Персоны недели: Общество Читателей Письма
Члены ОЧП выбрали путь создания своей субкультуры. Они занимались проблемами выработки нового визуального языка, работая с разными изобразительными средствами искусства: видео, кино и фотографией, перформансом
1990-е — важнейший период истории современного российского искусства, который отличался беспрецедентной интенсивностью художественной жизни: расцветом акционизма, громкими групповыми выставками на некоммерческих площадках и открытием галерей, которые с первых дней своего существования становились экспериментальными пространствами, где показывались и развивались новые для отечественного искусства художественные стратегии. Это было время перемен, когда стремительно менялась жизнь и идеология. На этой волне появились возмутители спокойствия — художники, стремящиеся показать современникам «настоящую» реальность. Одним из звеньев это цепочки современного арт-пространства стало Общество Читателей Письма.
Общество Читателей Письма возникло в 1985 году. Идеологи и основатели группы — Юрий Владимирович Бабич, Геннадий Леонидович Ершов, Сергей Анатольевич Потапов. До возникновения ОЧП художники входили в состав групп «Декабрь», «Эрмитаж», «Пост».
Члены ОЧП, «межрегиональной творческой группы», как они себя называли, выбрали путь создания своей субкультуры. Они занимались проблемами выработки нового визуального языка, работая с разными изобразительными средствами искусства: видео, кино и фотографией, перформансом. «Группу интересуют проблемы языка этих средств, а также некоторые вопросы мифотворчества в сфере mass media .В своем творчестве мы опираемся на достижения культуры русского авангарда 10-30 годов и советского андеграунда 60-70 годов. Изначально мы видели свой коллектив как лабораторию творческих идей, а не мастерскую по производству какого-либо вида материального продукта», — гласил Манифест ОЧП, в котором авторы представили творческую стратегию, названную Искусством экспедиции.
Этапным проектом для группы стала выставка под названием «Искусство экспедиции» на Первой московской ярмарке «АРТ-МИФ-1» в галерее «Садовники» на Каширке в 1990-м году. Выставка была организована Центром современного искусства, который возглавлял Леонид Бажанов, куратором выступил Виктор Мизиано.
В 1990-е группа была известна рядом крупномасштабных акций, среди которых выступление музыкального коллектива «Канай», выпуск его магнитоальбома «Я твердый», серией публикаций в прессе о деятельности Международного Общества Читателей письма.
В основу творческого процесса был положен момент игры. Реальная жизнь, запечатленная в текстах, статьях, фотографиях, видео, перформансах, а также в формах декоративного искусства, стала объектом искусства.
Отличительной чертой художественной манеры группы стало присутствие штампов Общества Читателей Письма на бытовых вещах, открытках, фотографиях, что наделяло реальные объекты свойствами знака. Остраненное исследование бытовых стереотипов посредством штампа превращало используемую вещь в документ. «Штамп расценивался нами как инструмент, как способ организовать игру и вовлечь в нее других», — говорит Юрий Бабич. «Слово “постмодернизм” уже тогда, в конце 80-х, для нас звучало как ругательство, — вспоминает Сергей Потапов, — поэтому и заняло свое место среди прочих “измов”».
Штампы были сделаны по эскизам Юрия Бабича. Координатор Юрий Викулин помог изготовить их на Рыбинском механическом заводе. Они стали исходными инструментами в создании графики ОЧП.
Вскоре появилась возможность создать сервиз с орнаментом в виде штампов. Координаторы связались с Первомайским заводом [бывший Кузнецовский] и приобрели по бартеру несколько комплектов белья, т.е. чистых, не раскрашенных предметов исходного сервиза, и там же, на заводе, в рамках программы «Искусство экспедиции» фарфор был опечатан и обожжен по стандартной заводской технологии. Каждый из сервизов уникален по набору штампов, среди которых были такие, как «Центр Современного Искусства», «Экспедиционный корпус ОЧП», «Галерея Садовники», а также «Куратор В. Мизиано» и «Экспозиционер Л. Бажанов», «Илья Кабаков», «Илья Глазунов». «Декоративная роспись» включает близкие и понятные всем вещи: «Родина», «Ленин», «Искусство»; разного рода «измы», модные в среде кураторов: авангардизм, концептуализм, модернизм и др. Таким образом была заархивирована некая история группы и ее деятельности, не забыты были и даты выставки «Искусство экспедиции» от первого до последнего дня. А Юрий Бабич на одной тарелке оставил отпечаток большого пальца.
Перевод штампа как «атрибута власти» на уровень масс-медиа позволяет отнести сервиз не столько к декоративным или прикладным формам изобразительного искусства, сколько к той сфере художественной деятельности, которую сами авторы называют «товарным концептуализмом».
«Это чистый продукт ОЧП, — поясняет Юрий Бабич, — механизм, позволяющий открыто иронизировать по поводу явлений и понятий, всей ситуации конца 80-х. Это единственный достойный ответ времен “перестройки” агитационному фарфору начала XX века». Наличие штампа — прямое обращение к широким массам, а не только к эстетам и ценителям. Как агитационный фарфор был активным проводником идей революции, так по замыслу авторов сервиз ОЧП акцентирует внимание на финале целой эпохи.
В сентябре 1991 года на открытии Центра Современного Искусства Общество Читателей Письма представило «фарфоровый проект» на суд зрителей. Последний раз сервиз ОЧП экспонировался на «Арт-Мифе II». Сейчас он находится в частных собранияхРоссии и за ее пределами.
Сервиз позиционируется как концептуальный объект, он стал одним из немногих артефактов творческой деятельности Общества.
Обращение, с одной стороны, к декоративному искусству, к предметам бытовой жизни в определенной степени апеллирует к традициям русского агитационного фарфора 1920-х годов, а с другой стороны — фиксирует состояние современной культуры. Размещение штампов на предметах сервиза становится формой сверхбюрократии, отражением тотальной нелепости происходящего, которая, как в зеркале, отражается в бытовом предмете.
Начиная с эпохи модернизма «заимствования» для создания какого-либо художественного образа можно встретить не только на территории художественных стилей, как в эклектике, но и в сфере утилитарного производства. Штампы, получившиераспространение в канцелярской деятельности и делопроизводстве как удобный технологический прием, удостоверяющий своим оттиском подлинность того или иного документа, были перенесены в сферу художественных поисков авторов, при этом их основное назначение было сохранено.
На обратной стороне каждого предмета сервиза стоит штамп авторов — группы художников «Общество Читателей Письма».
По материалам беседы с Юрием Бабичем, статей «Фарфоровый проект» В. Остроухова (https://russianartarchive.net/ru) и «Документ на шесть персон» М. Полывяной (Новый мир искусства, 2003, № 3)
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20210202_OChP_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20210202_OChP_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.