Персона недели: Михаил Дронов
Современный московский скульптор, развивающий в своем творчестве целый спектр пластических направлений, от классики до авангарда, оставаясь при этом верным свободному владению формой
Михаил Викторович Дронов родился в 1956 году в семье скульпторов-шестидесятников Виктора Дронова и Лилии Евзыковой, что, несомненно, предопределило выбор его творческой профессии. Профессиональное образование Дронов получил в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова, окончил мастерскую скульптуры профессора М. Ф. Бабурина в 1980 году.
Когда Дронову едва исполнилось 30 лет, его произведения уже оказались в фонде Государственной Третьяковской галереи, которая начала приобретать его работы с 1986 года. Шестидесятилетний юбилей скульптора в 2016 году был отмечен ретроспективой, проходившей в залах ГТГ на Крымском Валу. В настоящее время Михаил Дронов — признанный скульптор, академик Российской академии художеств, работы которого пополнили собрания Русского музея, Московского музея современного искусства, а также других государственных и частных коллекций США, Великобритании, Германии, Голландии и других стран.
В его творчестве можно обнаружить как монументальную, так и станковую скульптуру во всем многообразии — памятники, рельефы, многофигурные композиции, портреты, натюрморты. Характерная черта дроновской пластики — лаконизм и обобщение форм, синтез классических принципов и модернистских экспериментов. В то же время у него нет очевидных предшественников, творчеству которых он наследует или выстраивает с ним диалог. Свобода Дронова в построении пластических объемов свидетельствует о том, что весь спектр направлений от классики до авангарда он воспринимает не программно, а скорее, инструментально — в зависимости от потребностей той или иной художественной задачи.
Ориентируясь на классическую традицию, Дронов в духе Родена создает многофигурные композиции (Мудрецы, 1989; Болото, 2008), которые, несмотря на свой небольшой размер, производят впечатление монументальности и при необходимости могли бы выдержать и увеличенный формат, органичный в публичных пространствах. В этих работах есть и портретная детализация, и внимание к анатомическим особенностям фигур, равно как и проработка складок их одежды, хотя следует отметить, что все же стремления к максимальному натуроподобию у Дронова нет.
В других работах мастер активно использует пластические приемы авангардистской скульптуры: не уделяет внимания портретным характеристикам, предельно обобщенно трактует объемы, отказываясь от принципа соразмерности. Стремление к композитным формам нашло свое выражение в своеобразном взаимопроникновении его персонажей, подчеркивающем их «витальную» связь друг с другом: фигуры сливаются и переходят органично друг в друга, образуя неразрывное единое целое (Лебединое озеро, 1994; Трое в лодке, 1985; Осьминог, 1994).
В отдельных его произведениях ощущается интерес к архаике, желание приблизить скульптуру к тотемному предмету или племенному идолу, как это стремились сделать европейские мастера первой трети ХХ века, открывшие для себя красоту неклассических образов. Например, композиция «Амулет» (1989) очень напоминает скульптуры К. Бранкузи — правда, в отличие от работ румынского мастера, в монолитных фаллических формах просвечивают портретные черты. Работа «Дискобол» (2011) — яркий пример переосмысления античного сюжета в кубистической манере в духе П. Пикассо, А. Архипенко, Н. Габо.
Дронов также обращается к геометрической стилизации и угловатости форм, наблюдаемой в фигурах немецкого скульптора-экспрессиониста Э. Барлаха, который ориентировался, как известно, на спиритуализм позднеготической скульптуры. В результате в работах «Моя жизнь» (1994), «Это я, Господи…» (2002) просвечивает трагизм и эмоциональное исступление и при всей внешней скупости изобразительных средств создается очень емкий и экспрессивный образ. Скульптуры Дронова «Конькобежец» (1997), «Летающий лыжник» (1997), кажется, и вовсе отсылают к известному парящему ангелу Барлаха: фигуры даже застыли в схожей горизонтальной позе, устремленные в движении вперед.
Дронов также создал и монументальные произведения, украсившие собой общественные пространства. В частности, в Амстердаме на площади Рембрандта установлена скульптурная группа «Ночной дозор» (совместно с А. Таратыновым, 2005), выполненная по мотивам знаменитого полотна прославленного голландского живописца.
Жителям Москвы хорошо знакома его скульптурная композиция «Александр и Натали» (1999), расположенная перед храмом у Никитских ворот, где венчались Пушкин и Гончарова. Он также воссоздал скульптурные образы Преподобного Варлаама Хутынского и Благоверного Гавриила Псковского для убранства Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве (1994–1999).
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20210531_dronov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20210531_dronov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.