Выставка
«Фантасмагории Виктора Крапошина»

9 — 30 сентября

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Персона недели: Александр Кацалап
ARTinvestment.RU   26 июля 2021

Александр Кацалап не ограничивается в творчестве одним выбранным стилем или направлением, а подходит к истории искусства аналитически, свободно оперируя изобразительными кодами в зависимости от художественной задачи

Александр Кацалап родился в семье офицера на Памире в 1957 году, но вскоре его семья переехала в Москву. Окончил Московский государственный академический художественный институт им В. И. Сурикова.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов художник разработал концепцию ноуменального искусства, в основе которой лежит идея расширения рационально-чувственного опыта через авторскую технику создания произведений. На практике этот живописный метод схож как с автоматическим письмом, популярным еще в кругах сюрреалистов, отдававших свою творческую волю на откуп бессознательным порывам, так и с техникой дриппига американского абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока. Кацалап в произвольном порядке наносил на грунтованный холст линии и краску, получая непредсказуемые изобразительные эффекты, а потом вычленял из этого живописного хаоса образовавшиеся там спонтанные формы, впоследствии дорабатывая их и придавая им фигуративные черты. В результате этого свободного творческого процесса, в основе которого лежит игровое начало, рождались неожиданным образом персонажи античной мифологии («Геракл и лев», 2003), животные, люди, образы из детских воспоминаний («Байки», 2003), натюрморты («Портрет в интерьере», 2003). Часто эти работы сопровождаются авторскими шутливыми комментариями.

В середине 2000-х Кацалапу посчастливилось познакомиться с Владимиром Николаевичем Немухиным — одним из немногих мастеров, с именами которых связано понятие второго русского авангарда. По собственному признанию художника, Немухин оказал существенное влияние на его мировоззрение, задав концептуальный вектор его творчеству. Как и многие нонконформисты, Кацалап также переосмысливает достижения отечественного искусства 1910–20-х годов. Он совмещает супрематические формы Малевича с примитивистской эстетикой, заполняя все пространство своих работ геометризированными персонажами и отказываясь от перспективы и глубины. Иногда он выстраивает с этими героями сюжетные линии, и равномерно распределяет их по плоскости холста («Майский дождь», 2021), а порой они хаотично нагромождены друг на друга, сливаясь в единый ритмизированный геометрический фон, что вносит в работу декоративные черты («Праздник», 2016). В отдельных произведениях можно найти прямые отсылки к крестьянским циклам К. Малевича, героев которых Кацалап переносит на свои полотна («Бал», 2016).

На протяжении последних десяти лет Кацалап занят развитием проекта «Моя территория» — серии картин, скульптуры и инсталляций, объединенных общей темой. В основе проекта лежит идея об участке земли, окруженном забором, обозначающим личную территорию художника, его прибежище от внешнего мира, которое является для него одновременно и местом жительства, и творческой лабораторией. «В 2011 году я осознал простой факт, что всё, что есть на моем участке в коттеджном поселке, недалеко от Москвы, в полной мере отражает весь мир в его громадности и многообразии. На моем участке есть трава, деревья, облака, небо, солнце, звезды, птицы, а если чего и не хватает, то Интернет поможет связаться с любой точкой мира. И у меня, у художника, нет потребности в поисках новых впечатлений, нет необходимости ехать куда-либо, потому что, у меня есть всё...» — рассуждает художник. Кацалап создал не один десяток произведений, на которых запечатлен дощатый деревянный забор, являющийся порой единственным «героем» его работ («Композиция с забором № 15», 2016).

Порой сквозь эту деревянную ограду «прорываются» знакомые персонажи из его других работ («Музыкальный день», 2016). Однако в большинстве случаев этот забор является либо частью пейзажа, либо своего рода живописной поверхностью, на фоне которой появляются то предметы из будничной реальности — зонтики («Мой зонтик», 2013), одуванчики («Одуванчики», 2015), то волнующие автора образы, например обезличенные персонажи в духе Малевича («Вратарь», 2015), — иными словами, все то, на что способна богатая фантазия владельца этого забора.

Таким образом, художественная деятельность Кацалапа отличается как стилистической разнонаправленностью, так и сюжетно-тематическим многообразием. Художественный критик и коллекционер Валерий Дудаков подчеркивает разновекторность его творчества: «работая в разных «манерах», всегда примеряя к ним критерий «сделанности», он одинаково далек как от полного увлечения чисто живописно-пластическими приёмами…, так и от «литературной зауми» сюжетного или концептуального толка. Он правдив, часто прямолинеен в отстаивании своего права, «своей территории», своего мироощущения: мира вещного, прочного, порой и с мистическими реминисценциями символов и намеков, но своего, отгороженного от суеты и мишуры повседневности.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20210726_katsalap_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20210726_katsalap_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 30.08.2021 Персона недели: Катя Филиппова Катя Филиппова — модельер, декоратор, мастер ДПИ, потрясшая отечественную арт-сцену еще в перестроечные годы эксцентричными авторскими нарядами, получила признание сегодня и как автор оригинальных произведений, в которых эклектично сочетаются разные стили и обыгрываются образы массовой культуры
  • 23.08.2021 «Второе поколение». Открыт 80-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге куратора Александра Кацалапа собраны произведения Рубена Апресяна, Евгения Белоконева, Сергея Бордачёва, САН САН КА РА, Александра Кацалапа, Михаила Крунова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Валерия Светлицкого, Игоря Ширшкова
  • 23.08.2021 Мастер люминизма Иван Шультце В Плёсском музее-заповеднике до 10 октября 2021 года открыта выставка «Архитектура света. Иван Шультце»
  • 16.08.2021 Открыт 79-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Михаила Дронова, Николая и Александра Жатовых, Александра Захарова, Константина Звездочетова, Александра Курилова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Ирины Раковой, Романа Рахматулина, Светланы Романовой, Армана Сируняна, Любови Солдатовой
  • 09.08.2021 Открыт 78-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Андрея Бисти, Валерия Газукина, Сергея Геты, Михаила Дронова, Гурия, Наталии и Анастасии Захаровых, Юлии Мамонтовой, Валерия Полиенко, Кирилла Протопопова, Татьяны Соколовой, Кати-Анны Тагути, Елены Утёнковой-Тихоновой, Татьяны Ян
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх