Персона недели: Нина Шапкина-Корчуганова — любимая ученица Андрея Васнецова
«Когда я узнала, что буду художником? — Не знаю. Мне кажется, ощущение, будто я им стану, было у меня всегда» (Нина Шапкина-Корчуганова)
На формирование личности Нины Шапкиной-Корчугановой, ее мировоззрение и творческое кредо во многом повлияли драматические события и факты ее биографии. Ее прадеды по обеим линиям были раскулачены и высланы из России. Она сама родилась в Туркмении, но Туркмению не помнит, поскольку родители жили там совсем короткое время.
С ранних лет Нина Шапкина обладала независимостью суждений и самостоятельностью в принятии решений: «Никто никогда меня не направлял по жизни. Я сама знала, кем я буду и что для этого надо делать», — рассказывала художница (см. Женщины-художники Москвы. Путь в искусстве. М. : Декоративное искусство. 2005. Цит. по: artpanorama.su).
Окончив школу, она поступила в Московский полиграфический институт (1974–1981) и училась на курсе Андрея Владимировича Васнецова, взгляды которого отличались бескомпромиссностью, строгостью и прямотой. Наставник выделял творчество Нины Шапкиной, называл ее перспективным художником неореалистического направления и сравнивал с «осовремененным Домье», но только «несколько кубистизированным».
Художественная жизнь 1980-х годов была бурной, противоречивой, сложной. Шапкина не принимала в ней активного участия, держалась обособленно, занимаясь поиском собственного «Я». Писала картины. С мертвой точки все сдвинула первая поездка в Англию. Новые впечатления и осознание своей причастности к искусству пробудили жизненный и творческий потенциал художника, заставили активнее биться сердце. Появилась собственная мастерская в Москве и «жизнь закипела», — как пишет художница.
Несмотря на стремительно меняющийся ритм жизни, огромное количество новых впечатлений, Шапкина предпочитает в искусстве неторопливость и паузы, «остановку в потоке движения». Чувство одиночества, чувство своего предназначения и в то же время мимолетности происходящего она привносит в свое творчество. «Думаю, живопись, так же как и музыка, стихи, и есть та остановка — передышка».
Лейтмотивом многих полотен звучит мотив одиночества человека в современном мире. Несмотря на всю брутальность героев Нины Шапкиной-Корчугановой, они смотрятся достаточно романтично, но в тоже время отчужденно, как бы противостоя окружающей их действительности. Во многих холстах пластическая сила образов ассоциируется с манерой скульптора, как бы лепящего форму («Три грации», «Солнышко»).
«Моей любимой темой, контрапунктом является тема прохожих — это плач по толпе, в которой, в сущности, все одиноки и пути людей пересекаются лишь случайно и условно», — говорит живописец о своих работах. Она словно пытается остановить время, понять и уловить движение. Часто герои ее картин — чужие друг другу люди, которые, даже будучи объединенными композиционно, всё равно выглядят отстраненно, смотрят в разные стороны («Весна», «Разбрелись»)…
Несмотря на точный, мощный рисунок, выявляющий характер персонажей, холсты собраны, «сделаны» исключительно цветом. «Я пытаюсь говорить на языке живописи, строя свои фразы без фальши, и не считаю необходимым следовать моде в искусстве, зачастую ведущей во врата абсурда и пустоты в глянцевой упаковке». Свой жизненный и профессиональный опыт автор выражает кистью на холсте, стремясь отразить сложный и глубокий мир, передающий в обобщенной форме драматическую реальность событий.
На первой персональной выставке Нины Шапкиной-Корчугановой (2019) в Рязанском художественном музее было представлено более тридцати произведений живописи. Созданные с конца 1990-х до наших дней, они позволили проследить эволюцию творческого пути мастера.
Ее работы находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства (ММОМА), Вологодской областной картинной галереи (Вологда), Ярославского художественного музея (Ярославль), Музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» (Истра, Московской области), Самарского областного художественного музея (Самара), Ульяновского областного художественного музея (Ульяновск), Рязанского областного художественного музея (Рязань), в частных коллекциях Франции, Швеции, Италии, Венгрии, Англии, США, Греции.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200330_shapkina_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200330_shapkina_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.