Персона недели: Валерий Кошляков
ARTinvestment.RU 11 мая 2021
Один из самых известных и востребованных российских художников нового поколения, Валерий Кошляков является великолепным примером самого понятия «современная классика»
Творчество Валерия Кошлякова всегда узнаваемо с первой секунды: очертания образов прошлых эпох словно выплывают перед взглядом зрителя из зыбких, эфемерных глубин его работ, представая во всем величии и всей невинности своей первоначальной красоты, выраженной порой изящным, пусть и руинированным силуэтом. И не важно, античные ли это руины и статуи или архитектура сталинской эпохи, в творчестве Кошлякова время не более чем условность. Он — один из редких современных авторов, которых смело можно назвать певцом красоты. «От величия красоты до ее кончины и исчезновения» — таков, словами художника, диапазон его интересов.
Живущий в последние годы между Москвой и Парижем, Валерий Кошляков родился в городе Сальске Ростовской области в 1962 году, художественное образование получил в Ростовском училище им. Грекова и там же, в Ростове-на-Дону, начал свою творческую деятельность в качестве художника театра музыкальной комедии (1986–1988). Чуть позже Кошляков присоединился к объединению «Искусство или смерть» (1988–1991) и занялся поисками собственного изобразительного языка в компании ярких представителей современного искусства — Авдея Тер-Оганьяна, Александра Сигутина, Юрия Шабельникова и др.
Одним из главных стимулов к формированию уникального авторского стиля стал, вероятно, переезд Кошлякова в Москву в конце 1980-х годов. Здесь он всецело смог посвятить себя занятию творчеством и выработке собственной арт-концепции. Так, с самых первых лет жизни в столице он, прежде работавший в основном на холсте, осваивает новые для себя материалы, крафт-бумагу и гофрокартон, в дальнейшем расширяя свою палитру техник и материалов до использования строительной и упаковочной клейкой ленты и бумаги для создания трехмерных композиций.
К середине 90-х фирменных «кошляковский» стиль уже вполне сформировался. Именно в это время создаются его самые «программные» и сегодня уже каноничные работы, среди которых парижская «Гранд Опера» (1995), московская «Котельническая набережная и Устьинский мост» (1995), и другие узнаваемые архитектурные пейзажи столиц разных эпох.
Архитектура Москвы и Парижа остается одним из главных источников вдохновения Кошлякова и сегодня. Главным, но не исключительным: в творчестве художника можно выделить целые серии, посвященные античным руинам и статуям Греции и Рима, средневековым сооружениям, готической архитектуре, советскому ампиру и послевоенной современной эстетике России.
С середины 1990-х и до наших дней художник решает в своем творчестве одну задачу, выделяя вневременные культурные символы, общие для существующих и ушедших цивилизаций, и объединяя их с нарочито «бескультурным», «бедным», «временным» (то есть сиюминутным, не предназначенным для длительного существования) материалом.
Именно этому служат сочетания, казалось бы, несочетаемых образов высокой «имперской эстетики» с «бедными» материалами вроде разведенной белилами гуаши, разведенного водой акрила, упаковочных материалов — гофрокартона, обрывков бумаги в качестве основы для краски и т.д., которые он регулярно использует как для станковых работ, так и для создания масштабных пространственных инсталляций.
Кристаллизация, разные этапы формирования и виды воплощения этой идеи последовательно прослеживаются и в сериях работ художника. От «голов героев» начала 1990-х и архитектурных композиций середины 1990-х, преимущественно крупно- и среднеформатных работ, выполненных в узнаваемой стилистике потеками сильно разведенной светлой, от белого до серо-синих оттенков, краски на многослойном материале (чаще на гофрокартоне или на многослойной, с эффектом «оборванности» бумаге, или же на бумаге на холсте), к началу 2000-х он переходит к созданию изображений (инсталляция «Изба», «Джоконда») с помощью перекрывающих друг друга слоев липкой ленты. Такой своеобразный выход за пределы плоской поверхности к середине 2000-х логично приводит к следующему шагу: художник обращается к созданию «иконусов» — абстрактных трехмерных композиций из бумаги. Смысл этих объектов сам автор описывает так: «Если представить такое задание для искусства, как выявление причин и связей внешней окружающей среды с художественным сознанием, а также увидеть связь их, то можно обнаружить особенность местного формообразования, которое я назвал русским словом “иконус”. Он не функционален и по своему языку напоминает народные изделия, поделки отца по хозяйству, такие как туалет, душ, собачья будка».
Выставка этих проектов в 2005 году прошла в Государственном Русском музее под названием «Одежда пространства. Иконусы».
Развитием идеи «иконусов» в более масштабном виде можно считать знаковый проект автора «Саркофаг» (2008), в котором пространственная абстракция Кошлякова особым образом объединена с любимым им жанром «руинески».
2010-е отмечены в творчестве художника возвращением к крупноформатной живописи, на этот раз к фреске, которую он пишет преимущественно темперой. В 2016 году в московском Музее русского импрессионизма он представил масштабный проект «Элизии» — результат четырехлетнего размышления о влиянии и проникновении античной римской культуры в европейскую, а в 2018 году во французском Шато де Франконвилль (Château de Franconville) состоялась выставка «Новые фрески в старом замке», на которой Валерий Кошляков представил результаты нового этапа своих творческих поисков на пути переосмысления опыта прежних эпох средствами нового времени. По словам художника, для него особенно важно, что «принцип фрески в ее нескончаемости. У нее нет рамы и, значит, нет границ, один сюжет плавно переходит в другой — так продолжается долгий диалог со зрителем».
Удивительно, но факт: несмотря на то, что в творчестве художника акцент явно смещен в сторону прошлого, «история словно выжигается напалмом. В таком отношении к прошлому заключена современная драма», — сказал он в одном из интервью.
Валерий Кошляков является одним из самых узнаваемых лиц отечественного современного искусства. Он не раз представлял Россию на различных международных площадках, его работы продаются на крупнейших мировых аукционах.
Крупная выставка работ Кошлякова пройдет осенью 2021 года в галерее Палаццо Леони Монтанари в итальянской Виченце.
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20210511_koshlyakov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20210511_koshlyakov_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 08.12.2023 Главные продажи по итогам открытия Art Basel Miami Beach О крупных сделках сообщили галереи David Zwirner и Thaddaeus Ropac
- 07.12.2023 Установлена подлинность двух графических работ Ивана Айвазовского Авторство мастера подтверждено в отношении двух парных рисунков 1880-х годов
- 07.12.2023 На Art Basel в Майами могут установить новый ценовой рекорд на работы Фрэнка Стеллы Цена знаковой для творчества художника картины составляет $45 млн
- 06.12.2023 Объявлен лауреат Премии Тёрнера за 2023 год Победителем стал английский художник Джесси Дарлинг
- 06.12.2023 Christie’s оценил степень цифровизации своего бизнеса после пандемии Covid-19 В 2023 году 80 % ставок на торгах Christie’s принимались онлайн
- 08.12.2023 На Sotheby’s продали редкую работу Рембрандта Цена лота составила $13,6 млн
- 08.12.2023 Итоги AI Аукциона № 509 Общая выручка составила 17,3 млн рублей
- 01.12.2023 Итоги AI аукциона № 508 Общая выручка составила 24,5 млн рублей
- 01.12.2023 Королевский портрет Веласкеса выставят на торги впервые за полвека Эстимейт лота составляет $35 млн
- 30.11.2023 Итоги посвященных работам Фаберже и декоративно-прикладному искусству торгов Sotheby’s Суммарная выручка составила £1,4 млн
- 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
- 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
- 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
- 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
- 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
- 05.12.2023 В Третьяковской галерее показывают ранние работы Николая Милиоти Проект приурочен к 150-летию со дня рождения художника
- 29.11.2023 Эрмитаж готовит масштабную выставку к 150-летию Николая Рериха Экспонаты для проекта предоставят музеи со всей России и из других стран
- 28.11.2023 В Русском музее на днях открывается масштабная выставка Василия Сурикова В экспозицию войдет более 120 работ художника
- 27.11.2023 В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открывается выставка, посвященная туркестанскому авангарду В экспозицию войдут работы Александра Волкова, Кузьмы Петрова-Водкина и других авторов
- 22.11.2023 Третьяковская галерея готовится открыть выставку «Герои и современники Серебряного века» В экспозицию войдут графические работы Малевича, Серова, Ларионова и других художников
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн