Новые вызовы и новые возможности: современное российское искусство в эпоху перемен
ARTinvestment.RU 08 июня 2022
Президент корпорации «Синергия», сооснователь ярмарки современного искусства Art Russia Вадим Лобов — об отечественной арт-индустрии в новых реалиях
Михаил Карташев, Art Russia: Вадим Георгиевич, незадолго до открытия Art Russia — 2022 обстановка в стране и в мире претерпела кардинальные изменения, которые не могли не сказаться и на арт-рынке. Почему вы решили все-таки провести ярмарку?
Вадим Лобов: Во-первых, велика ответственность перед всей командой, которая трудилась над проектом целый год, перед участниками и зрителями. Это уже третья по счету наша ярмарка, ее очень ждали. Во-вторых, культура остается пространством диалога даже тогда, когда он становится практически невозможен в других сферах. И в-третьих, нам было необходимо показать художникам, что мы с ними, что жизнь продолжается. Сегодня, когда отменяются выставки, когда зарубежные галереи прекращают сотрудничество, художники чувствуют, что почва уходит из-под ног. И наша поддержка арт-сообщества становится важной как никогда. Подводя итог, отмечу, что наше решение оказалось абсолютно оправданным: проект получился очень масштабным, на 86 стендах экспонировались работы более 100 участников, выставку посетило двадцать тысяс человек.
М. К.: Изменилось ли европейское представительство на Art Russia?
В. Л.: В этом году на арт-форуме в онлайн-формате выступил один иностранный спикер — Миккель Гудзё, один из ведущих датских специалистов по переговорам, альтернативному урегулированию споров. Его выступление называлось «Ведение переговоров как искусство для художника». Другие иностранные спикеры, которые должны были приехать в Россию или выступить онлайн, к сожалению, не смогли присоединиться к Art Russia по личным причинам. Однако Art Russia это прежде всего история про современное российское искусство. Нам важно искать и пестовать собственные таланты, которыми Россия, к счастью, не обделена. Концепция Art Russia — объединение независимых художников и галерей — оказалась для нашей страны новаторской. Некоторые представители мира искусства были изначально настроены скептично, говорили, что этот подход обрушит рынок и сложившиеся правила игры, но сегодня, когда мы провели уже третью по счету ярмарку, все признают, что это, напротив, благотворно сказалось на развитии рынка. На наших стендах можно увидеть не только галереи с долгой историей и сложившимся именем, но и совсем молодых участников. Более того, на Art Russia присутствуют галереи, которые существуют только онлайн.
М. К.: Как сейчас будет развиваться отечественный арт-рынок?
В.Л.: Те ограничения, с которыми столкнулось российское искусство, являются для него благотворным окном возможностей. Я уверен, что на внутренний рынок придут новые люди и новые деньги. В конце концов, и раньше наше искусство интересовало прежде всего российских покупателей, а сейчас их число только вырастет. Покупать будут по разным причинам: для знакомства с чем-то новым в отсутствие привычных вещей, даже для снятия стресса — эти мотивы очень хорошо прослеживались во время пандемии, когда на арт-рынке появились новые покупатели и начался настоящий подъем онлайн-галерей и аукционов. И конечно, нельзя обойти стороной экономическую составляющую: обладание картиной или скульптурой — это не только эстетическое переживание, но и ценное вложение, сохранение капитала.
Инвестиции в современное российское искусство благотворно отразятся на его конкурентоспособности после окончания кризиса. Не секрет, что востребованность художников в международной сфере напрямую коррелирует со средствами, вложенными в национальный арт-рынок. Я могу сослаться на успешный опыт Китая. Востребованность художников в Китае очень высока благодаря активности их рынка. В уходе западных галерей есть и свои плюсы: люди продолжают интересоваться современным искусством, а значит, появляется больше возможностей для отечественных художников, которые при прежней конъюнктуре оставались в тени зарубежных коллег. Российский арт-рынок должен стать более динамичным благодаря помощи и частного сектора, и государства. Мы видим очень нужные и своевременные шаги в данном направлении. Так, в день открытия нашей ярмарки стало известно, что Президентский фонд культурных инициатив выделит порядка 1 млрд рублей на поддержку деятелей культуры, оказавшихся под санкционным давлением.
М. К.: На Art Russia значительно выросло число региональных участников. В моем личном топе впечатлений от ярмарки — работы ребят из провинции, работы свежие, искренние и по-хорошему дерзкие. Ставите ли вы своей задачей расширение присутствия в регионах?
В.Л.: Да, безусловно. Этот аспект нашей деятельности очень точно сформулировала мой партнер по Art Russia Елизавета Фролова: мы переходим из эры глобализации в эру макрорегионализации, в которой упор будет сделан именно на внутренний рынок. В этом году авторов из регионов было около сорока процентов, я думаю, что в следующем их станет еще больше.
Я рад, что Art Russia дала дорогу в большой мир искусства самородкам из провинции. Например, на самой первой ярмарке мне запомнились яркие, где-то даже провокативные работы Виктории Вейсбрут. Оказалось, что это девушка из Тулы, графический дизайнер по образованию, которая долгое время занималась исключительно тату и потом решила попробовать себя в других техниках — скульптуре, диджитал-арте, стрит-арте. У нее очень многогранный талант. Работы Виктории заметил не только я, они приглянулись, в частности, галерее «11.12» Александра Шарова. Через год Вика выставлялась как ее резидент. Сейчас она — успешный художник с международным признанием. Головокружительный взлет за три года!
Конечно, когда идет речь о развитии современного искусства в регионах, приходится говорить и о трудностях. Из общения с молодыми авторами на Art Russia 2022 мне особенно запомнился разговор с Асей Голубевой, художницей из Нижнего Новгорода. Она рассказала, что в ее городе всего две частных галереи, из которых лишь одна занимается современным искусством. А население Нижнего Новгорода, напомню, 1,2 миллиона! Такая ситуация, к сожалению, встречается и в ряде других крупных городов. Местным молодым художникам практически негде выставляться, высоки риски, что их талант зачахнет без зрителя, они просто сменят сферу деятельности. Поэтому нужно идти в регионы, помогать художникам раскрыться, знакомить с их творчеством как можно больше зрителей. И конечно, очень важна просветительская работа «на местах», потому что многие до сих пор воспринимают современное искусство как нечто не заслуживающее внимания и доверия. К счастью, позитивные сдвиги в этом направлении есть. Я сошлюсь на две известные инициативы, которым искренне желаю удачи, — это проект по созданию Музея современного искусства в Воронеже, которым занимается Евгений Хамин, и проект по созданию Русского центра искусства в Калининграде, которым занимается Рустам Алиев. Последний музей не будет показывать только contemporary art, тем не менее ему будет отведена значительная часть экспозиции. Это крупные проекты. Локальных — маленьких галерей, выставочных пространств и арт-резиденций — появляется с каждым днем все больше. Движение есть, его нужно интенсифицировать.
М. К.: Какие рынки вы видите перспективными для российского искусства в период закрытия европейского и американского рынков?
В.Л.: Говорить о тотальной изоляции современного российского искусства, конечно, не приходится. Мы живем в многополярном мире, эта многополярность затрагивает все сферы жизни. В частности, начиная с 2000 года оборот современного искусства в Китае увеличился в 65 раз. В 2019 году, перед пандемией, доля Китая (включая Гонконг) на рынке современного искусства составляла 33 %, всего на 2 % отставая от США. Пришло время обратить пристальное внимание на Восток, тем более что азиатско-арабские рынки всегда были весьма благосклонны к русскому искусству. Мы будем развивать тесное сотрудничество с дружественными странами — Китаем, Индией, Арабскими Эмиратами.
М. К.: Планируете ли вы совместные проекты с этими странами?
В. Л.: Конечно, мы уже ведем переговоры с представителями этих стран о том, чтобы осенью сделать у них событие масштаба Art Russia, привезти туда наши галереи и наших художников. Я убежден, что это очень многообещающая история.
М. К.: Три года — а именно столько существует Art Russia — немалый срок, это знак качества и высокой репутации. Каким вы видите будущее проекта в рамках стратегии продвижения современного искусства?
В. Л.: Мы будем расширять нашу деятельность, развивать новые направления. Делать ежегодно одно масштабное событие — это очень круто, но я все сильнее укрепляюсь в мысли, что проект Art Russia должен быть непрерывным, длиться весь год, а ярмарка в Гостином Дворе должна становиться кульминационным событием этого движения. В течение года проект должен двигаться через линейку встреч, мастер-классов и т.д. У команды очень много идей, и мы чувствуем в себе силы выполнить эту масштабную культурную миссию.
https://artinvestment.ru/invest/interviews/20220608_interview_lobov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/interviews/20220608_interview_lobov.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн