Художник Михаил Кулаков. 1933–2015
ARTinvestment.RU   16 февраля 2015

Вчера, 15 февраля 2015 года, на 83-м году жизни в Италии скончался художник-шестидесятник Михаил Алексеевич Кулаков (08.01.1933 — 15.02.2015)

Вчера, 15 февраля 2015 года, на 83-м году жизни в Италии скончался художник-шестидесятник Михаил Алексеевич Кулаков (08.01.1933 — 15.02.2015).

Михаил Кулаков прочно вошел в обойму неофициального искусства в конце 1950-х годов. В 1959 году его работы выставлял у себя артист Александр Румнев, наряду с произведениями Зверева, Плавинского и Харитонова. По воспоминаниям Владимира Немухина, большим поклонником творчества молодого художника был знаменитый искусствовед Илья Цирлин, председатель бюро секции критики МОСХа, к тому времени попавший в опалу за открывшийся искренний интерес к новаторству «формалистов» — тех же Яковлева, Рабина, Харитонова, Целкова и др. Человек не робкого десятка, в 1961 году Цирлин организовал персональную выставку 28-летнего Михаила Кулакова. У Цирлина работы художника могли увидеть Костаки и другие влиятельные люди, свои для мира неофициального искусства.

В 1960-х несколько персональных выставок талантливого абстрактного экспрессиониста прошло в научных институтах — в частности, в Ереванском институте физики АН СССР и в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Выставки были закрытые, для своих: советским физикам в части доступа к новаторскому искусству было позволено чуть больше, чем остальному населению страны. На одной из таких выставок, в 1967 году Кулаков познакомился с будущим нобелевским лауреатом Петром Капицей, который впоследствии много лет приобретал его работы.

В 1976 году, после женитьбы на итальянке Марианне Молла, внучке итальянского дирижера Валериана Молла, Михаил Кулаков эмигрировал в Италию. (В тот же год уехали Нусберг, Шелковский и многие другие художники.) С этого момента его работы стали регулярно включаться в многочисленные зарубежные выставки запрещенного или неофициального искусства СССР. В 1977 году вещи Кулакова в числе работ других советских художников (включая оставшихся в СССР) участвовали в резонансной Венецианской «Биеннале несогласных». Понятно, что в Союзе больше выставок Кулакова быть не могло, в отличие от регулярных групповых ретроспектив запрещенного искусства, которые проходили в Англии, Австрии, Франции и Германии. Тогда казалось, что расставание с русским зрителем произошло навсегда. Но, на удивление, не прошло и десяти лет, как Советской власти не стало. Уже в сентябре 1987 года живопись Кулакова и других нонконформистов смогли увидеть посетители зала на Профсоюзной, 100 — в рамках эпохальной «Ретроспекции творчества московских художников» под эгидой любительского объединения «Эрмитаж» (Леонид Бажанов). История нонконформизма закончилась, идеологические запреты перестали быть препятствием для доступа художников к зрителю. В начале 1990-х выставки Михаила Кулакова прошли в лучших музеях страны, а в 2008-м — в Третьяковской галерее.

В последние годы наступила затянувшаяся информационная пауза. О масштабе творчества Кулакова нам напоминали шедевры в частных коллекциях, но не выставки. Гораздо чаще до нас доходила информация об успехе его выставок в Европе, прежде всего на его второй родине, в Италии. России же, очевидно, предстоит повторно открыть для себя творчество нашего выдающегося художника Михаила Алексеевича Кулакова.

С биографией Михаила Кулакова можно ознакомиться на нашем сайте (точность фактов проверена Марианной Кулаковой) и на официальном сайте художника.

ARTinvestment.RU выражает соболезнование семье, друзьям и коллегам Михаила Кулакова.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20150216_kulakov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20150216_kulakov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

Наверх