Эрик Булатов. Подсказка для собирающихся на выставку в Манеж
ARTinvestment.RU   11 сентября 2014

C 9 сентября по 8 октября 2014 в ЦВЗ «Манеж» открыта ретроспективная выставка Эрика Булатова «ЖИВУ — ВИЖУ»
  • Художник Эрик Булатов  на открытии выставки в Манеже

C 9 сентября по 8 октября 2014 в ЦВЗ «Манеж» открыта ретроспективная выставка Эрика Булатова «ЖИВУ — ВИЖУ».

Эрик Владимирович сердится, когда про него пишут отсебятину, в том числе восторженную. Поэтому для спокойствия ограничусь скупыми «якорными фразами». Булатов (1933) — художник-шестидесятник, график, относится к условной «сретенской группе» (Кабаков, Янкилевский, Пивоваров и др.). В конце 1960-х выставлялся в кафе «Синяя птица», в ДК Курчатовского института и др. Зарабатывал на жизнь книжной графикой, преимущественно иллюстрируя книги для детей, работал вместе с Олегом Васильевым.

В начале 1970-х Булатов разработал новаторский формат, сочетающий текст и визуальную символику, — «текстовые картины». Из-за использования советской символики его стиль зачастую причисляют к соц-арту, хотя мне он больше видится скорее притчевой философской инфографикой. Ну вот, чувствую, уже пошла отсебятина. Посему искусствоведческий разбор творчества Булатова предлагаю оставить специалистам (знаток творчества Булатова и куратор выставки в Манеже Сергей Попов обещал нам позже написать). А тем, кто собрался на выставку в Манеж, предлагаю ознакомиться с несколькими интересными моментами, способными дополнить общее впечатление.

  • Куратор выставки Сергей  Попов

1. Самая дорогая картина Булатова — «Слава КПСС» (вариант 1975 года), купленная на Phillips в 2008 году за 2,15 миллиона долларов. Она занимает второе место в топ-20 работ шестидесятников на AI. Это также второй результат для картин ныне живущих русских художников. Первое место принадлежит картине Ильи Кабакова.

2. Картина «Слава КПСС II», которая украшает сейчас выставку в Манеже, — это уменьшенная версия работы 1975 года, написанная в 2003–2005 годах к выставке в Третьяковской галерее 2006 года. Эта вторая версия находится в собрании Екатерины и Владимира Семенихиных.

  • Эрик  БУЛАТОВ Слава КПСС II. 2003–2005

3. Четыре из пяти самых дорогих живописных произведений Булатова были проданы в 2007–2008 годах на аукционе Phillips de Pury в диапазоне 1,7–2,15 миллиона долларов. Большинство из них сейчас представлены на выставке в Манеже. В частности, картина «Советский космос» (1977) была куплена за 1,74 миллиона долларов, а «Не прислоняться» (1987) — за 1,82 миллиона долларов.

  • Эрик  БУЛАТОВ Советский космос. 1977
  • Эрик  БУЛАТОВ Не прислоняться. 1982–1987

4. За последние три года самый высокий аукционный результат для Булатова показала картина «Свобода-2» («Liberté II») 1991 года, которая была продана на французском аукционе Artcurial (S.V.V.) в 2013 году за 1,4 миллиона долларов.

5. Аукционные рекорды могут создать ложное ощущение, что работы Булатова часто выставляются на торги. На самом деле это не так, и открытый рынок для него не основной канал продаж. Так, в 2014 году предлагалась всего лишь одна картина и еще 8 произведений графики, включая тиражную. За последние три года живопись Булатова появлялась на аукционах всего лишь пять раз.

6. Если вы соберетесь прицениваться к произведениям Булатова на аукционах, то примерные ценовые ориентиры таковы. Живопись — от 100 000 долларов (лучшие вещи — от 350 тысяч долларов и за миллион). Оригинальная графика — 10–30 тысяч долларов, в зависимости от известности и характерности сюжета. Тиражная графика — 1–2 тысячи долларов за лист. Понятно, что везде бывают исключения и сверхудачные покупки, но в целом картина примерно такая.

  • Эрик БУЛАТОВ Странник.  1990–2003
  • Эрик БУЛАТОВ Картина и  зрители. 2011–2013

7. Лучшие произведения Булатова находятся в известных частных собраниях, а именно: Екатерины и Владимира Семенихиных (фонд «Екатерина»), Шалвы Бреуса, фонда Sepherot (считается, что за ним стоит Александр Смузиков), Вячеслава Кантора (Музей истории авангарда).

8. Шалве Бреусу принадлежит, пожалуй, одна из самых пронзительных вещей Булатова последнего времени — картина «Наше время пришло» (этот лозунг художник увидел в 2006-м на рекламных плакатах в Москве). Подземный переход на первом плане навеян, похоже, мрачным переходом в районе Курского вокзала. Один идут вверх, к свету, другие вниз, в темноту — этакая притча о новой необходимости выбора пути. Неплохо схвачено. Особенно учитывая, что художник уже более 20 лет живет в Париже. Слева от законченного полотна обязательно обратите внимание на эскизы, этапы работы. И если сходу покажется, что Булатов лишь визуализировал какое-то фото, вы сильно удивитесь.

  • Эрик  БУЛАТОВ Наше время пришло. 2009–2010

9. «Хотелось засветло, ну, не успелось» на одноименной картине — это фраза из стихотворения неофициального поэта Всеволода Некрасова. Обратите внимание, что эта работа на холсте выполнена на самом деле карандашом. Лишь черная рама — это краска, а остальное — тончайшая рукодельная работа.

  • Эрик  БУЛАТОВ Хотелось засветло ну не успелось. 2002

10. Историю создания знаменитой картины «Горизонт» (1971–1972) — переломной в творчестве Булатова — в свое время рассказал художник Гриша Брускин: «Эрик Булатов рассказывал, как написал картину “Горизонт”. Поехал с Олегом Васильевым на творческую дачу в Гурзуф. <...> Эрик простудился и слег с радикулитом. Врач прописал лечение — массаж спины. Во время сеансов Булатов лежал на животе и смотрел в окно на море. Красный поручень балкона перечеркивал пейзаж по горизонту, мешая созерцать красивый вид. На двадцатый раз художник сказал себе: “Это и есть наша жизнь!” И написал в 1971 году картину “Горизонт”».

11. На внешнем периметре основной экспозиции не пропустите стенды с детскими книжками, оформленными в 1970–80-х годах Олегом Васильевым и Эриком Булатовым. Про остальных не скажу, но поколение 40-летних наверняка ждет встреча с детством.

  • Детские книги 1970–80-х  на выставке в Манеже

12. Сегодня Булатов наряду с Кабаковым и Васильевым — один из самых известных русских художников на Западе. На одном Amazon.com можно найти порядка 15 англоязычных изданий (каталогов и монографий) непосредственно об Эрике Булатове и еще столько же — посвященных историческому контексту его творчества.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20140911_bulatov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20140911_bulatov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх