Выставка Татьяны Ян

28 июля — 17 августа

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Персона недели: Сергей Базилев
ARTinvestment.RU   02 марта 2021

Сергей Базилев (1952) — современный российский художник, один из основоположников и лидеров гиперреализма в российском искусстве второй половины ХХ века

Гиперреализм — это относительно новое направление в искусстве, зародившееся в начале 1970-х годов. Термин «гиперреализм» был придуман бельгийским арт-дилером Иси Брахо (Isy Brachot) в 1973 году в качестве названия выставки, на которой были представлены работы американских фотореалистов. С тех пор это определение используется для обозначения художников, испытавших влияние фотореализма.

В отличие от фотореалистов, которые буквально во всех деталях имитируют фотографию, гиперреалисты отталкиваются от нее, чтобы создать своего рода новую реальность с деталями, которых нет в исходном изображении. Они наполняют изображение новыми текстурами, световыми эффектами и тенями, добиваясь исключительно выразительного и практически осязаемого эффекта. Художники-гиперреалисты обращаются к разнообразным социальным, культурным и политическим мотивам и создают эмоционально насыщенные образы, зачастую делая акцент на тех аспектах, которые обычно проходят мимо зрителя и остаются незамеченными. Совокупность этих деталей придает художественному образу принципиально другое качество; он оказывается шире, полнее и выразительнее, нежели может показаться на первый взгляд.

В искусстве Сергея Базилева это качество гиперреализма выходит на первый план. Отталкиваясь от изображений привычной для него советской повседневности, он усиливает заложенные в них конфликты, сопоставляя, например, хрупкость и агрессивность.

Во многих картинах Базилева 1980-х годов звучит тема опасности, и опасность эта, в любом ее виде, тем более сильна, чем ярче или, напротив, обыденнее антураж, который ее окружает. В «Тире ДОСААФ» (1983) художник выстраивает своего рода противостояние между зрителем и изображенными людьми. Мы не просто смотрим на картину — мы, вольно или невольно, начинаем исполнять ту роль, что предлагает нам художник. И в итоге это приводит к максимально интенсивному зрительскому восприятию авторского высказывания.

Проблема восприятия натуры и создания художественного образа интересовала художников в прошлом и продолжает интересовать сейчас. Речь идет не о изображении частных случаев, а о поиске закономерностей и создании некоего общего объективного представления о той или иной природной форме. Именно преобразование действительности и является ключевым в работе художника.

Это напрямую касается работ Сергея Базилева, созданных в и в советское, и в постсоветское время. Однако работы последних 2-3 десятилетий, несмотря на оптимистичный колорит и преобладание классических жанров, таких как пейзаж, портрет и натюрморт, содержат в себе те же особенности, что и более ранние работы. Он очищает картину от сиюминутных влияний и представляет сконцентрированный обобщенный образ. Основой композиции по-прежнему является фотография, однако художник подвергает анализу сами понятия плоскости и глубины, обнаруживая потребность вглядываться в суть явления и отражать ее в своих произведениях.

Сергей Базилев виртуозно работает с цветом и светом. Он объединяет различные плоскости в общие планы посредством света. Контрасты цвета также влияют на динамику картины, но самым главным являются соотношения тонов. Жизнерадостные аккорды красок, размашистый мазок и эскизная манера ассоциируются с натурными штудиями, но для художника это инструменты, которые позволяют более полно воспринимать пространство и демонстрировать зрителям его цельность и непрерывность. С одной стороны, художник раскрывает неожиданно новые грани привычных явлений и образов, рассматривая их как будто через увеличительное стекло, а с другой — воплощает в своих произведениях их самые типические черты.

Произведения Сергея Базилева представлены в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Калининградского областного музея изобразительных искусств, Томского областного художественного музея, Севастопольского художественного музея, Вятского художественного музея, а также в Музее Людвига (Германия), в Собрании современного искусства Вальтера Бишоффа (Германия), Музее Нортона Доджа (США), в частных коллекциях России, США и Японии.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20210302_bazilev_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20210302_bazilev_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 27.07.2021 Книжная графика Константина Сомова Мастер «галантных сцен», вдохновленных французской придворной культурой XVIII века и окрашенных мирискуснической эстетикой пассеизма, Сомов ярко проявил себя во многих жанрах, особенно в книжной графике
  • 23.07.2021 Киногид ARTinvestment.RU Фильмы об арт-дилерах, коллекционерах и мире искусства
  • 19.07.2021 Открыт 75-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения AES+F, Алексея Барвенко, Андрея Бартенева, Константина Батынкова, Димы Горячкина, Даши Делоне, Михаила Дронова, Александра Курилова, Андрея Медведева, Андрея Мунца, Алексея Орловского, Александра Савко, Армана Сируняна
  • 13.07.2021 Открыт 74-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Галины Быстрицкой, Дианы Воубы, Наталии Вяткиной, Анатолия Горяинова, Дубосарского и Виноградова, Галины Дулькиной, Ильи Евдокимова, Николая Иванова, Ильи Комова, Ирины Корсаковой, Андрея Криволапова, Юлии Мамонтовой, Леонида Ракова
  • 05.07.2021 Что читать об арт-бизнесе. Гид по книгам про арт-рынок для начинающих Почему искусство так дорого? Как формируется цена на произведение искусства? Как зарабатывают на искусстве? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в подборке популярных книг о рынке искусства от портала ARTinvestment.RU
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх