СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Ваулин
  • Воуба
  • Захаров
  • Корсакова
  • Мерабишвили

Персона недели: Игорь Кислицын
ARTinvestment.RU   19 октября 2020

Игорь Кислицын относится к тем счастливым людям, для которых Творчество является главным деланием жизни

Его путь художника начался более полувека назад.

Родившись в послевоенные годы в семье потомственных москвичей, детство Игорь Кислицын провел буквально у стен Кремля, в Лебяжьем переулке, напротив Пушкинского музея. Дядя, ученик Бакшеева Константин Ипатов, был его первым учителем живописи, поправлял рисунки, ходил с ним в Пушкинский.

Стремясь остаться вне системы, сознательно не вступил в комсомол.

Поступил в Училище Памяти 1905 года (окончил в 1971). Кроме собственно училища, в студенческие и последующие годы очень ценным было общение с художниками старшего поколения — Александром Харитоновым, Риммой и Андреем Былинскими, Борисом Козловым, Василием Ситниковым, Дмитрием Плавинским, Николаем Куком (Мануйловым), встречи с коллекционерами — Нутовичем, Русановым, Талочкиным, Глезером, Костакисом, знакомство с вдовой Фалька и посещение его мастерской и т.п.

Начиная с 1974 года активно экспонировался на квартирных выставках, был среди участников однодневного показа на открытом воздухе в Измайлово (1974), выставки в Доме культуры ВДНХ (1975) и т.д., а с 1976-го постоянно выставлялся в залах на Малой Грузинской вместе с такими знаковыми фигурами московского андеграунда более старшего поколения, как А. Зверев, Д. Плавинский, О. Рабин, В. Яковлев, А. Харитонов и др. С Александром Харитоновым, Анатолием Зверевым и художниками школы Василия Ситникова дружил и близко общался.

В 1975–1978 годах в составе коллекции А. Глезера (организатора т. н. «бульдозерной выставки», издателя, коллекционера, основателя «Музея русского искусства в изгнании» в Монжероне) произведения Кислицына участвовали в выставках в Австрии, Западной Германии, Франции.

Много занимался реставрацией икон, расчищая и дописывая утраты, пытаясь постичь тайны иконописи. В 1979 году стал учеником отца Зинона (Теодора), работал под его руководством в колокольне Троице-Сергиевой Лавры, постигая технику темперной живописи и строй русского сакрального искусства. Не оставляя живописи, в 1981–1985 годах работал в реставрационных мастерских восстанавливаемого Свято-Данилова монастыря. Принимал участие, в частности, в восстановлении огромных размеров иконы Страшного Суда XVIII века (на западной стене храма Святых отцов семи Вселенских соборов).

В этот период живопись Кислицына насыщена специфическими интонациями так называемого «радостного Апокалипсиса» — эсхатологической вести о грядущих Новом Небе и Новой Земле, о чудесном мистическом преображении материи. В пространствах мистических ландшафтов, предельно абстрактных, доведенных до степени условного знака, восходят разного рода светила, «Небесные Тела» — звезды, луны и прежде всего солнца. Возникают конгломераты беспредметных и фигуративных структур, рождается символография Духа. Стрелы, и пунктиры, и круги, и кельтские кресты, и прочие линейные пиктограммы — это знаки и начертания, проступающие в напластованиях красочных фактур, не менее значимые, чем тематические персонажи картин, равноправно существующие в едином ритме с ними, внося дополнительные уровни символики и семантики.

Особую роль играет и характерная для картин живописца как бы возникшая из преломлений цветового спектра специфичная, писаная «рама в раме». Возникая как преграда, между «реальной» жизнью за пределами холста и внутренним микрокосмом, созерцаемым внутри этой «ограды», охраняет сердцевину этого малого мира своей геометрией.

Если обратиться к сугубо изобразительным и образным аспектам живописи Кислицына, можно видеть ряд долго длящихся и развивающихся тем, формирующих большие циклы работ.

В 1980-х годах в рамках христиански ориентированного творчества художника сказочно-мифологический образ мира органично врастает в канву апокалипсической тематики, в работах появляются словно сошедшие со средневековых порталов или со страниц иллюминированных рукописей Сирины, Алконосты, единороги, «змии», странные кони, порой возвышенно-чистые, как единороги, порой очеловеченные, воплощающие различные духовные и природные уровни Бытия — от подземного царства до Эдемских кущ.

Отмеченные суровым, но столь же радостным духом образы аскезы — отшельнического подвига — встраиваются самим художником в тему, определяемую как «Северное плавание» (отчасти навеянную житийной иконографией Соловецких поморских святых Зосимы и Савватия).

Из этой темы ответвляется тема жен-мироносиц. Их фигуры, величаво-бесплотные, появляются в нездешних пространствах и ландшафтах, возникают из синевы вод (или, быть может, из самих небес?), возвышаются над церквами таинственных градов, напоминающих об иконных фонах.

В определенный период творчества художника особо настойчиво звучит тема всадника, витязя или рыцаря, воина (реже — воительницы, напоминающая о Валькирии и о русском богатырском эпосе). Эта тема наметилась уже в апокалипсическом цикле, в том числе воплотившись в образах страшных и прекрасных всадников-мстителей, в образах последней битвы света и мрака.

В дальнейшем такая образность формирует самостоятельный, особо интересный и по сей день актуальный для художника цикл, где лейтмотив Всадника уже полностью доминирует, щедро варьируется живописно, углубляется в своей смысловой многослойности, одновременно увязываясь с темой Черного Солнца, восходящего в небе Героев.

Кислицын несомненно колорист, цвет есть и средство усиления образной суггестии холста, и носитель его идей. Его подход к проблеме колорита последователен и оригинален. Автор уверенно и выразительно пользуется сочетанием локальных, чистых цветов, придавая уплотненному в своем звучании ничем незамутненному красочному веществу (и соответственно плоскостному цветовому пятну) специфическую одрагоцененность, действительно напоминающую о сакральной живописи средних веков — об иконе, фреске, витражах и о более древней народной орнаментике.

В определенный период в работах все настойчивее дает себя знать неразрушимая цвето-триада — Черное, Белое, Красное, символически трактуемая как Почва, Дух, Кровь. Некоторые программные работы 1990-х годов носят названия этапов magnum opus, Великого делания (в алхимии — процесса получения философского камня, а также достижения просветлённого сознания, слияния духа и материи. — AI.). Эта цвето-триада чаще всего дополняется холодной синевой — цветом, связанным уже с христианской традицией, цветом Глубины и Высоты.

Автор мировоззренчески отождествляет себя с православным христианством. Это, однако, не исключает сознательного подключения к иным сакральным и культурным парадигмам. Художник в беседах неоднократно указывал на т.н. «алхимизм» самого процесса живописи, наличия в нем «метафизики ремесла и материала».

Особую программную роль в этот период приобретают композиции, лишь на первый взгляд могущие показаться женскими портретами, несколько напоминающие о былых парсунах или живописи староевропейских примитивов. На самом деле это менее всего натурная портретная живопись, а скорее, олицетворение женского архетипа (вроде Анимы Карла Юнга [Анима, по К. Г. Юнгу, — это женская часть психики мужчины, источник его чувства и настроения. — AI.]).

В 2000-е годы темы Небесного Града, поиска его, восхождения (как варианта «лестницы Иакова»), аскезы, столпничества и преображения, в том числе трансформации в контексте алхимической парадигмы, непротиворечиво соединяются в большом цикле работ, включающем серии «Башня» и «Большой Атанор» (алхимический тигель и символ/копия тела алхимика. — AI.). Эти работы уже совершенно лишены изобразительной конкретики и, если так можно выразиться, представляют собой живописные метафоры душевно-духовных состояний, движения вглубь, вибраций от поверхности холста к скрытой сердцевине и обратно — к проявленным на холсте сгусткам энергии, воплощенным в цвете.

Говоря об истоках своего живописного метода, Кислицын далеко не случайно обязательно называет Жоржа Руо и Руфино Тамайо. Ведь при всем их различии и француз, и мексиканец откровенно укоренены в наследии эпох сакрального искусства, будь то средневековая готика — витраж — для Руо или искусство доколумбовой Америки (тольтеков, майя, ацтеков) — для Тамайо. Заметим, что оба избрали приоритет национальной традиции, а также достигли в станковой живописи монументального звучания. То же относится и к любимому художнику Кислицына — Наталии Гончаровой.

«При всей очевидной русскости и значении для него почвенного начала, он остался вне салонного “псевдо-древнеруссничанья” наивных или конъюнктурных стилизаций.

С другой стороны, при всей ощутимости его опоры …на культурное наследие великого континента Евразии в целом, при всей значимости для него реминисценций искусства былого, ныне, увы, все более уходящего в прошлое “закатного” Запада, он смог избежать… смешения заведомо несовместимого — этой постмодернистской болезни вкуса… Ведь цельность “сплава”, органика личного стиля уже отчетливо определилась, а личность автора уже состоялась — ведь утверждать право быть собой в искусстве, пораженном изменчивостью модных течений, быть изменчивым в перипетиях личного стиля и метода, но внутренне цельным — это сейчас задача, достойная уважения, независимо от оценки конкретных результатов с точки зрения зыбких критериев, вкусовых предпочтений и т.п.» (Сергей Кусков).


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20201019_kislitsyn_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20201019_kislitsyn_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 01.10.2021 Арт-рынок произведений Альбрехта Дюрера Обзор арт-рынка произведений Альбрехта Дюрера, включающий в себя ключевые факторы известности мастера, анализ его живописного наследия, стоимость рисунков и гравюр
  • 27.09.2021 Открыт 85-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Анелии Алиповой, Сергея Бордачёва, Марины Венедиктовой, Ильи Евдокимова, Анастасии Захаровой, Натальи Захаровой, Владимира Коркодыма, Виктора Крапошина, Владислава Моргунова, Нины Поляковой, Ольги Пушкарёвой, Ирины Раковой, Янины Ческидовой
  • 22.09.2021 Sotheby’s: $3,2 млн за нонконформистов Каталог онлайн-аукциона Escape Artists был распродан на 79 % по лотам и 122 % по деньгам. Лучше всего продавались работы Рабина, Краснопевцева, Целкова, Плавинского, Пивоварова. Обновились рекорды Чуйкова, Пятницкого и не только
  • 20.09.2021 Открыт 84-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Азама Атаханова, Юрия Бабича, Константина Батынкова, Анатолия Горяинова, Ильи Комова, Виктора Крапошина, Андрея Криволапова, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Кати Филипповой, Николая Фурсова, Дмитрия Шорина, Татьяны Ян
  • 14.09.2021 Открыт 83-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Михаила Дронова, Михаила Ермолова, Александра Захарова, Александра Кацалапа, Виктора Крапошина, Виктора Кротова, Людмилы Кылыч, Ирины Раковой, Тимофея Смирнова, Игоря Снегура, Елены Суровцевой
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх