Art Investment

Впервые на AI Аукционе. Художник Михаил Ромадин

Михаил Ромадин создал не только самобытную оптику, но и новую философию взаимодействия изобразительного искусства с кино. Имя художника ассоциируется с «Солярисом» Тарковского, «Первым учителем» Андрона Кончаловского и другими шедеврами «оттепели»

Михаил Ромадин (1940-2012) – сын известного пейзажиста Николая Ромадина, вначале вхуметмасовца, ученика Фалька и Кончаловского, а потом академика, лауреата Сталинской и Ленинской премий, кавалера орденов Ленина и Трудового Красного знамени. Неудивительно, что отказ сына-художника от верной карьеры на стезе соцреализма стал для Ромадина-старшего настоящим ударом, и на какое-то время привел даже к их разрыву. Но честно: какая уж тут «Волга – русская река» (так назывался отмеченный премиями живописный цикл отца), когда в стране наступила «оттепель» - расцвет театра, кино, время смелых экспериментов и долгожданная для творческого человека возможность пробиться к ищущему и думающему зрителю.

23-летнему Михаилу Ромадину фантастически повезло со временем и обстоятельствами. Ему, выпускнику художественного факультета ВГИКа (Ромадин окончил учебу в 1963 году), выпало счастье работать с лучшими режиссерами своего времени, которые находились на пике формы. С Валентином Плучеком он трудился над авангардным спектаклем «Теркин на том свете» в Театре Сатиры (с Папановым в главной роли). С Николаем Охлопковым – над «Фаустом» Гёте. С Андроном Кончаловским они работали над фильмом «Первый учитель» (1963-1964) по повести Чингиза Айтматова (дебютная работа Михалкова-Кончаловского стала призером международных кинофестивалей). Позже с тем же режиссером Ромадин трудился над «Дворянским гнездом» и положенным на полку фильмом «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».

Но, пожалуй, главная профессиональная удача Михаила Ромадина в кино – это работа с Андреем Тарковским над «Солярисом».  «Солярис» стал одним из проектов, в котором существенно поменялась роль художника. Фильм ознаменовал переход от рутинной раскадровки и ремесленной работы художника над эскизами в сторону разработки концепции и отчасти соавторства в реализации художественной идеи. А возможности для экспериментов в том проекте открывались поистине широкие. Тарковского в «Солярисе» интересовала не фантастика, не техника, не нюансы научно-технического прогресса,  а эволюция миссии человека в меняющемся мире, влияние прогресса на мораль. Поэтому в какой-то момент Ромадин с Тарковским рассматривали идею вовсе отказаться в «Солярисе» от футуристического космического антуража и представить интерьер станции как квартиру московского интеллигента. Или менее радикальный вариант – заполнить металлические коридоры орбитальной станции элементами земного пейзажа, например, «постелив» песок на пол. И не только. Так, на одном из ранних эскизов к «Солярису» можно увидеть, что фактура стен на станции имитирует бревенчатые стены избы – прямо как у деревенского дома Ромадиных. Когда это видишь, то понимаешь насколько же иначе мог бы выглядеть киношедевр Тарковского. Впрочем, как бы то ни было, тогда постановщики все-таки отказались от самых радикальных идей. Изба в космосе, равно как и квартира интеллигента, слишком сильно конфликтовали с литературной основой. Но гуманистические метафоры, придуманные в начале 1970-х в России, все равно в итоге оказались востребованы. Правда, через 40 лет. И уже не нашими, а голливудскими режиссерами.

В конце 1970-х – середине 1980-х Ромадин разработал несколько живописных и графических серий, связанных с творчеством Андрея Платонова, сделал эскизы для нереализованного сценария легендарного Геннадия Шпаликова, проиллюстрировал книгу «Лев с белой бородой» своего друга Тонино Гуэрры. Сегодня многие их этих произведений находятся в музеях и частных собраниях.

В 1980-х – начале 2000-х в творчестве художника появляется все больше «панорамных» картин с «купольной» перспективой, словно снятых объективом типа «рыбий глаз». Другой фирменный прием в творчестве художника – наполненность его произведений огромным количеством тщательно прорисованных предметов – остается неизменным. Это часть пресловутой «фактурной жадности», свойственной художнику еще с юношества. Причем, предметы у Ромадина выполняют зачастую вполне конкретную художественную задачу – создают круговорот, задают динамику. В альбоме-монографии «Михаил Ромадин», изданном в 2004 году, приводится довольно точный отзыв Ильи Кабакова о природе творческого стиля Ромадина: «Твое искусство – как пробирка, наполненная какими-то фантомами. Все время идет бурление».  Действительно, в глаза бросается, что площадь произведения у Ромадина как правило до предела заполнена объектами - телефонами, книгами, палитрами, картинами в рамах, фотографиями на стенах. Причем все предметы, создающие «бурление», как правило выписаны с кропотливой детальностью, с соблюдением точности вплоть до портретного сходства.

Сегодня произведения Михаила Ромадина находятся в ГТГ, ГИМ, Музее кино, филиалах Музея Людвига, в многочисленных частных собраниях. Творчеству художника посвящено несколько монографий. В 2004 году увидела свет книга самого Михаила Ромадина «Хаммер». В ней художник, в частности, поделился воспоминаниями о Геннадии Шпаликове, Андрее Тарковском, Тонино Гуэрре, а также о друзьях отца – художниках Павле Корине и Павле Кузнецове.

Что можно сказать про аукционный рынок произведений Михаила Ромадина? Работы художника много раз продавались и в России и за рубежом (чаще всего во Франции), но, тем не менее, этот рынок пока еще находится в стадии формирования. Пик продаж пришелся на 2005-2008 годы, когда цены на произведения художника достигали максимальных значений в $4000-8000. После смерти художника в 2012 году его произведения стали редко появляться на аукционах. Так что сейчас удачный момент. Выставленная у нас на AI Аукционе картина «Глаз» - вещь эффектная, узнаваемая, да к тому же содержит излюбленный прием художника. Обратите внимание, что в зрачке, создающем естественную купольную перспективу, отражается автопортрет Ромадина. А еще важно, что это 1973 год – особо ценный период, время работы над «Солярисом».   

Источник: Михаил Ромадин. Москва. Издательство Белый город. 2004. Автор текста – И. Светлов.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20170904_artist_mikhail_romadin_ai_auction.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20170904_artist_mikhail_romadin_ai_auction.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».