Персона недели: Юрий Шабельников
Если ты участвуешь в художественном процессе, ты не можешь не быть философом, не задавать себе вопросы. Искусство — это способ выяснения отношений. Я выясняю отношения с социумом, с собой, с самим же искусством (Юрий Шабельников)
Юрий Шабельников сегодня признанный художник. Становление его как творческой личности пришлось на переломные годы конца 1980-х — начала 1990-х. Тогда ломалась система традиционных советских ценностей, рушилась идеология, происходило созревание новых творческих процессов, убеждений, взглядов на искусство. На смену привычным характерным понятиям в искусстве, таким как «энергичная кисть», «живописный мазок», «фактура», приходит другая ментальность, а что касается выразительных средств, то в современном искусстве они безграничны, включая мультимедийные технологии.
Шабельников прошел путь, по словам художника Тер-Оганьяна, «от первоклассного реалистического живописца через модернизм к обнаружению вещественности картины, после чего добавил к своему арсеналу средств объекты, ассамбляжи и инсталляции. На этом фундаменте художник работает до сих пор» (mmoma.ru). Очень точно и ясно сказано.
Родился Шабельников в 1959 году в Таганроге. Окончил Таганрогскую детскую художественную школу, в 1977–1979 учился на художественно-графическом факультете Ростовского государственного педагогического института. Продолжил образование в Ростовском художественном училище (1979–1982). С 1982 по 1995 преподавал живопись в детской художественной школе.
В 1987 стал членом сегодня уже легендарного товарищества «Искусство или смерть», объединявшего радикально настроенных художников, поэтов, рок-музыкантов нового поколения Ростова и Таганрога — А. Кислякова, В. Кошлякова, А. Сигутина, А. Тер-Оганьяна, Н. Константинова и др. Девиз «Искусство или смерть» понимался как «искусство и никакой халтуры», никаких компромиссов. Первая выставка объединения состоялась в 1988 в Таганроге, в Доме культуры завода «Прибой». Это была однодневная выставка. В 2006 в музее современного изобразительного искусства Ростова-на-Дону прошла выставка «Искусство или смерть. 20 лет спустя». В рамках III биеннале современного искусства в государственном музее современного искусства Российской академии художеств на Гоголевском бульваре в 2009 году была показана еще одна ретроспектива «Искусство или смерть». Таковы основные этапы существования этого объединения, оставившего яркий след в истории искусства.
Юрий Шабельников приехал в Москву в 1995-м и быстро адаптировался в творческой среде, стал осуществлять свои проекты, многие из которых были весьма провокационны. Он жил в сквоте «Бауманская, 13» до его закрытия в 1998. С 2006 читал лекции и проводил мастер-классы для слушателей школы современного искусства «Свободные мастерские». Мы можем назвать некоторые из проектов художника: «Без названия», который представлял лежащего спящего милиционера и не был допущен для экспонирования, графичный монохромный цикл «Солдатам труда», были такие проекты, как «Мистерия-BEEFII», «Скандальная выставка». В 1998 Шабельников в соавторстве с Ю. Фесенко провели перформанс «Мавзолей. Ритуальная модель», или «Ленин в тебе и во мне». Центральной фигурой перформанса был 80-килограммовый бисквитный торт с кремовыми розочками, который присутствующие разрезали на куски и ели. Это было для многих шокирующее, кощунственное зрелище, но проект вошел в историю трансформации образа вождя в искусстве. Шабельников участвовал в выставке «От противного».
Нельзя не отметить концептуальный проект «Реквием воли», который имеет мощный идеологический подтекст. Он напоминает о том, что в советское время были свои жизненные ценности и установки. Люди жили и верили в них, верят и сейчас. «Уклад, социальные привычки, определенный набор стереотипов — это и есть СССР в наших головах, — говорит художник. — О том, как медленно из сознания людей вытесняются, уходят эти утопические гипотезы, которые пытались реализовать на нашей шкуре», — об этом идет речь в данном цикле.
Есть еще один проект, с которым художник номинировался на премию Кандинского в 2012 году, — «Библейская почта». Автором были выбраны ключевые фрагменты или эпизоды, которые легли в основу содержания «Библейской почты». На специальных подиумах сложенные бумажным самолетиком послания символизируют связь с высшими силами. Послания Божие — бумажные самолетики, небесные почтальоны. Они парят в больших полотнах — над водной стихией, над интерьерами соборов, среди памятников архитектуры. Эти бумажные кораблики как символ свободы и открытости миру.
Интересны высказывания, мысли Шабельникова об образовании. Он считает, к примеру, что художнику очень трудно войти в контекст современного искусства, если у него нет необходимых знаний по истории искусства в целом. «После учебы художник находится в растерянности, он получил знания, а как воспользоваться ими, не знает. Нужно заниматься самообразованием, задаваться вопросом, что такое искусство, здесь и сейчас». Знания, полученные в профессиональном вузе, — считает художник, — помогут сориентироваться в сложном мире современного искусства, которое оперирует иными понятиями и категориями, нежели академическая система.
Работы художника находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Музее актуального искусства АРТ4.RU, в собрании М. Гельмана, частных отечественных и зарубежных коллекциях.
С 1993 года Шабельников провел более 20 персональных выставок.
«Я не могу делать что-то произвольно, — говорит Шабельников. — Современный художник не игнорирует ни ситуацию, ни историю искусств, ни контекст. Существует еще и история концепции. Ничего на пустом месте не бывает. Осознание всего этого плюс дистанцирование от субъекта высказывания, от самого себя — это и есть базовые признаки того, что автор работает в зоне современного искусства».
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200519_persona_shabelnikov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200519_persona_shabelnikov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.