Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Персона недели: Татьяна Ян
ARTinvestment.RU   27 мая 2020

Живопись — это не просто род занятий, это философия и образ жизни (Татьяна Ян)

Татьяна Ян занимает особое место в современном искусстве. Вокруг много художников, которые эпатируют, декларируют, создают перфомансы, арт-объекты, а она пишет натюрморты, пейзажи, любовно и внимательно вглядывается в природу, в красоту окружающего мира и идет в искусстве своим путем. Любые концептуальные изыски, схематичность, формальные эксперименты чужды ее мировосприятию, она воплощает в красках реальные образы, отражает свою систему взглядов, умеет видеть суть вещей. Работает она много и плодотворно, занимается живописью, пробовала себя в печатной графике и фотографии, книжном дизайне, оформлении спектаклей, монументальной живописи.

Татьяна Ян родилась в 1965 году. В 1987-м окончила Московский полиграфический институт (мастерская известного графика Д. Бисти); в 1993-м вступила в Союз художников России.

Первые ее работы были выполнены в технике офорта и литографии, а в 1992-м художница начала активно заниматься станковой живописью. Ее работы — свободные импровизации, она пишет фрагменты древних руин, камни, цветы, растения, фрукты, в которых решает и пластические задачи. Ее полотна всегда тонально гармонизованы, сама живопись матовая, напоминающая фреску, красиво взят каждый цвет. Она работает активными, широкими мазками, укрупняя форму, приближая изображение к зрителю, наполняя его творческой энергией. Обобщая пластическую форму, она не доводит свои изображения до символа или знака, предметы сохраняют жизненность, достоверность, встраиваются в подвижные свето-цветовые границы формы.

Известный искусствовед, куратор В. Пацюков, исследуя творчество Татьяны Ян, сказал: «Эта живопись органично соединяет в себе аскетизм ранних византийских икон, его энергетическую дисциплинарность в русской религиозной символике и естественно перетекает в избыточные формы венецианской школы Ренессанса».

Татьяна Ян много путешествует. «Для меня каждый раз — это новое возвращение к себе, открытие нового внутреннего пространства, соотнесение себя с мировой историей и культурой». Она побывала в Азии, Италии, Испании, Греции, Турции, на Кипре и в других странах. Из путешествий художница всякий раз привозит декоративные ткани, ковры, детали которых органично встраивает в свои произведения.

В 2003–2006 появился на свет цикл живописных произведений «Путь в Каппадокию», удостоенный серебряной медали Российской академии художеств (2006). «Каппадокия для меня — это красота, которую взгляд не может вместить. Прорыв в иное пространство, где начинается то, что для человеческого глаза уже почти непосильно» (seasons-project.ru).

Цикл работ «Фрагменты времени» (1997–1998) включает триптих по мотивам работ Пьеро делла Франческа, посвящение Джотто, евангелистам Иоанну, Луке, Марку, Матфею, композиции «Иисус в доме Марфы и Марии», «Троица» и др. Эти циклы полны отсылок к историческим ценностям, к классике, и они несут в себе силу авторской интеллектуальной мысли.

Впервые приехав в Рим, художница полюбила его раз и навсегда: «Он действительно сносит голову с плеч и расправляет тебе крылья, о существовании которых ты никогда не подозревал. В нем есть совершенно невероятная, поскольку практически необъяснимая — радость, которую вдыхаешь сразу, как только возвращаешься туда, какой-то особой густоты и силы, как в детстве, счастье. Рим переносит тебя в систему координат совершенного иного масштаба и вечность в этом городе не фигура речи, но, буквально — его стены и фундамент» (moscow.arttube.ru). Эти впечатления воплотились во множестве произведений, и Татьяна Ян продолжает работу.

Часто в своих композициях, будь то цветы или фрукты, она изображает предметы в единстве с объектом культуры, фрагментами классической архитектуры, деталями исторических памятников. Поэтому невольно возникает мысль о связи времен, о времени как таковом, в котором присутствует и прошлое, и настоящее. Говоря об интересе художника к объектам культуры, хочется подчеркнуть ее особую любовь к античности, которую она считает эталоном вечных ценностей. «Для меня лично античность и Возрождение значимы и актуальны не меньше, если не больше современной действительности. Это мои корни, это тот материал, на основе которого я строю свое высказывание, от авторских цитат до семантики работ. Но это не пересказ и не копирование классических образцов. Это постоянный внутренний разговор, диалог культур».

Много лет Татьяна Ян увлеченно пишет натюрморты. У нее есть цикл «Цветы, плоды, дары» (1999–2000) в котором во всей красе и жизнеутверждающей силе предстают сочный виноград и вино, спелые гранаты, лимоны, фиги, цветы, птицы. «Я люблю цветы, но эстетическое любование в моем чувстве на одном из последних мест. У цветов можно научиться всей мудрости». При каждой встрече с цветами Татьяна Ян испытывает благоговейный восторг, какой-то почти «мистический шок», она их почти обожествляет, как «проявление любви Бога к человеку, сотворившему для него такую красоту на каждый день».

В 2001 году Татьяна Ян оформила спектакль Ю. Любимова «Сократ / Оракул» как сценограф и художник по костюму. Этот опыт она считает очень значимым для себя. Это была, по ее словам, «глубокая встреча с античностью», тем более что посчастливилось работать в Греции, Дельфах и Афинах. Кроме этого, был еще интересный опыт работы с Татьяной Гринденко и ее ансамблем «OPUS POSTH» в 2003 году. Она создала 12 живописных холстов для музыкального перфоманса, в основе которого была музыка Йозефа Гайдна «Семь последних слов Спасителя на Кресте».

В многоплановой творческой практике Татьяны Ян присутствует и оформление книг, которые она выбирает по своему вкусу. К примеру, это книга «De vita sua» свт. Григория Богослова (2011); двухтомник «В комнатах садов» Филиппа Жакотте и «Сад мирозданья» Ольги Седаковой (2014); «Песнь Песней и Книга Руфь» в переводе Л. Грилихиса (не издана).

Татьяна Ян принимала участие в росписи храма «Малое Вознесение» на Большой Никитской улице в Москве.

Работы находятся в Музее современного искусства (Москва), а также в частных коллекциях России, Англии, США, Швейцарии, Италии, Германии, Голландии, Франции, Тайвань и др.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх