Художник недели. Иван Чуйков
ARTinvestment.RU рассказывает об одном из лидеров московского концептуализма
Иван Семёнович Чуйков (р. 1935) — сын академика живописи, выпускник Суриковского института и один из ведущих художников московского концептуализма.
Уже много лет он исследует проблему столкновения иллюзии и реальности в картине, органично сочетая в своих работах внимательный анализ с лиризмом. Чуйков рано осознал необходимость глубокого осмысления самой сути живописного творчества, но в отличие от западных коллег-концептуалистов, стремившихся дойти в «анатомировании» искусства до конца, всегда защищал право искусства на тайну. «За внешней оболочкой окружающего мира и за его изображениями скрывается что-то еще, чего мы не знаем и не можем назвать, — заявил он в интервью Дмитрию Барабанову (1998). — Я испытываю удивление от самой возможности что-либо изображать, осознавая при этом, что это изображение неадекватно. За тем, что мы видим, есть некая тайна, нечто такое, природа чего не поддается изображению».
В 1979 году исследователь искусства Борис Гройс опубликовал в журнале неофициального советского искусства «А-Я» знаменитую статью о «московских романтических концептуалистах», в число которых он включил и Чуйкова. Выставляться в этом кругу художник начал несколькими годами ранее, хотя концептуальные работы начал создавать еще в конце 1960-х: это была серия «Окна», обыгрывающая идею ренессансного теоретика Альберти о том, что «картина есть окно в мир». За долгие годы чуйковские «окна» показывали всякое: и реалистические виды, и импрессионистические композиции, и абстракции, и «сборные солянки» из различных живописных фрагментов... Фрагменты — ключевой мотив в творчестве живописца: Чуйков мастерски соединяет в картинах и инсталляциях части изображений, относящихся к разным мирам. В одной работе могут встретиться фрагменты классической картины, импрессионистического пейзажа и советского плаката... Кто-то может заподозрить в этом цинизм: как же так — уравнивать топорную пропаганду и вершины классического искусства?.. Но все эти изображения объединяет условность и неадекватность реальности, а также (хотим мы этого или нет) своя особая магия. Этой теме посвящена и инсталляция «Теория отражения», которая представляет несколько видов переноса традиционного натюрморта (бутылка, бокал и яблоко) из реальности в мир отображений. Предметы изображены на холсте, отражены в зеркале, поставлены за стекло, а также нарисованы на зеркале и на школьной доске.
Интеллектуальная строгость творчества Чуйкова вовсе не говорит о том, что его работы скупы на эмоции. На прошлогодней Московской биеннале современного искусства Чуйков представил необычный проект о «расщеплении сознания»: комнату, разделенную надвое стеной. Корни идеи следует искать в опыте художника, который в советское время зарабатывал на жизнь росписью задников сельских клубов. По словам Чуйкова, после каждой такой работы он чувствовал себя полностью опустошенным; переключаться на свое собственное искусство было мучительно. Художник нашел выход — оставлял некоторые произведения незавершенными, а по возвращении продолжал работать над ними.
Картины Чуйкова входят в коллекции Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Центра Помпиду и других музеев.
С 26 мая по 10 июля работы живописца можно увидеть в галерее «Риджина».
Чуйков был одним из художников, чьи произведения вошли в каталог легендарного «русского Сотбиса» в 1988 году. Его картины появляются на открытых торгах довольно регулярно. Рекорд принадлежит безымянному холсту 1986 года, принесшему на Sotheby’s 12 марта 2008 года 96,5 тысячи фунтов при эстимейте 15–20 тысяч (!) В тот же день трехчастная композиция «Окна» ушла за 94,1 тысячи (эстимейт 20–30 тысяч).
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20100526__ivan_chuikov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20100526__ivan_chuikov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.