Персона недели: Сергей Базилев
Сергей Базилев (1952) — современный российский художник, один из основоположников и лидеров гиперреализма в российском искусстве второй половины ХХ века
Гиперреализм — это относительно новое направление в искусстве, зародившееся в начале 1970-х годов. Термин «гиперреализм» был придуман бельгийским арт-дилером Иси Брахо (Isy Brachot) в 1973 году в качестве названия выставки, на которой были представлены работы американских фотореалистов. С тех пор это определение используется для обозначения художников, испытавших влияние фотореализма.
В отличие от фотореалистов, которые буквально во всех деталях имитируют фотографию, гиперреалисты отталкиваются от нее, чтобы создать своего рода новую реальность с деталями, которых нет в исходном изображении. Они наполняют изображение новыми текстурами, световыми эффектами и тенями, добиваясь исключительно выразительного и практически осязаемого эффекта. Художники-гиперреалисты обращаются к разнообразным социальным, культурным и политическим мотивам и создают эмоционально насыщенные образы, зачастую делая акцент на тех аспектах, которые обычно проходят мимо зрителя и остаются незамеченными. Совокупность этих деталей придает художественному образу принципиально другое качество; он оказывается шире, полнее и выразительнее, нежели может показаться на первый взгляд.
В искусстве Сергея Базилева это качество гиперреализма выходит на первый план. Отталкиваясь от изображений привычной для него советской повседневности, он усиливает заложенные в них конфликты, сопоставляя, например, хрупкость и агрессивность.
Во многих картинах Базилева 1980-х годов звучит тема опасности, и опасность эта, в любом ее виде, тем более сильна, чем ярче или, напротив, обыденнее антураж, который ее окружает. В «Тире ДОСААФ» (1983) художник выстраивает своего рода противостояние между зрителем и изображенными людьми. Мы не просто смотрим на картину — мы, вольно или невольно, начинаем исполнять ту роль, что предлагает нам художник. И в итоге это приводит к максимально интенсивному зрительскому восприятию авторского высказывания.
Проблема восприятия натуры и создания художественного образа интересовала художников в прошлом и продолжает интересовать сейчас. Речь идет не о изображении частных случаев, а о поиске закономерностей и создании некоего общего объективного представления о той или иной природной форме. Именно преобразование действительности и является ключевым в работе художника.
Это напрямую касается работ Сергея Базилева, созданных в и в советское, и в постсоветское время. Однако работы последних 2-3 десятилетий, несмотря на оптимистичный колорит и преобладание классических жанров, таких как пейзаж, портрет и натюрморт, содержат в себе те же особенности, что и более ранние работы. Он очищает картину от сиюминутных влияний и представляет сконцентрированный обобщенный образ. Основой композиции по-прежнему является фотография, однако художник подвергает анализу сами понятия плоскости и глубины, обнаруживая потребность вглядываться в суть явления и отражать ее в своих произведениях.
Сергей Базилев виртуозно работает с цветом и светом. Он объединяет различные плоскости в общие планы посредством света. Контрасты цвета также влияют на динамику картины, но самым главным являются соотношения тонов. Жизнерадостные аккорды красок, размашистый мазок и эскизная манера ассоциируются с натурными штудиями, но для художника это инструменты, которые позволяют более полно воспринимать пространство и демонстрировать зрителям его цельность и непрерывность. С одной стороны, художник раскрывает неожиданно новые грани привычных явлений и образов, рассматривая их как будто через увеличительное стекло, а с другой — воплощает в своих произведениях их самые типические черты.
Произведения Сергея Базилева представлены в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Калининградского областного музея изобразительных искусств, Томского областного художественного музея, Севастопольского художественного музея, Вятского художественного музея, а также в Музее Людвига (Германия), в Собрании современного искусства Вальтера Бишоффа (Германия), Музее Нортона Доджа (США), в частных коллекциях России, США и Японии.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20210302_bazilev_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20210302_bazilev_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.