Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи
ARTinvestment.RU   09 августа 2019

По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?

Но интереснее даже другое: зачем Минимущество и Минкультуры вот уже не в первый раз за последнее время отдают конфискованные картины в музеи, вместо того чтобы стараться выручить за них деньги. На уровне логики поступок довольно абсурдный. Допустим, из бюджета вывели средства. Нанесен ущерб. Его нужно компенсировать. Казалось бы, продай — получи деньги. И компенсируй хоть какую-то часть. Но нет. Имущество, картины и рисунки вместо этого берут и отправляют в музей. Хотя этот музей никто не грабил. Естественно, при таком сценарии никаких денег никто не увидит. Это так же странно, как взять конфискованные «мерседесы» санируемых банков и отправить их в гараж областного правительства или суда.

Зачем же тогда это делается? Попробую предположить.

Во-первых, так сильно проще для чиновников. С музеем никакой головной боли. Ведь для того, чтобы продавать, с «конфискатом» нужно предварительно сильно разбираться. Проводить экспертизу подлинности, делать какую-никакую оценку, организовывать торги. Что делать с фальшаками или невостребованными на аукционе вещами, вообще непонятно. А так, передал музейщикам — и супер. Пусть дальше сами разбираются.

Во-вторых, это «политически мудро». Если начнешь организовывать коммерческое мероприятие, так злые языки начнут копать, искать конфликт интересов, пытаться обвинять черт знает в чем. А если отдать в музей, то упрекнуть как бы и не в чем: люди радеют за государство.

В-третьих, всегда можно отчитаться, что усиление фонда музея потенциально приведет к увеличению числа зрителей, росту турпотока, созданию новых рабочих мест в сфере культуры. Что, скорее всего, правда. Но в далеком будущем. А пока внезапное расширение фондов повлечет для начала дополнительные расходы.

Впрочем, каких объяснений ни ищи, но суть не меняется. Денег от коллекции подмосковное правительство в свой бюджет не получит. А из картин, как известно, ни больниц, ни школ не построишь.

Почему передают именно в «Новый Иерусалим», тоже можно догадаться. Так выгоднее политически. Раз ущерб нанесен бюджету Московской области, то и конфискованные активы должны поступить в один из лучших областных музеев, а не в столичный.

Такая попытка соломонова решения.

Но лишь на первый взгляд.

Ибо в какой музей ни отправь, все равно плохо. И вот почему.

Мы прикинули по ценам: всего лишь пять показанных музеем картин (а их там десятки, если не сотни) тянут на $650 000. Изъятие столь большого массива русской классики из оборота обескровливает национальный рынок искусства. А он и так сильно дефицитный. Подавляющее большинство картин было реквизировано, конфисковано и отправлено (как и сейчас) в музеи. Если книги и монеты еще можно было как-то спрятать от лишних глаз в коммуналках, то метровые холсты — сложно и опасно. Неудивительно, что крепкие вещи и шедевры русского искусства сохранились по большей части за рубежом. Там их и покупали русские, а иногда и привозили сюда для галерейной и дилерской торговли. Но компенсировать прежние изъятия из оборота импорт не помог. Дефицит русской классики как был, так и остается. И никто не учитывает, что торговля искусством — это тоже отрасль, со своими рабочими местами и всем остальным.

Вдвойне прискорбно, что отправка конфискованного искусства не на рынок, а в музеи становится типовой практикой. Совсем недавно стало известно, что в региональные музеи Самары, Твери и других городов Минкульт отправит 24 000 произведений из собрания ликвидированной Верховным судом Международной конфедерации союзов художников. Это половина фонда наследницы Союза художников СССР. Тоже отдали, вместо того чтобы продать. Но эти работы хотя бы напрямую не изымали из рыночного оборота. В отличие от вещей из коллекции Буллок.

Ну и наконец, чем еще плох путь «коллекция — конфискация — музей». Сам процесс передачи «конфиската» в государственный музей — это всегда событие, приковывающее внимание прессы и публики. Вот и сегодня в «Новом Иерусалиме», куда привозят работы из собрания Буллок, съехались съемочные группы многих телевизионных каналов. О предстоящем событии третий день пишут основные информационные агентства. Неизбежно в их репортажах и анонсах звучат слова «коллекция», «антиквариат», «картины», «конфискованное», «мошенничество», «легализация». Все в одну кашу, без разбору. Картины, криминал, позолоченные рамы. Человек понимающий поймет, что к чему. Но каждый такой случай бросает тень на всю отрасль. Ходи потом объясняй, что коллекционеры в большинстве своем уважаемые образованные люди, интеллектуалы, отнюдь не авантюрного склада. Многие из них издают монографии, готовят выставки, предоставляют свои работы для важных музейных проектов. Словом, ведут скучную с точки зрения криминальной хроники жизнь. Конечно, всякое случается. Но помещать коллекционирование в контекст криминала — это совсем уж дремучий советский предрассудок. Но по факту так и выходит. Негативный информационный поток не щадит никого. И этот ущерб компенсировать уже невозможно.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх