Художник недели. Дмитрий Плавинский
ARTinvestment.RU   21 июля 2010

Рассказ о творчестве одного из ключевых художников в русском послевоенном неофициальном искусстве — Дмитрия Плавинского.

Дмитрий Плавинский (р. 1937) — признанный мастер неофициального советского искусства, чьи работы находятся в собраниях ведущих музеев мира, включая Метрополитен и МоМА. Его визитной карточкой являются наполненные разнообразными символами меланхолические композиции, где каждый элемент как будто собран из мельчайших частичек, выписанных с поистине ювелирным тщанием.

По воспоминаниям Плавинского, художнический дар обнаружился у него очень рано — лет в десять. Он копировал репродукции из «Истории искусств» Гнедича, позже постигал премудрости живописного мастерства в детской художественной школе. Потом была «бурная нонконформистская молодость» — учеба на театральном отделении Московского государственного училища памяти 1905 года, в 1957-м — судьбоносный поход на знаменитую выставку западной живописи, последующие эксперименты с абстракцией... Впоследствии, впрочем, пути Плавинского и западного арт-мейнстрима разошлись: в то время как в Америке гремел поп-арт, устраивались хэппенинги и «умирала живопись», художник все глубже погружался в метафизику и «большие темы», уверенный в том, что маслом на холсте можно сделать еще много интересного. Да и не только маслом: художник много экспериментировал с другими материалами, стремясь преодолеть двухмерность картины и достичь необычных визуальных эффектов.

Признание в среде разбирающихся людей Плавинский получил еще в молодости: первая «персоналка» живописца прошла в 1960 году. Вскоре его работы начала покупать американка Нина Стивенс, несколько лет спустя выставившая свою коллекцию «второго русского авангарда» в МоМА. Именно тогда всемирно известный музей решил ввести три работы Плавинского в свое собрание. Художника также поддерживал Георгий Костаки.

Сам Плавинский как-то назвал себя «цыганом» в искусстве: его всегда отличала неутолимая тяга к познанию различных культур. С конца 1950-х годов он много ездил по Средней Азии, изучая местные духовные традиции, а также пытался восстановить связь с пострадавшей при большевиках русской христианской культурой. Уже после эмиграции в Соединенные Штаты, в 1990-х, Плавинский активно путешествовал по Европе, стремясь постичь все богатство классики Запада. Вместе с этим творчество живописца немыслимо без его увлечения природными формами: символы человеческих цивилизаций на его картинах встречаются с образами доисторической рыбы, черепахи, раковины, скелета... Ему принадлежит выдающаяся серия рисунков и отпечатков, посвященная растениям, — «Книга трав» (1963).

Плавинский — прежде всего очень сильный график. Корпус его узнаваемых графически работ включает как галлюцинаторные символические композиции («черепахи», «носороги» и прочее), так и более реалистические произведения, в частности серию о вымирании русской деревни (конец 1960-х — начало 1980-х годов). Например, его выдающаяся гравюра «Церковь Благовещения в деревне недалеко от Загорска» принесла на аукционе Macdougall’s 10 июня вполне «божеские» 4,3 тыс. фунтов стерлингов (при эстимейте 2-3 тыс.).

Не будет большим преувеличением сказать, что Плавинский является одним из самых недооцененных художников послевоенного русского искусства. Последней крупной живописной работой художника, появившейся на международном аукционе (Sotheby’s, 9 июня), стал выполненный им в 1967 году «Натюрморт» с религиозными принадлежностями (наверняка название упрощенное, неточное). Он ушел за сумму, равную нижнему эстимейту (80-120 тыс. фунтов стерлингов), и занял первую строчку в списке самых дорогих работ мастера. За ним следует «Космический лист» (1987), поменявший владельца на важных для рынка русского искусства торгах Phillips 28 февраля 2008 года, тех самых, где «Жук» Ильи Кабакова был продан за 2,6 миллиона фунтов стерлингов. «Лист» купили за 65 тыс. — внушительная сумма, учитывая, что специалисты оценивали картину в 10-15 тыс. Получившая такой же эстимейт «Раковина» ушла в тот вечер за 55 тыс. фунтов стерлингов.

Источник: gif.ru, medved-magazine.ru, kommersant.ru, artinvestment.ru

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20100721__dmitry_plavinsky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20100721__dmitry_plavinsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 10.12.2018 «Игорь Вулох. Эволюция белого» в Казани В Галерее современного искусства ГМИИ РТ до 31 января открыта выставка к 80-летию художника-нонконформиста Игоря Вулоха (1938–2012)
  • 10.12.2018 Выставка «Пьеро делла Франческа» в Эрмитаже Произведения одного из самых известных художников XV века Пьеро делла Франческа из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании показывают в Пикетном зале Зимнего дворца
  • 05.12.2018 Стиль Фаберже. Превосходство вне времени Выставка в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» представит более 400 произведений Фаберже из Музея Фаберже в Баден-Бадене, Государственного Эрмитажа, музея «Петергоф», ГИМа и др.
  • 04.12.2018 Выставка «Прорыв» на Кузнецком мосту, 21/5 Дмитрий Каварга, Ольга и Олег Татаринцевы, Сергей Мироненко, Олег Тыркин, Анастасия Алехина, Аристарх Чернышев, Виктор Алимпиев, Кирилл Челушкин, Виталий Пушницкий, Григорий Орехов, Макс Орлицкий, Алексей Дубинский и др. Куратор Михаил Сидлин
  • 28.11.2018 Левитан из Русского музея в Самаре На выставке «Исаак Левитан и современники» в Самарском художественном музее представлены работы И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. К. Саврасова, К. А. Коровина, В. А. Серова и др.
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх