Обновился рейтинг «Топ-5 ныне живущих художников»
ARTinvestment.RU   20 октября 2010

Изменился и принцип подачи этой информации. Не подумайте, что в силу преклонного возраста некоторых участников рейтинга. Просто для того, чтобы впредь удобнее было добавлять к нему новые рекорды, которые точно не заставят себя ждать

Правила составления нашего рейтинга были просты: во-первых, в расчет брались только сделки с работами ныне живущих авторов; во-вторых, учитывались только аукционные продажи; и, в-третьих, как и в соседнем рейтинге «Топ-10 мировых художников», соблюдалось правило «один художник — одна работа» (если в рейтинге работ два рекорда принадлежат Джонсу, то остается только самая дорогая). Костяк статьи был написан в 2008 году, после продажи за рекордную сумму картины Лусиена Фрейда «Спящий инспектор по пособиям»; с тех пор в рейтинге произошли некоторые подвижки, и текст было решено организовать по хронологическому принципу. Не подумайте, что в силу преклонного возраста некоторых участников рейтинга. Просто для того, чтобы впредь удобнее было добавлять к нему новые рекорды, которые точно не заставят себя ждать.

10 ноября 1988 года. 17 миллионов долларов. Джаспер Джонс. «Фальстарт»

Долгие годы список самых дорогих работ, составленный по вышеприведенным правилам, возглавлял «Фальстарт». До 2007 года этот очень яркий и декоративный холст, написанный Джаспером Джонсом в 1959 году, считался обладателем практически неприступной для ныне живущего художника (пусть и прижизненного классика) цены — 17 миллионов долларов. Столько за него заплатили в золотом для арт-рынка 1988 году. Интересно, что стаж Джаспера Джонса как носителя рекорда не был непрерывным. В 1989 году его перебила работа коллеги по цеху Виллема де Кунинга: двухметровая абстракция «Смешение» была продана на Sotheby’s за 20,7 миллиона долларов. Джасперу Джонсу пришлось подвинуться. Но через 8 лет, в 1997 году, де Кунинг умер и «Фальстарт»1 Джонса снова занял первую строчку аукционных цен для работ ныне живущих художников. Почти на 10 лет.

Нет, по счастью ничего печального через десять лет не произошло. Джаспер Джонс в 2010-м отпраздновал 80-летний юбилей, и дай бог ему здоровья. Просто в 2007 году случилось немыслимое. Немыслимое, по крайней мере, во времена Джаспера Джонса...

21 июня 2007 года. 9,7 миллиона фунтов. Дэмиен Херст. «Сонная весна»

Итак, летом 2007 года инсталляция на тот момент 42-летнего английского художника Дэмиена Херста (р. 1965) «Сонная весна» (2002) была продана на Sotheby’s за 9,7 миллиона фунтов, то есть примерно за 19 миллионов долларов. Работа, к слову, имела довольно необычный формат. С одной стороны, это шкаф-витрина с муляжами таблеток (6 136 пилюль) — суть, классическая инсталляция. А с другой — витрина эта сделана плоской (10 см в глубину), забрана в раму и вешается на стену, как плазменная панель, вполне обеспечивая тем самым комфорт владения, свойственный картинам. В 2002 году сестра этой инсталляции, «Сонная зима», ушла за 7,4 миллиона долларов, более чем в два раза дешевле. Разницу в цене кто-то «объяснял» тем, что у зимы таблетки более блеклые. Но понятно, что данное объяснение абсолютно беспочвенно, ибо механизм ценообразования для подобных вещей уже не коррелирует с их декоративностью.

И вот с этого момента как-то договорились, что Херст становится первым как здравствующий автор самой дорогой работы, сменяя на посту Джаспера Джонса. Вопрос, правда, из разряда «смотря как считать». Дело в том, что Херст продавался за дорогие фунты, а Джонс за подешевевшие ныне доллары, да еще и двадцать лет назад. Но даже если считать по номиналу, без учета 20-летней инфляции, то в долларах дороже была работа Херста, а в фунтах — Джонса. Ситуация складывалась пограничная, и каждый сам был волен решать, кого считать самым дорогим.

Другое дело, что сейчас подобные дискуссии потеряли смысл. Перестать ломать голову составителям рейтингов помог американский мастер поп-арта Джефф Кунс.

14 ноября 2007 года. 23,6 миллиона долларов. Джефф Кунс. «Подвесное сердечко»

Гигантская металлическая инсталляция «Подвесное сердечко» была куплена в ноябре 2007 года на Sotheby’s. Как и Джонса в 1988 году, эту работу купила представляющая Кунса галерея Ларри Гагосяна (в прессе писали, что в интересах украинского миллиардера Виктора Пинчука). Галерея приобрела не просто инсталляцию, а, по сути, некое произведение ювелирного искусства. Пусть работа выполнена и не из золота (материалом послужила нержавеющая сталь) и размером она явно побольше обычного кулона (скульптура высотой 2,7 м весит 1 600 кг), но зато имеет сходное назначение. На производство композиции с сердцем, покрытым десятью слоями краски, было затрачено свыше 6 500 часов. В итоге за эффектное «украшение» заплатили 23,6 миллиона долларов, гигантские деньги. И в тот момент казалось, что уж такой рекорд продержится пусть не десятилетие, но лет пять — точно. Да и кто из живущих способен ставить подобные рекорды в открытом аукционном состязании? Кунс — Херст — Кунс — Херст — далее в том же порядке. Но не тут-то было: 13 мая 2008 года грянула очередная сенсация.

13 мая 2008 года. 33,6 миллиона долларов. Лусиен Фрейд. «Спящий инспектор по пособиям»

Картина английского не абстрактного, а вполне фигуративного экспрессиониста Лусиена Фрейда (р. 1922) «Спящий инспектор по пособиям» 1995 года была продана на Christie’s за 33,6 миллиона долларов. Внимание к работе с объявленным эстимейтом в 25–35 миллионов долларов было привлечено необычайное. Не осталось ни одного телеканала с рубрикой о культуре, где бы ни показали и сам холст, и какое-нибудь интервью улыбчивой толстушки Сью Тилли (модели художника), которые она весьма охотно раздавала. Сью в то время и правда служила инспектором по пособиям в лондонском центре занятости, так что название незамысловато. Сам портрет выполнен в узнаваемой манере английского экспрессиониста, то есть с декоративной точки зрения получилось уже традиционно отталкивающе. Вины модели в том нет (известна фотография, сделанная Брюсом Бернардом в один из сеансов позирования Сью, ей было тогда всего лишь 38 лет), просто такой уж у Фрейда взгляд. И надо сказать, существуют ценители, пресытившиеся традиционной красивостью в живописи, которые охотно такой взгляд разделяют. Или стараются понять. Портрет Сью Тилли, под стать модели, имеет необычно большой для Фрейда размер — свыше двух метров. Крохотному портрету Ее Величества, помнится, пришлось холст наращивать (диадема не помещалась), а тут — простор. Имеются свидетельства, что над портретами Фрейд мог работать по году и дольше. Но картина «Спящий инспектор по пособиям» была сделана быстрее. Известно, что Сью Тилли позировала 9 месяцев, по 8 часов в день, 2–3 раза в неделю. Можно даже примерно посчитать, во сколько обошлись Фрейду сеансы позирования (Сью рассказала, что художник платил сначала по 20, а потом по 33 фунта в день). В итоге получается примерно 3,3 тысячи фунтов (около 6 тысяч долларов), и их можно смело включить в себестоимость. Еще краски, аренда. Ободранный диван не в счет. А остальные 33,59 миллиона долларов — плата за талант. Кстати, покупателем полотна стал небезызвестный Роман Абрамович.

30 июня 2008. 12,92 миллиона фунтов. Джефф Кунс. «Цветок из воздушного шарика (Пурпур)»

Проданному летом 2008 года «Цветку из воздушного шарика» не удалось побить рекорд картины Фрейда и стать самой дорогой работой ныне живущего художника, зато его цена  — 12,92 миллиона фунтов (25,8 миллиона долларов) — стала самой высокой в «аукционной карьере» автора. Интересно, что семью годами ранее предыдущие владельцы «Цветка» приобрели работу за 1,1 миллиона долларов. Несложно подсчитать, что за это время ее рыночная цена выросла почти в 25 раз.

Большинство рекордов были зафиксированы на пике бума на современное искусство. С 2003 по 2008 год цены в этом сегменте выросли более чем в десять раз (чтобы потом упасть — однако об этом позже).

Перед тем как перейти к новой рыночной вехе, давайте вспомним еще о двух громких сделках, также состоявшихся в этот период. 16 мая 2007 года обновился ценовой рекорд на произведения Джаспера Джонса: картина «Цифра 4» ушла на Christie’s за 17,4 миллиона долларов. Это абстракция, в которой из пятен проступает отчетливый контур математической четверки, называемой арабской (а на самом деле индийской). Сюжет слишком символичный, учитывая, что «Цифра 4» долгое время занимала именно четвертое место в списке самых дорогих картин ныне живущих художников. И пусть в отличие от «Фальстарта» она никогда не поднималась на первую позицию, но это дела не меняет: Джонс — значительная фигура в американском послевоенном искусстве. Художник, работавший на стыке нео-дадаизма, абстрактного экспрессионизма и поп-арта, остается на коне.

Вторая громкая сделка — рекордная продажа полотна Герхарда Рихтера. Интерес к творчеству этого немецкого художника в последние годы просто фантастический. Ранее мы уже приводили цифры, показывающие, что с 2004 по 2008 год цены на его живопись выросли втрое2. И это в среднем, без деления на периоды и без сортировки по качеству. Миллион или пять миллионов стали нормальными аукционными ценами. А вот «Свеча», написанная в 1983 году, 27 февраля 2008 года была куплена неожиданно за 16 миллионов долларов в пересчете с фунтов. В отличие от остальных работ нашей пятерки в «Свече» нет никакого особого вызова: традиционная техника, реалистический жанр, точнее даже гиперреализм. В тот период Рихтер словно «фотографировал» на холст, но при этом намеренно вносил в изображение дефекты, свойственные фотографии, напускал тумана, сбивал «экспозицию» и «выдержку». Конечно, для усталого путешественника по миру современного искусства такие композиции Рихтера, пусть даже чуть смазанные, — настоящий праздник для воспаленных глаз, бальзам на душу. Тем более что на пламя свечи, как говорят психологи, можно смотреть бесконечно. Смотреть и думать: ну почему же она стоит 16 миллионов?..

15 сентября 2008 года. 10,3 миллиона фунтов. Дэмиен Херст. «Золотой телец»

«Золотой телец» Дэмиена Херста был одной из работ, выполненных художником (а точнее, группой ассистентов под его руководством) специально к соло-аукциону, устроенному домом Sotheby’s. Это огромное чучело быка, увенчанное золотым диском, принесло 10,3 миллиона фунтов стерлингов. Помимо него, Херст представил еще 222 работы; из них новых владельцев не нашли всего пять (одним из покупателей, к слову, был Виктор Пинчук). Аукцион был проведен в день, оказавшийся черным для мировых финансовых рынков (15 сентября, дата бесславного конца банка Lehman Brothers), и действительно стал кульминацией арт-бума: результаты состоявшихся месяц спустя лондонских торгов современным искусством были уже «не те». Далее последовал достаточно тихий для рынка «контемпорари» 2009 год, во время которого о рекордах, подобных тем, что поставили «Золотой телец» или «Подвесное сердце» Джеффа Кунса, нельзя было и мечтать. Ввиду падения цен коллекционеры предпочитали держать высококлассные творения Херста при себе; как следствие, количество его работ, выставляемых на аукцион, снизилось на две трети, а миллионный результат в 2009-м был зафиксирован всего один. Художник принял «антикризисные меры»: заявил о прекращении выпуска некоторых видов тиражных работ, в которых рынок рано или поздно бы потонул, а также уволил изрядное количество ассистентов и начал лично писать картины (первая выставка живописи Херста, впрочем, была нещадно разругана критиками). По мнению аналитиков, Херст, как «суперстар», уже вошел в историю, а значит, покупать его будут еще очень долго; впрочем, наибольшая ценность в будущем прогнозируется для произведений, созданных в наиболее новаторский период его карьеры, то есть в 1990-е.

11 мая 2010 года. 28,6 миллиона долларов. Джаспер Джонс. «Флаг»

Одной из наиболее характерных черт выправляющегося после кризиса рынка стало стремление покупателей приобретать творения «проверенных временем» классиков. И очень символичным выглядит тот факт, что поднявшегося благодаря спекуляции Джеффа Кунса скинул со второго места Джаспер Джонс. Уплаченные за его «Флаг» 28,6 миллиона долларов всего лишь один из невероятных аукционных результатов, свидетельствующих о том, что рынок сверхдорогих произведений снова растет, и еще как. Например, в рейтинге «Топ-10 мировых художников» (в котором нет ныне живущих) лидер в 2010-м обновлялся уже дважды: в феврале скульптура Джакометти «Идущий человек I» была продана за 104,3 миллиона долларов, три месяца спустя полотно Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» ушло за 106,5 миллиона.

Если вернуться от хронологии к деньгам, то Топ-5 ныне живущих художников выглядит так:

1. Люсиен Фрейд: 33,6 миллиона долларов

2. Джаспер Джонс: 28,6 миллиона долларов

3. Джефф Кунс: 25,65 миллиона долларов

4. Дэмиен Херст: 10,3 миллиона фунтов

5. Герхард Рихтер: 7,97 миллиона фунтов

Постоянный адрес рейтинга «Топ-5 ныне живущих художников» на сайте ARTinvestment.RU здесь.

1 В 1988 году «Фальстарт» был куплен знаменитым дилером Ларри Гагосяном в интересах Сэмьюэла Ньюхауса. Говорят, что в разразившийся вскоре кризис Ньюхаус вроде бы даже с потерями перепродал «Фальстарт» Дэвиду Геффену. А уже в наши дни, в 2006 году, «Фальстарт» Джонса был перепродан за 80 миллионов долларов в ходе закрытой частной сделки управляющему хедж-фондом Кеннету Гриффину. Результат не аукционный, суть неофициальный, поэтому по сложившейся традиции в рейтингах его не учитывают.

2 См.: Богданов В. Арт-новости // Dиректор-Инфо. 2008. №5. С. 42–48 .


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20101020__new_top5_artists.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20101020__new_top5_artists.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх