Персона недели: Алексей Ваулин
Я мог бы рассказать цветом о каждом дне своей жизни! (Алексей Ваулин)
Алексей Ваулин — живописец и график с редким даром чувствования цвета. Художник в буквальном смысле ощущает и жизненные ситуации, и вовлеченные в них персонажи «окрашенными» в определенный цвет и оттенок. С детства имея некоторые проблемы со слухом, он научился воспринимать мир людей и вещей через цвет. Эта своеобразная форма синестезии вводит художника в круг мастеров, использующих на практике способность цвета оказывать воздействие на настроение человека.
Алексей ВАУЛИН Серфинг. 2016
Холст, масло, пигмент. 80 × 270
Источник: собрание семьи художника
За годы работы — а это уже более двадцати лет — можно проследить эволюцию авторского стиля через смену оттенков, сюжетов и манеры письма. В итоге сложился узнаваемый, «ваулинский» язык обобщений и ассоциаций, в котором художник, как мало кто, легко объединяет разные принципы восприятия — фигуративный и абстрактный. И его сильной стороной является виртуозное умение сделать это объединение органичным.
Алексей ВАУЛИН Царский осетр. 2014
Холст, масло. 99 × 274
Источник: собрание семьи художника
Он родился в Москве в 1974 году. Коренной москвич, чьи предки жили здесь на протяжении нескольких веков, он знает город и хранит негласные правила иронично-интеллигентного общения, элегантный и сдержанный столичный дух. Первый художественный опыт — детская студия при легендарном ДК железнодорожников, построенном, по литературной легенде Ильфа и Петрова, на бриллианты мадам Петуховой. Рисование было органичным состоянием: решение стать художником пришло в детстве. После студии Алексей Ваулин учился в Тимирязевской художественной школе, МГАХУ памяти 1905 года (1990–1994) и Государственном институте искусств (1994–2000) у Олега Лошакова и Александра Ишина.
Цвет уже тогда стал внутренним мерилом завершенности работы, а также инструментом исследования реальности и человеческой души. Он служит средством, благодаря которому на полотнах Ваулина идентифицируются формы, ведь художник зачастую буквально лепит их цветом, густыми динамичными мазками и даже специальными фактурными массами, придающими дополнительный объем. Интересно наблюдать разворачивающуюся на его картинах драматургию сложных ритмических рисунков и цветовых соотношений. На создание таких многослойных «живописных спектаклей» порой уходит до 9–10 месяцев. И это не случайно, ведь художник пополняет плеяду современных живописцев, предпочитающих контролировать процесс создания произведения от самого начала до последнего штриха. Как и все авторы, в некотором смысле продолжающие многовековую цеховую традицию художников, в которой каждый проходил этап ученичества и служения мастерам на подсобных работах, Алексей Ваулин в большинстве случаев сам делает подрамники и грунтовки, выбирает холсты нужного плетения и регулирует степень их натяжения на подрамник, охраняя качество живописи.
Алексей ВАУЛИН Городские лужи. 2020
Холст, масло. 50 × 150
Источник: собрание семьи художника
Алексей Ваулин сразу же обратил на себя внимание критики и коллекционеров мощной серией абстракций конца 1990–х — 2000-х. Тогда на российской арт-сцене было не так много молодых абстракционистов. Тем более работающих столь самобытно, смело экспериментируя с большим форматом, многослойной фактурой и черным цветом. Именно композиция из этой серии («Черный алмаз», 2002) попала и в экспозицию знаковой выставки Третьяковской галереи «Московская абстракция» (2003), и в фонды ГТГ.
В 2007 году в работы Алексея Ваулина стремительно ворвался яркий цвет, придававший динамику и оптимизм. Уменьшился размер картин, а традиционный прямоугольник холста и вовсе сменился на так называемый «французский формат» (40 × 120).
Алексей ВАУЛИН Зарождение жизни. 2009
Холст, масло. 40 × 120
Источник: собрание семьи художника
С 2011 года фигуративная живопись выступает уже на равных с абстракцией: художнику захотелось осязаемости и конкретики предметного мира. Живописные массы стали сжиматься и образовывать вполне узнаваемые формы. Так появились серии с оригинальными персонажами, выдернутыми из городской толпы, а еще необычные, но такие узнаваемые пейзажи Италии и Испании. Появились и сочные натюрморты, на которых блюда ломятся под весом устриц утрированного размера, а из темноты холстов высвечиваются фантастические животные (рыбы, драконы, фениксы) и роскошные цветы, больше похожие на разумных обитателей иных миров, чья форма жизни — гигантские растительные оболочки.
После 2015 года манера письма и сюжеты снова меняются. Художника интересуют проблемы современного общества, в частности эволюция человека как вида. Живописец находится в полемике с довольно популярным сегодня течением трансгуманизма с его устремлениями к техногенному совершенствованию тела. В отличие от трансгуманистов, он решает вопрос внешнего преображения за счет внутренней трансформации. Тема особой роли сознания, и даже точнее — сверхсознания, не нова для художника. Еще в юности он разрабатывал ее в первых абстракциях. Тогда он называл новую реальность супраментальностью: областью, которая находится за пределами нынешнего человеческого уровня сознания (от лат. supra — над, mentalis — умственный, рассудочный). Обретение иного уровня сознания должно открыть в каждом из нас новые способности, в итоге трансформировав и наши тела, сделав их более универсальными. Далеко не все современные абстракционисты решают в своей живописи столь масштабные задачи: многие из известных авторов заняты пластическими вопросами и формальными опытами. Алексей Ваулин, скорее, относится к продолжателям традиции метафизической живописи — как и все живописцы, пытающиеся прорваться в сферу трансцендентного, он верит в силу искусства, преобразующую человека и общество.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20201214_vaulin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20201214_vaulin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.