными переходами и выраженной декоративно-ритмической организацией пространства.  Он также разработал уникальную авторскую технологию нанесения и закрепления красочных пигментов, которую активно использует при создании живописных произведений, что придает его работам характерную колористическую насыщенность.

Игорь Ширшков (1962), как и Александр Лозовой, не только живописец, но и специалист по истории отечественного искусства, в частности по творчеству К. Малевича, по которому он защитил в свое время диссертацию. Художник увлечен мифологией различных народов и эзотерическим знанием древних писаний, средствами искусства он пытается отразить заложенные в них универсальные законы, соединить живописное пространство с текстом и устранить таким образом между ними всяческие границы. Часто на его полотнах можно найти буквенно-числовые композиции, на которых монументализированы сакральные символы, открывающие зрителю новые возможности прочтения древнего знания. Ширшков тяготеет больше к лирической абстракции, формальные элементы у него не геометризированы, а напротив, отличаются большей органической свободой — отсюда много изогнутых линий, неправильных форм (приближенных порой к очертаниям биологических организмов — клеток), отражающих идею единства микро- и макромира.

Борис Марковников (1958) работает преимущественно в русле абстрактного искусства, используя при этом расширенный арсенал материально-изобразительных средств. Произведения художника всегда отличаются богатой живописной фактурой, поверхность его полотен, как правило, рельефна и содержит порой приклеенные инородные элементы. Марковников часто прибегает к технике граттажа: нанося до 15 слоев краски, он потом соскабливает их, добиваясь необходимого «осязательного» впечатления первозданного хаоса и уделяя особо внимание световому наполнению пространства холста. Иногда в этом люминесцентном свечении проступают фигуративные образы — от человеческих лиц до пейзажей.

В творчестве Евгения Белоконева (1953) продолжает жить эстетика модернизма первой трети ХХ века, в особенности нового французского искусства и экспрессионизма. По собственному признанию художника, его вдохновляют работы Ван Гога, А. Матисса, К. Моне, О. Ренуара, порой в его вещах можно найти прямые отсылки к известным произведениям выдающихся европейских мастеров. Как и на полотнах фовистов, в его работах колористическая составляющая главенствует над формальными отношениями, задавая определенный эмоциональный настрой. Среди рассматриваемых участников аукциона Белоконев, пожалуй, в большей степени ориентируется на наследие европейского модернизма, проводя живописные эксперименты преимущественно в рамках фигуративного искусства.  

Валерий Светлицкий (1938–2018) старше всех тех, кого куратор Александр Кацалап пригласил для участия в аукционе «Второе поколение», но его творческие поиски шли в одном русле с ними. Светлицкого так же интересовали живописно-пластические возможности абстрактного искусства, в частности способы эмоционального выражения через насыщенные контрастные цветовые сочетания, а его творчество специалисты связывают, как правило, с абстрактным экспрессионизмом. Художник создал множество обобщенных портретных образов, поражающих зрителя своей цветовой насыщенностью, живой манерой письма, передачей внутреннего переживания и напряжения. Многие из этих образов схожи по духу с произведениями американского абстракциониста Виллема де Кунинга.

Каждый из участников аукциона имеет узнаваемый стиль, равно как и круг развиваемых идей и тем. Для всех них характерно стремление выйти за рамки логично-рассудочного мышления и постичь средствами искусства тот пласт бытия, который простирается за границами видимой реальности. Именно этим можно объяснить открытость художников «второго поколения» к разнообразным живописным экспериментам, их неподдельный интерес к разным эпохам и направлениям в искусстве (и в особенности к абстракции), а также их отказ от традиционных академических ориентиров.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20210823_auctionAI_XXI.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20210823_auctionAI_XXI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх