Персона недели: Галина Быстрицкая
В творчестве Галины Быстрицкой (1961) продолжает жить эстетика экспрессионизма, в основе которой лежит эмоционально-чувственное восприятие мира, реализуемое художницей посредством богатой колористической насыщенности и акцентированной живописной поверхности
Галина Быстрицкая родилась в Москве в 1961 году. В 1985 году окончила Московский полиграфический институт, факультет художественно-технического оформления печатной продукции. Она давно выработала свой собственный оригинальный и узнаваемый стиль и придерживается его уже многие десятилетия. Искусствовед Андрей Толстой, очень точно подметивший своеобразие творчества Быстрицкой, писал, что ей «присуще прежде всего тактильное восприятие красочной массы, самой стихии цвета — очень субъективное, личное, почти интимное восприятие материи живописи как части ткани самой жизни, без чего никакой экспрессионизм невозможен» (expo-88.ru).
Художнице свойственна эмоциональная манера письма, в связи с чем она часто работает пальцами, надевая на руки тонкие хирургические перчатки и используя лишь время от времени мастихин. Ее картины, словно «вылепленные» объемными фактурными массами, повышают степень осязательности запечатленных образов, обнажая зрителю следы всего творческого процесса. «Поиск средств для безупречной точности высказывания — вот цель, которая заставляет пробовать. Пытаясь консервативно удержать в момент восприятия знание об аристотелевском единстве места, времени и действия, хочется найти именно тот изобразительный язык, который окажется глубже, структурнее, современнее», — так описывает свое творческое кредо художница.
Будучи заядлой путешественницей, Быстрицкая объездила всю Европу, Азию, посетила Африку и Латинскую Америку. Творчество и путешествия сливаются у нее порой в единый и неразрывный процесс, поскольку во все свои многочисленные поездки она непременно берет с собой холст и краски. «Моя жизнь — путешествие без остановки, мои картины — будто сборник цитат из путевого дневника», — говорит Быстрицкая. Заряжаясь эмоционально энергией места пребывания, она работает в «полевых условиях» и выплескивает все накопившиеся впечатления на холст, практикуя фактически принцип «живописи действия». На полотнах Быстрицкой можно увидеть разнообразные природные и городские виды, ее интересуют и признанные достопримечательности («Старая площадь. Венеция», 2012; «Тюильри. Париж», 2014), и менее известные места, вдохновившие ее своей неповторимой энергетикой. Можно увидеть на работах художницы и местных жителей, поскольку порой именно люди являются для нее частью уникальной атмосферы города («Кейптаун. Вудсток. Южная Африка», 2015; «Рынок на канале. Керала. Индия», 2006).
Иногда посещение той или иной страны вдохновляет Быстрицкую на создание работ в стилистике ее исторического прошлого, как это произошло, например, после поездки в Италию, после которой художница создала целый цикл произведений, отсылающих к помпейским фрескам, античной вазописи, фризам древнегреческих храмов. В этой серии она несколько «заглушает» свою палитру, создает более статичные и уравновешенные композиции и имитирует на живописной поверхности «следы времени» — утраты красочного слоя, потертости, характерные для древних настенных росписей («Натюрморт с грушей и яблоком», 2016; «Пир», 2014).
В поисках вдохновения художнице не обязательно уезжать далеко из России, она находит поэтику даже в невзрачных на первый взгляд вещах — например, в сельском бездорожье, борозды и выбоины которого в интерпретации Быстрицкой обретают живописно-пластическую цельность, красочность и поражают своей ритмикой («Дорога. Россия», 2010). Ряд ее пейзажей балансирует на грани абстракции и фигуративности («Гроза над Плещеевым озером», 2012), в особенности когда художница стремится передать буйство стихии, энергия которой, трактованная динамичными пастозными мазками, пульсирует по всей живописной поверхности, как бы растворяя все предметные формы.
Жанр цветочного натюрморта получил особенно яркое развитие в ее творчестве. Для Быстрицкой натюрморт — это повод в очередной раз проявить свой талант колориста, продемонстрировать тонкое понимание цвета. Можно найти немало полотен, где на абстрактном пестром фоне запечатлены живописные массы соцветий. Часто при этом она обращается к технике коллажа, создавая из кусочков бумаги яркие плоскостные композиции, отсылающие к эстетике гобелена («Гортензии и флоксы», 2017; «Нарциссы и ирисы», 2007).
Говоря о портретном жанре, особенно важно отметить социально-ориентированный проект «Долгие лета», в рамках которого художница общалась с постояльцами социального центра для престарелых людей в Переславле-Залесском и создала серию ярких портретных образов. Быстрицкая своим вниманием не только поддержала этих социально-незащищенных стариков, но и личным примером показала важность участия в жизни других людей. Получившиеся произведения написаны в экспрессивной авторской манере, особый акцент сделан художницей на глазах пожилых людей. В результате за каждым портретом стоит целая судьба и вся прожитая жизнь, а запечатленные ею образы отличаются психологизмом и индивидуальностью.
Произведения Быстрицкой транслируют позитивное отношение к жизни, напрямую воздействуя на эмоциональное состояние зрителя. Работы художницы находятся в коллекциях Вологодской картинной галереи, Брянского художественного музея, в музее «Новый Иерусалим», а также в частных собраниях России, США, Германии, Англии, Австрии, Франции, Югославии, Турции, Китая, Израиля, Канады и Японии.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20210802_bystritskaya_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20210802_bystritskaya_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.