Персона недели: Валерий Бабин
В работах художника — рассказ не столько о быте, сколько о бытии, о жизни, добре и зле, любви, труде и праздниках
Известный московский живописец Валерий Иосифович Бабин — потомственный художник. Его мать, Зинаида Петровна Бабина, простая малограмотная женщина, с 1930-х годов жила на Урале, в городе Березовском; выйдя на пенсию, занялась искусством: стала делать глиняные игрушки — самовары, чайники, свистульки, ангелов, старцев, святых, затем начала писать темперой, увлеклась скульптурой. Сегодня ее имя хорошо известно в художественной среде как одного из ярких представителей наивного искусства. А ведь известно, что простые и бесхитростные работы наивных художников могут быть не менее художественно интересны, чем работы признанных мастеров. Зинаида Петровна воспитала двух сыновей, художников Валерия и Александра. Жена Валерия, Лидия Путина и дети, сын Николай и дочь Екатерина, тоже художники. Вот такая немаленькая династия художников Бабиных.
Валерий Бабин родился в 1945 году в городе Березовском Свердловской области. В 1967-м окончил живописное отделение Свердловского художественного училища им. И. Шадра, а в 1974-м — художественный факультет Московского полиграфического института, курс замечательного художника и педагога А. Д. Гончарова. Живет в Москве, принимает активное участие в отечественных и зарубежных выставках.
Говоря о мастерах, общение с которыми доставляло Валерию Иосифовичу истинное удовольствие, следует назвать художников Евгения Расторгуева и Иллариона Голицына, потомка княжеского рода, подлинного интеллигента, прекрасного тонкого художника. В творческих пристрастиях Бабин был, по его выражению, «без ума от Петрова-Водкина», изучал Сезанна, своеобразным открытием для него стали работы Дж. Моранди. Но самым главным источником вдохновения для себя художник считает древнерусскую живопись, иконы, фрески, особенно костромских святых XVII века. А кроме этого — купеческий провинциальный портрет, который стал настоящим явлением в искусстве, особый жанр, близкий древнерусской парсуне, который создавался талантливыми самоучками, чьи имена в большинстве неизвестны.
Валерий Бабин считает себя художником одной темы, и эта тема — его малая родина, Урал, родной город Березовский. Он пишет только то, что хорошо знает и любит, что видел с детства, — пейзажи русской деревни, улицы, дороги, типажи, характеры. Художник тяготеет к простым, неэффектным темам, его картины привлекают своей человечностью, умением увидеть и раскрыть поэтическое в том, что нередко кажется обыденным и повседневным. Ему удается создать настроение, полное внутренней гармонии, естественности. В работах художника — рассказ не столько о быте, сколько о бытии, о жизни, добре и зле, любви, труде и праздниках: «Воробей на подоконнике, снег за окном непостижимо вмиг могут опрокинуть настоящее в прошлое, в детство, стать точкой отсчета в перспективе времени». Работы Бабина носят совсем простые названия: «У причала» (2014), «Наверху горы» (2014), «Дом на горе» (2009), «Холодная весна» (2013), «Белый день» (2009), «У магазина» (2006), «Сторожка» (2014), «Водокачка» (2013), «Ночной переулок» (2015) и др. Но это лишь доказывает, что для художника главное — непреходящие общечеловеческие ценности, близкие каждому.
В живописи Бабина — своя поэтика, гармоническая цельность, в них отсутствуют внешние формальные приемы, наоборот, присутствуют узнаваемые, взятые из самой жизни сюжеты, решенные в сдержанной колористической гамме, приглушенном колорите с доминантой светлых оттенков, блекло-серых, голубых, охристых, медных, малахитовых. «В холстах он нашёл какое-то своё пространство. Как советовал Павел Варфоломеевич Кузнецов, надо найти своё пространство. У Валерия такое прочное соединение глубины с плоскостью. Вещи неотрывны от наблюдения, от жизни — и небо, и снег, и дома, и лошади, и всё. А отличия те, что это всё движется как бы к обобщённости, к отвлечённому, и это придаёт ещё большую силу этим вещам. Они построены… они как-то умно увидены и очень неожиданны иногда. Такие мотивы — настолько простые, что ты вспоминаешь те же мотивы, мимо которых ты прошёл, а он как-то зацепил. И вот это главное», — сказал о нем Илларион Голицын (gallerynazarov.ru).
«Художник должен быть искренним перед собой до конца», — говорит Бабин. На заказ работать он не любит, предпочитая оставаться свободным и делать то, что чувствует и понимает: «Искусство и с миром, и с Богом примиряет людей. Это единственный способ духовного контакта. Искусство — это необходимая вещь для существования рода человеческого».
Работы Валерия Бабина входят в собрания крупнейших музеев страны, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, многие музеи РФ, они находятся в отечественных и зарубежных частных коллекциях.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200608_babin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200608_babin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.