


Персона недели: Алексей Ваулин
ARTinvestment.RU 14 декабря 2020
Я мог бы рассказать цветом о каждом дне своей жизни! (Алексей Ваулин)
Алексей Ваулин — живописец и график с редким даром чувствования цвета. Художник в буквальном смысле ощущает и жизненные ситуации, и вовлеченные в них персонажи «окрашенными» в определенный цвет и оттенок. С детства имея некоторые проблемы со слухом, он научился воспринимать мир людей и вещей через цвет. Эта своеобразная форма синестезии вводит художника в круг мастеров, использующих на практике способность цвета оказывать воздействие на настроение человека.

Алексей ВАУЛИН Серфинг. 2016
Холст, масло, пигмент. 80 × 270
Источник: собрание семьи художника
За годы работы — а это уже более двадцати лет — можно проследить эволюцию авторского стиля через смену оттенков, сюжетов и манеры письма. В итоге сложился узнаваемый, «ваулинский» язык обобщений и ассоциаций, в котором художник, как мало кто, легко объединяет разные принципы восприятия — фигуративный и абстрактный. И его сильной стороной является виртуозное умение сделать это объединение органичным.

Алексей ВАУЛИН Царский осетр. 2014
Холст, масло. 99 × 274
Источник: собрание семьи художника
Он родился в Москве в 1974 году. Коренной москвич, чьи предки жили здесь на протяжении нескольких веков, он знает город и хранит негласные правила иронично-интеллигентного общения, элегантный и сдержанный столичный дух. Первый художественный опыт — детская студия при легендарном ДК железнодорожников, построенном, по литературной легенде Ильфа и Петрова, на бриллианты мадам Петуховой. Рисование было органичным состоянием: решение стать художником пришло в детстве. После студии Алексей Ваулин учился в Тимирязевской художественной школе, МГАХУ памяти 1905 года (1990–1994) и Государственном институте искусств (1994–2000) у Олега Лошакова и Александра Ишина.
Цвет уже тогда стал внутренним мерилом завершенности работы, а также инструментом исследования реальности и человеческой души. Он служит средством, благодаря которому на полотнах Ваулина идентифицируются формы, ведь художник зачастую буквально лепит их цветом, густыми динамичными мазками и даже специальными фактурными массами, придающими дополнительный объем. Интересно наблюдать разворачивающуюся на его картинах драматургию сложных ритмических рисунков и цветовых соотношений. На создание таких многослойных «живописных спектаклей» порой уходит до 9–10 месяцев. И это не случайно, ведь художник пополняет плеяду современных живописцев, предпочитающих контролировать процесс создания произведения от самого начала до последнего штриха. Как и все авторы, в некотором смысле продолжающие многовековую цеховую традицию художников, в которой каждый проходил этап ученичества и служения мастерам на подсобных работах, Алексей Ваулин в большинстве случаев сам делает подрамники и грунтовки, выбирает холсты нужного плетения и регулирует степень их натяжения на подрамник, охраняя качество живописи.

Алексей ВАУЛИН Городские лужи. 2020
Холст, масло. 50 × 150
Источник: собрание семьи художника
Алексей Ваулин сразу же обратил на себя внимание критики и коллекционеров мощной серией абстракций конца 1990–х — 2000-х. Тогда на российской арт-сцене было не так много молодых абстракционистов. Тем более работающих столь самобытно, смело экспериментируя с большим форматом, многослойной фактурой и черным цветом. Именно композиция из этой серии («Черный алмаз», 2002) попала и в экспозицию знаковой выставки Третьяковской галереи «Московская абстракция» (2003), и в фонды ГТГ.
В 2007 году в работы Алексея Ваулина стремительно ворвался яркий цвет, придававший динамику и оптимизм. Уменьшился размер картин, а традиционный прямоугольник холста и вовсе сменился на так называемый «французский формат» (40 × 120).

Алексей ВАУЛИН Зарождение жизни. 2009
Холст, масло. 40 × 120
Источник: собрание семьи художника
С 2011 года фигуративная живопись выступает уже на равных с абстракцией: художнику захотелось осязаемости и конкретики предметного мира. Живописные массы стали сжиматься и образовывать вполне узнаваемые формы. Так появились серии с оригинальными персонажами, выдернутыми из городской толпы, а еще необычные, но такие узнаваемые пейзажи Италии и Испании. Появились и сочные натюрморты, на которых блюда ломятся под весом устриц утрированного размера, а из темноты холстов высвечиваются фантастические животные (рыбы, драконы, фениксы) и роскошные цветы, больше похожие на разумных обитателей иных миров, чья форма жизни — гигантские растительные оболочки.
После 2015 года манера письма и сюжеты снова меняются. Художника интересуют проблемы современного общества, в частности эволюция человека как вида. Живописец находится в полемике с довольно популярным сегодня течением трансгуманизма с его устремлениями к техногенному совершенствованию тела. В отличие от трансгуманистов, он решает вопрос внешнего преображения за счет внутренней трансформации. Тема особой роли сознания, и даже точнее — сверхсознания, не нова для художника. Еще в юности он разрабатывал ее в первых абстракциях. Тогда он называл новую реальность супраментальностью: областью, которая находится за пределами нынешнего человеческого уровня сознания (от лат. supra — над, mentalis — умственный, рассудочный). Обретение иного уровня сознания должно открыть в каждом из нас новые способности, в итоге трансформировав и наши тела, сделав их более универсальными. Далеко не все современные абстракционисты решают в своей живописи столь масштабные задачи: многие из известных авторов заняты пластическими вопросами и формальными опытами. Алексей Ваулин, скорее, относится к продолжателям традиции метафизической живописи — как и все живописцы, пытающиеся прорваться в сферу трансцендентного, он верит в силу искусства, преобразующую человека и общество.
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20201214_vaulin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20201214_vaulin_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 22.01.2021 Ярмарка Art Basel перенесена на сентябрь Арт-ярмарка в Базеле в оффлайн-формате должна состояться 21–26 сентября 2021
- 21.01.2021 Франция упростила правила вывоза культурных ценностей из страны Существенное (для живописи и скульптуры вдвое) увеличение ценового порога, после которого требуется заполнение лицензии на экспорт, должно помочь развитию французского арт-рынка
- 21.01.2021 Проект Museum Exchange переводит филантропию в онлайн На новой онлайн-платформе меценаты могут предложить или выбрать работу в дар для одного из североамериканских музеев
- 20.01.2021 Рынок художника: жизнь после смерти Принято считать, что рынок известного художника резко активизируется после ухода автора. Так ли это? Artprice предложил свой взгляд на этот вопрос
- 20.01.2021 В приложение «Артефакт» добавили 78 мультимедиа-гидов по музеям Описано более трех тысяч музейных предметов в 48 регионах России
- 25.01.2021 Коллекция карточек с покемонами продана за $408 тысяч Мировой аукционный рекорд для карточной игры «Покемон» был установлен на торгах Heritage Auctions в Далласе
- 25.01.2021 Загадки портрета Боттичелли за $80 млн Спорная атрибуция, личности модели и заказчика, наличие инородной детали XIV века — некоторые из тайн «Портрета юноши с медальоном», выставленного в этот четверг на Sotheby’s с эстимейтом $80 млн
- 22.01.2021 Итоги AI аукциона № 363 12 лотов на сумму свыше 10,1 млн рублей
- 15.01.2021 Итоги AI аукциона № 362 Суммарная выручка достигла 10,4 млн рублей. Продано 18 лотов
- 15.01.2021 Рекорды комиксов: от Тинтина до Бэтмена Эскиз к комиксу о Тинтине продан за рекордные для оригинальной иллюстрации €3,2 млн. А экземпляр комикса «Бэтмен № 1» ушел за $2,22 млн, став самым дорогим изданием про Бэтмена и вторым самым дорогим напечатанным комиксом в мире
- 20.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 2 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке в рынку искусства
- 18.01.2021 Мировые галереи — 2020: взгляд изнутри Традиционный отчет Artsy о достижениях, проблемах и перспективах частного рынка искусства, составленный по результатам опроса почти 2000 галеристов из 97 стран
- 15.01.2021 Литература: Будущее музея: 28 диалогов Сборник интервью с ведущими функционерами о работе музеев во время и после пандемии
- 14.01.2021 Современные художники в кризис: Дэвид Хокни История художника, собравшего почти все британские награды — кроме самой главной для арт-рынка
- 13.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 1 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке к рынку искусства
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 22.01.2021 «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович. 1913–1932» в галерее «Элизиум» 26 января 2021 в 20:00 состоится онлайн-вернисаж выставки Исаака Моисеевича Рабиновича (1894–1961), одного из создателей русского театрального авангарда первых десятилетий ХХ века
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
- 13.01.2021 Выставка Татьяны Черновой в Музее AZ В Музее Анатолия Зверева на 21 января запланировано открытие масштабной выставки московской художницы Татьяны Черновой «Благая весть», посвященной светлому празднику Рождества
- 29.12.2020 Третьяковская галерея сообщила выставочные планы на 2021 год В музее планируют провести выставки Врубеля, Бенуа, Пименова, Венецианова и не только
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн