Natalia Ignatova: Experts will be less likely to make mistakes when there is a large database of reference Museum items
ARTinvestment.RU   14 января 2020

AI interview with N. S. Ignatova, research officer GRC them. academician I. E. Grabar, a leading expert on Russian painting of the XIX century and the world's best expert on Aivazovsky, opens a series of interviews with leading experts of Russian art-рынка

Natalia Ignatova said ARTinvestment.RU how exactly is the expertise of Russian art, why do we need large-scale state program on study of the reference Museum of things and why in the early twentieth century there was a huge number of copies "of Boyaryshnya at the threshold of" Konstantin Makovsky.

ARTinvestment.RU: Art-рынок each time comes to excitement when the paintings change the attribution in one direction or another. Today — unknown artist, tomorrow — "Savior of the world", Leonardo, and Vice versa. Expertise is such a precarious thing?

Natalia Ignatova: When not confirmed what-то Museum piece, this is normal. First work accepted at the Museum with the authorship, which it claims to be, and the next generation of employees may have doubts. For a Museum collection, if the provenance of the picture is uninformative or absent, a valid situation, when during what-то time work is considered a work of what-либо outstanding master — such as Rembrandt, then the next generation of professionals begins to lean to the idea that this is the school of Rembrandt, and later, discovering what-то new information, return to the idea that it's all-таки Rembrandt.

But that examination was the most accurate to draw conclusions about the authenticity of things, need a large database of carefully researched reference works of the artist. Only by studying the standard can understand the pattern of work of a particular author, and his logic. The creation of such a broad base will lead to a qualitative leap: errors in the examination will be much less. But this requires a special state program, which will include all funds of Russian museums, as reference works mostly are exactly there.

Incidentally, the examination division of the all-Russian art scientific-реставрационного center. academician I. E. Grabar appeared in 1965 in connection with the purchases things from private collections, to protect museums from the income of fakes. Our Department was headed by the restorers, and they set up a challenge to the traditional iconographic and stylistic analysis add in-depth tof Agnico-технологические study painting. Things studied through the microscope using x-rays, UV and IR-диапазоне radiation, analyzed the texture of the paint layer and its chemical composition is necessarily carried out art research (stylistic analysis of the work, the biography of the artist, finding information about him and his works in the old literature). Thus was gathered a large data set for each individual product.

Today, a huge base that continues to grow. But these days, unfortunately, to get the thing from the Museum to our center to study virtually impossible, very expensive. Therefore, without a conscious state policy in this area can not do.

AI: And which Russian artists have such a base?

N. I. In the Center Grabar, where I work almost half a century, there is a lovely base for Russian artists of the XVIII century, Tropinin, Aivazovsky, Perov, Polenov, Shishkin, Savrasovu, family, Makovsky, Korovin, Kustodiev and others.

Soviet times, our employees participated in the treatment of some of the exhibitions in the Tretyakov gallery, the Museum explored the things that were going across the country. At first I studied the flawless things, analyzed the features and patterns of painting techniques, and then, based on these data, watched the rest of the work. And what-то things were rejected. It is a model of how to build a base and what is now, unfortunately, do not. I remember the Director of a small Museum offended when authorship Perov in their picture has not been confirmed, and said that for them it will still be pervym. In this Museum there was only one painting, and they still tours led.

AI: You are the best expert on Aivazovsky, saw many of his works. Always do research goes into quiet mode, or there are unexpected turns?

N. I.: I Recently brought for examination two small processing Aivazovsky, only 10 × 26 see, I didn't expect to find that-то amazing. On the back of one was the inscription: "I. K. Aivazovsky / the First arrival of A. A. Badurova in 1882 on the ship "Elbrus", whodaman unto the South Bay". Aleksei Alekseyevich Peshchurov — a well-known person, a Russian naval commander, Vice-адмирал, commander of the black sea fleet from 1882 to 1890. After examination, I ascertained that it Aivazovsky.

unexpectedly, at the end of the examination, revealed the publication of these small paintings — and restored the history of their creation and refined Dating. In the magazine "world illustration" in 1891 in the album of F. I. Bulgakov, "a New picture of Professor I. K. Aivazovsky" was found painting "the Fleet in sight of Sevastopol", placed in a unique frame, made most likely special order. It have built six of the medallions with sea views — and among them was those pictures that gave me for examination.

large-Scale painting "the Fleet in sight of Sevastopol" was commissioned from the artist for Bashurova. Then I was able to find: it is located in the Tyumen Museum. Naturally, I sent them all the information.

Little of the work was sold at Sotheby's auction. Employees of the auction house said I know where there are two similar things, but never showed.

AI: In the mass consciousness Aivazovsky, along with Shishkin, — is one of the most counterfeited Russian artists. It's true?

N. I.: I can't say I've met a lot of his false works, but copies — Yes, a lot. The fact that the Russian Academy of arts training were based on the students copying the paintings of famous masters — so was the way of the program. Aivazovsky in Feodosia was school, where he also had students from copying your stuff. I've got several groups of copies — the same story in three-четырех options. When on the market there are such works, as a rule, it is not a conscious forgery or crime, but simply incorrect attribution. In addition, Aivazovsky always enjoyed great success during his lifetime, and after death, was more popular Kuindzhi.

Aivazovsky's Paintings hung in all the homes of the wealthy, where they, too, could replicate the artists. But to understand where Aivazovsky,and the copies need to conduct complex research. The artist is a kind of preparatory drawing, a set of techniques, a kind of x-ray image of the paint layer. He did not tell the disciples that the rock should write a stiff brush. When comparing doubles these differences are clearly visible in the movements of the brush, and in temperament, it's all individual and can not be faked. Perfect copy I've ever seen, and it is hoped that I will not meet.

Have stories and artists particularly popular with copyists. The fact that in the late nineteenth century, the magazine "Niva", began to publish color oleography works of famous authors and, of course, was done an infinite number of copies. These "Albums "Fields"" the color was reproduced paintings by Aivazovsky, Clover, Bogolyubov, Beggrow, Konstantin Makovsky, Repin.

Thus, "a moonlit night in the Caucasus" by Aivazovsky and "Boyaryshnya at the threshold of" Konstantin Makovsky come across very often, but I have these "Maidens" about five was definitely in one of the "Lunar nights in the Caucasus" has been added to the quotation from the paintings of L. Lagorio and has been signed "Lagorio". With Shishkin same as with Aivazovsky: it is necessary to do an x-ray, remove the invoice, to conduct complex research. Shishkin's your very expressive handwriting, and if there is a base, it can be easily distinguished. Every artist has its own personality, it just need to know.

AI: have you Changed in the twenty-first century, the Russian art market?

N. I.: Significant things — with large, known, published in old periodicals, with known provenance — is almost there. Flow has decreased, the quality of things has changed.

But sometimes there are interesting trends. For example, apparently in connection with large-scale solo exhibition in the Tretyakov gallery, I began to actively bring to the examination pattern with the assumption of authorship Vasily Polenov. The famous artist also had many pupils who copied it sometimes comes confusion, but you can understand. Polenov attentive to techniques of painting and consciously chose the materials, it is possible to trace, in what period of canvases on what worked, on what grounds, what the preparatory phase.

AI: Masterpieces in the market over time no longer becomes, therefore, of particular importance today is restoration, which can increase the price and depreciate it. What are the problems in this area you see?

N. I. In Russia, there is still quite a dark sphere — private restoration. I like-то brought Aivazovsky, seventy percent washed away and rewritten. And of course, no restoration of the passport. It was very hard to understand if it's a real job. It should not be, is necessary to resolve what-то way. When I had questions for the painting brought at auction Sotheby's, I wrote them — and I immediately sent a restoration of the passport, which was a detailed description of what the restorer got the thing made, what materials were used.

In Russia a strong restorative school, but we have these things all-таки to do officially and in the process of restoration of restoration be sure to keep the passport.

AI: is it possible to bribe the examiner to give a false conclusion?

N. I. Can only answer for myself: it's not taken. Another thing is thatexperts are sometimes wrong.

Incidentally, the view that, in 1990,-х the market was flooded with fakes, is not quite true. Judging by the number of paintings is given for examination, forgeries were a small number.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

Наталья Игнатова: Эксперты станут реже ошибаться, когда появится большая база данных эталонных музейных вещей
ARTinvestment.RU   14 января 2020

Интервью AI с Н. С. Игнатовой, научным сотрудником ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, одним из ведущих экспертов по русской живописи XIX века и лучшим в мире специалистом по Айвазовскому, открывает серию бесед с ведущими экспертами русского арт-рынка

Наталья Сергеевна Игнатова рассказала ARTinvestment.RU, как именно происходит экспертиза русской живописи, зачем нужна масштабная государственная программа по изучению эталонных музейных вещей и почему в начале ХХ века появилось огромное количество копий «Боярышни у околицы» Константина Маковского.

ARTinvestment.RU: Арт-рынок каждый раз приходит в ажиотаж, когда картины меняют атрибуцию в ту или иную сторону. Сегодня — неизвестный художник, завтра — «Спаситель мира» Леонардо, и наоборот. Неужели экспертиза такая ненадежная вещь?

Наталья Игнатова: Когда не подтверждается какая-то музейная вещь, это нормальное явление. Сначала работа принимается в музей с тем авторством, на которое она претендует, а у следующего поколения сотрудников могут возникнуть сомнения. Для музейной коллекции, если провенанс картины малоинформативен или вообще отсутствует, допустима ситуация, когда в течение какого-то времени произведение считается работой какого-либо выдающегося мастера — например, Рембрандта, затем следующее поколение специалистов начинает склоняться к мысли, что это школа Рембрандта, позднее, обнаружив какие-то новые сведения, возвращаются к идее, что это все-таки Рембрандт.

Но чтобы экспертиза была максимально точной, чтобы делать выводы о подлинности вещей, нужна большая база тщательно исследованных эталонных произведений художника. Только изучив эталон, можно понять закономерность работы конкретного автора, его логику. Создание подобной широкой базы приведет к качественному скачку: ошибок в экспертизе станет значительно меньше. Но для этого нужна специальная государственная программа, в которую включат фонды всех российских музеев, так как эталонные работы в основном находятся именно там.

Кстати, отдел экспертизы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря появился в 1965 году в связи с закупками вещей из частных собраний, чтобы оградить музеи от поступления фальшивок. Наш отдел возглавляли реставраторы, и они поставили задачу, чтобы к традиционному иконографическому и стилистическому анализу добавлять углубленные технико-технологические исследования живописи. Вещи изучали с помощью микроскопа, с помощью рентгеновского исследования, в УФ и ИК-диапазоне излучения, анализировали фактуру красочного слоя и его химический состав, обязательно проводили искусствоведческое исследование (стилистический анализ работы, биография художника, поиск сведений о нем и его произведениях в старой литературе). Таким образом собирался большой комплекс данных по каждому отдельному произведению.

Сегодня накоплена огромная база, которая продолжает пополняться. Но в наши дни, к сожалению, получить вещь из музея в наш центр для исследования практически невозможно, очень дорого. Поэтому без осознанной политики государства в этой области не обойтись.

AI: А для каких русских художников есть такая база?

Н. И.: В Центре Грабаря, где я работаю уже почти полвека, есть прекрасная база по русским художникам XVIII века, по Тропинину, Айвазовскому, Перову, Поленову, Шишкину, Саврасову, семейству Маковских, Коровину, Кустодиеву и другим.

В советское время наши сотрудники принимали участие в обработке некоторых выставок, проводившихся в Третьяковке, исследовали музейные вещи, которые собирались со всей страны. Сначала изучали безупречные вещи, анализировали особенности и закономерности техники живописи, и потом, на основе этих данных, смотрели остальные работы. И какие-то вещи были отклонены. Это образец того, как именно надо собирать базу и чего сейчас, к сожалению, не делают. Помню, директор одного маленького музея обиделся, когда авторство Перова в их картине не подтвердилось, и сказал, что для них она все равно будет Перовым. В этом музее была всего одна картина художника, и они к ней все экскурсии водили.

AI: Вы лучший специалист по Айвазовскому, видели множество его работ. Всегда ли исследование идет в спокойном режиме, или бывают неожиданные повороты?

Н. И.: Недавно мне принесли на экспертизу две небольшие работки Айвазовского, всего 10 × 26 см. Я совсем не ожидала, что найду что-то удивительное. На обороте одной была надпись: «И. К. Айвазовскiй / Первый прiезд А. А. Пещурова в 1882 году / на пароходѣ “Эльборусъ”, входящемъ въ южную бухту». Алексей Алексеевич Пещуров — личность известная, российский флотоводец, вице-адмирал, главнокомандующий Черноморским флотом с 1882 по 1890 год. Проведя экспертизу, я удостоверилась, что это Айвазовский.

Совершенно неожиданно, уже по завершении экспертизы, обнаружилась публикация этих небольших картин — и была восстановлена история их создания и уточнена датировка. В журнале «Всемирная иллюстрация» за 1891 год и в альбоме Ф. И. Булгакова «Новые картины профессора И. К. Айвазовского» была найдена картина «Флот в виду Севастополя», помещенная в уникальную раму, сделанную, вероятнее всего, специально, на заказ. В нее вмонтировали шесть медальонов с морскими видами — и среди них были те картины, которые дали мне на экспертизу.

Масштабное полотно «Флот в виду Севастополя» было заказано у художника для Пещурова. Потом мне удалось его отыскать: оно находится в Тюменском музее. Естественно, я им отправила всю информацию.

Маленькие работы продавались на аукционе Sotheby’s. Сотрудники аукционного дома сказали, что знают, где находятся еще две подобные вещи, но мне их не показали.

AI: В массовом сознании Айвазовский, наряду с Шишкиным, — один из самых подделываемых русских художников. Это правда?

Н. И.: Не могу сказать, что встречала много его фальшивых работ, а вот копий — да, много. Дело в том, что в Российской академии художеств обучение проходило на основе копирования учениками живописи известных мастеров — так была устроена программа. У Айвазовского была в Феодосии школа, где он также давал ученикам на копирование свои вещи. У меня уже набралось несколько групп копий — один и тот же сюжет в трех-четырех вариантах. Когда на рынке появляются такие работы, как правило, это не сознательная подделка или криминал, а просто ошибочная атрибуция. Кроме того, Айвазовский всегда пользовался колоссальным успехом и при жизни, и после смерти, был популярнее Куинджи.

Картины Айвазовского висели во всех богатых домах, где их тоже могли копировать художники. Но, чтобы разобраться, где Айвазовский, а где копии, нужно провести комплекс исследований. У художника своеобразный подготовительный рисунок, свой набор приемов, своеобразное рентгеновское изображение красочного слоя. Он же не подсказывал ученикам, что скалы писать надо жесткой кистью. При сопоставлении двойников эти отличия хорошо видны и в движениях кисти, и в темпераменте, это все индивидуально и подделать нельзя. Идеальную копию я не встречала, и есть надежда, что не встречу.

Есть сюжеты и художники особенно популярные у копиистов. Дело в том, что в конце XIX века журнал «Нива» стал издавать цветные олеографии работ известных авторов, и по ним, естественно, делалось бесконечное количество копий. В этих «Альбомах “Нивы”» в цвете были воспроизведены картины Айвазовского, Клевера, Боголюбова, Беггрова, Константина Маковского, Репина.

Так, «Лунная ночь на Кавказе» Айвазовского и «Боярышня у околицы» Константина Маковского попадаются очень часто, только у меня этих «Боярышень» штук пять точно было, а в одну из «Лунных ночей на Кавказе» была добавлена цитата из картины Л. Лагорио и была поставлена подпись «Лагорио». С Шишкиным то же, что и с Айвазовским: обязательно надо делать рентген, снимать фактуру, проводить комплекс исследований. У Шишкина свой очень выразительный почерк, и если есть база, то можно легко отличить. У каждого художника есть своя индивидуальность, ее просто надо знать.

AI: Изменился ли в XXI веке рынок русского искусства?

Н. И.: Значительных вещей — больших, известных, опубликованных в старой периодике, с известным провенансом — почти нет. Поток сократился, качество вещей изменилось.

Но иногда появляются интересные тренды. Например, очевидно в связи с масштабной выставкой Поленова в Третьяковке, ко мне стали активно приносить на экспертизу картины с предположением авторства Поленова. У знаменитого художника тоже было много учеников, которые его копировали, иногда происходит путаница, но разобраться можно. Поленов внимательно относился к технике живописи и осознанно выбирал материалы, можно проследить, в какой период на каких холстах работал, на каких грунтах, какой подготовительный этап.

AI: Шедевров на рынке со временем больше не становится, поэтому особую важность сегодня приобретает реставрация, которая может как повысить цену картины, так и обесценить ее. Какие проблемы в этой области вы видите?

Н. И.: В России все еще существует совершенно темная сфера — частная реставрация. Мне как-то привезли Айвазовского, на семьдесят процентов смытого и переписанного. И естественно, никакого реставрационного паспорта. Было очень тяжело понять, настоящая ли это работа. Так быть не должно, это надо урегулировать каким-то образом. Когда у меня возникли вопросы к картине, привезенной с аукциона Sotheby’s, я написала им — и мне немедленно прислали реставрационный паспорт, в котором было подробное описание, в каком виде реставратор получил вещь, что сделал, какими материалами пользовался.

В России сильная реставраторская школа, но надо эти вещи все-таки делать официально и в процессе проведения реставрации обязательно вести реставрационный паспорт.

AI: А можно подкупить эксперта, чтобы он дал фальшивое заключение?

Н. И.: Могу отвечать только за себя: я за такое не берусь. Другое дело, что эксперты иногда ошибаются.

Кстати, мнение, что в 1990-х рынок был заполонен фальшивками, не совсем правда. Если судить по количеству картин, отданных на экспертизу, подделок было незначительное количество.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/interviews/20200114_ignatova.html
https://artinvestment.ru/en/invest/interviews/20200114_ignatova.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх