Art Investment

Персона недели: Валерий Кошляков

Один из самых известных и востребованных российских художников нового поколения, Валерий Кошляков является великолепным примером самого понятия «современная классика»

Творчество Валерия Кошлякова всегда узнаваемо с первой секунды: очертания образов прошлых эпох словно выплывают перед взглядом зрителя из зыбких, эфемерных глубин его работ, представая во всем величии и всей невинности своей первоначальной красоты, выраженной порой изящным, пусть и руинированным силуэтом. И не важно, античные ли это руины и статуи или архитектура сталинской эпохи, в творчестве Кошлякова время не более чем условность. Он — один из редких современных авторов, которых смело можно назвать певцом красоты. «От величия красоты до ее кончины и исчезновения» — таков, словами художника, диапазон его интересов.

Живущий в последние годы между Москвой и Парижем, Валерий Кошляков родился в городе Сальске Ростовской области в 1962 году, художественное образование получил в Ростовском училище им. Грекова и там же, в Ростове-на-Дону, начал свою творческую деятельность в качестве художника театра музыкальной комедии (1986–1988). Чуть позже Кошляков присоединился к объединению «Искусство или смерть» (1988–1991) и занялся поисками собственного изобразительного языка в компании ярких представителей современного искусства — Авдея Тер-Оганьяна, Александра Сигутина, Юрия Шабельникова и др.

Одним из главных стимулов к формированию уникального авторского стиля стал, вероятно, переезд Кошлякова в Москву в конце 1980-х годов. Здесь он всецело смог посвятить себя занятию творчеством и выработке собственной арт-концепции. Так, с самых первых лет жизни в столице он, прежде работавший в основном на холсте, осваивает новые для себя материалы, крафт-бумагу и гофрокартон, в дальнейшем расширяя свою палитру техник и материалов до использования строительной и упаковочной клейкой ленты и бумаги для создания трехмерных композиций.

К середине 90-х фирменных «кошляковский» стиль уже вполне сформировался. Именно в это время создаются его самые «программные» и сегодня уже каноничные работы, среди которых парижская «Гранд Опера» (1995), московская «Котельническая набережная и Устьинский мост» (1995), и другие узнаваемые архитектурные пейзажи столиц разных эпох.

Архитектура Москвы и Парижа остается одним из главных источников вдохновения Кошлякова и сегодня. Главным, но не исключительным: в творчестве художника можно выделить целые серии, посвященные античным руинам и статуям Греции и Рима, средневековым сооружениям, готической архитектуре, советскому ампиру и послевоенной современной эстетике России.

С середины 1990-х и до наших дней художник решает в своем творчестве одну задачу, выделяя вневременные культурные символы, общие для существующих и ушедших цивилизаций, и объединяя их с нарочито «бескультурным», «бедным», «временным» (то есть сиюминутным, не предназначенным для длительного существования) материалом.

Именно этому служат сочетания, казалось бы, несочетаемых образов высокой «имперской эстетики» с «бедными» материалами вроде разведенной белилами гуаши, разведенного водой акрила, упаковочных материалов — гофрокартона, обрывков бумаги в качестве основы для краски и т.д., которые он регулярно использует как для станковых работ, так и для создания масштабных пространственных инсталляций.

Кристаллизация, разные этапы формирования и виды воплощения этой идеи последовательно прослеживаются и в сериях работ художника. От «голов героев» начала 1990-х и архитектурных композиций середины 1990-х, преимущественно крупно- и среднеформатных работ, выполненных в узнаваемой стилистике потеками сильно разведенной светлой, от белого до серо-синих оттенков, краски на многослойном материале (чаще на гофрокартоне или на многослойной, с эффектом «оборванности» бумаге, или же на бумаге на холсте), к началу 2000-х он переходит к созданию изображений (инсталляция «Изба», «Джоконда») с помощью перекрывающих друг друга слоев липкой ленты. Такой своеобразный выход за пределы плоской поверхности к середине 2000-х логично приводит к следующему шагу: художник обращается к созданию «иконусов» — абстрактных трехмерных композиций из бумаги. Смысл этих объектов сам автор описывает так: «Если представить такое задание для искусства, как выявление причин и связей внешней окружающей среды с художественным сознанием, а также увидеть связь их, то можно обнаружить особенность местного формообразования, которое я назвал русским словом “иконус”. Он не функционален и по своему языку напоминает народные изделия, поделки отца по хозяйству, такие как туалет, душ, собачья будка».

Выставка этих проектов в 2005 году прошла в Государственном Русском музее под названием «Одежда пространства. Иконусы».

Развитием идеи «иконусов» в более масштабном виде можно считать знаковый проект автора «Саркофаг» (2008), в котором пространственная абстракция Кошлякова особым образом объединена с любимым им жанром «руинески».

2010-е отмечены в творчестве художника возвращением к крупноформатной живописи, на этот раз к фреске, которую он пишет преимущественно темперой. В 2016 году в московском Музее русского импрессионизма он представил масштабный проект «Элизии» — результат четырехлетнего размышления о влиянии и проникновении античной римской культуры в европейскую, а в 2018 году во французском Шато де Франконвилль (Château de Franconville) состоялась выставка «Новые фрески в старом замке», на которой Валерий Кошляков представил результаты нового этапа своих творческих поисков на пути переосмысления опыта прежних эпох средствами нового времени. По словам художника, для него особенно важно, что «принцип фрески в ее нескончаемости. У нее нет рамы и, значит, нет границ, один сюжет плавно переходит в другой — так продолжается долгий диалог со зрителем».

Удивительно, но факт: несмотря на то, что в творчестве художника акцент явно смещен в сторону прошлого, «история словно выжигается напалмом. В таком отношении к прошлому заключена современная драма», — сказал он в одном из интервью.

Валерий Кошляков является одним из самых узнаваемых лиц отечественного современного искусства. Он не раз представлял Россию на различных международных площадках, его работы продаются на крупнейших мировых аукционах.

Крупная выставка работ Кошлякова пройдет осенью 2021 года в галерее Палаццо Леони Монтанари в итальянской Виченце.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20210511_koshlyakov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20210511_koshlyakov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».