«Первые имена» — новый аукционный проект ARTinvtstment.RU
ARTinvestment.RU   09 марта 2022

Новый проект посвящен лучшим мировым художникам, в творчестве которых печатная графика играла важную роль. Каталог первых торгов составила печатная графика Анри Матисса

Наряду с каталогами AI аукциона № 420 и аукциона «XXI век. Современное российское искусство» мы предлагаем вам каталог нового аукциона — «Первые имена». Проходить он будет 1–2 раза в месяц, и в его подборки войдут произведения художников мирового уровня, для которых печатная графика — литографии, офорты, ксилографии и пр. — была важной частью творчества. Каталог аукциона, открывающего наш новый проект «Первые имена», включает 10 лотов — печатную графику Анри Матисса.

Несмотря на то, что имя такого корифея изобразительного искусства, как Анри Матисс, ассоциируется в первую очередь со стилистическим направлением фовизма в живописи европейского модернизма, деятельность художника в сфере печатной графики также снискала заслуженную славу, став яркой страницей в его творческой карьере. Как известно, новый виток развития авторских техник печатной графики в начале ХХ века вызвал неподдельный интерес у многих выдающихся французских мастеров, и Матисс не стал здесь исключением. Художник начал осваивать выразительные возможности литографии, офорта, монотипии, гравюры на дереве параллельно своим живописным экспериментам. Более того, с середины 1930-х годов тиражная графика и вовсе становится для него такой же значительной частью творческой деятельности, как и станковая живопись. Излюбленная техника Матисса — литография — привлекала его тем, что с ее помощью можно с большой точностью воспроизводить изначальный авторский замысел: без искажений передавать глубину цвета, достоверность рисунка, легкость контурных линий, что позволяет сохранить художественную выразительность образов.

Когда в 1940-е годы Матисс обратился к так называемой технике декупажа (или, как он сам называл свой творческий метод, «рисования ножницами»), начав вырезать из листов раскрашенной бумаги различные образы, именно литография была выбрана в качестве техники тиражирования этих оригинальных произведений. Например, модернистский журнал Verve, издаваемый в Париже Э. Териадом с 1937 по 1960 год, опубликовал целую серию литографий по декупажам художника, которые прекрасно передают характерные особенности оригинальных работ — неровные края вырезанных фигур и их открытый насыщенный цвет.

Интерес Матисса к пластике женского тела, многолетнее изучение художником его выразительных возможностей закономерно нашли отражение и в его тиражных произведениях. К ним принадлежит, в частности, знаменитая серия литографий «Голубая обнаженная» (созданная также по декупажам художника 1950-х годов), в которой представлено изображение условно трактованной женской фигуры в различных позах.

В то же время в более раннем цикле литографий Матисса «Десять танцовщиц» (1927), состоящем из черно-белых работ, можно найти более натуралистичную репрезентацию женского тела и даже стремление сохранить портретные характеристики модели. В 1920-е годы художник познакомился с балериной Генриеттой Даррикаррер, образ которой можно встретить во множестве живописных и графических работ Матисса, в том числе в рассматриваемой серии литографий. На десяти листах запечатлена отдыхающая в одиночестве балерина, сидящая или лежащая в различных положениях, каждое из которых по-своему раскрывает ее чувственный образ. Все листы серии показывают камерные закулисные сцены отдыха балерины, далекие от насыщенной и динамичной театральной жизни. Мягкими плавными линиями художник передает гибкое и пластичное женское тело в элегантном балетном костюме. Матисс несколько упрощенно трактует фигуру танцовщицы, отказываясь от лишних деталей и добиваясь максимальной выразительности ее поз. Через эти проникновенные сцены зритель получает доступ в интимный мир балерины, находящейся наедине с собой и скинувшей все маски, которые она примеряет на сцене, воплощая различные образы.

Примечательна работа Матисса и на поприще книжной графики. Несмотря на то, что непосредственно к жанру «книга художника» (livre d'artiste) он обратился достаточно поздно (по сравнению со своими коллегами по цеху Х. Грисом, П. Пикассо, Ж. Браком, А. Дереном и др.), лишь в начале 1930-х годов, именно эта деятельность ярко осветила последние 25 лет его творческой карьеры. Матисса, несомненно, привлекла та степень свободы, с которой французские живописцы позволяли себе подходить к иллюстрированию книжных изданий. Библиофилы выделяют около 14 книг, оформленных художником, каждая из которых несет отпечаток индивидуального авторского стиля. Как и живописец, Матисс-иллюстратор проявил себя как новатор, дерзнувший нарушить устоявшиеся правила книжной иллюстрации. Он сформулировал свое творческое кредо в качестве художника книги следующим образом: «Книга не должна нуждаться в дополнении подражательной иллюстрацией. Художник и писатель должны действовать вместе, не смешиваясь, но параллельно. Рисунок должен быть пластическим эквивалентом стиха. Я не скажу: первая скрипка и вторая скрипка, но концертирующий ансамбль» (Livre d’artiste. Выставка книг из собрания Марка Башмакова: Каталог / Государственный Эрмитаж. — СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. С. 70). Известно, что Матисс крайне придирчиво подходил к выбору издания, останавливая свой выбор лишь на том, которое соответствовало его личному вкусу и интересам. Как и другие выдающиеся мастера жанра «книга художника», он часто игнорировал сюжетную канву произведения, создавая параллельный тексту образно-символический ряд. Именно поэтому Матисс чаще всего отдавал предпочтение поэтическим сборникам, лишенным строгой повествовательной линии и приглашающим к свободной интерпретации текста. При этом специалисты отмечают, что ясность и простота образов Матисса несколько диссонирует со сложными глубокомысленными поэтическими произведениями французских поэтов: художник словно бы очищает их текст от иносказаний, замысловатой игры слов и скрытого подтекста. Живописец работал над оформлением следующих сборников стихов: «Стихотворения» С. Малларме (1932), «Лики» П. Реверди (1946), «Цветы зла» Ш. Бодлера (1946), «Цветы любовной лирики» П. Ронсара (1948), «Поэмы» Ш. Орлеанского (1950), «Из посланий к Лу» Г. Аполлинера (1955), «Антильские стихотворения» Дж.-А. Но (1972). Помимо этого, он также проиллюстрировал роман Дж. Джойса «Улисс» (1935), «Пасифая» А. де Монтерлана (1944), «Возвраты» (1947) и «Аполлинер» (1955) А. Рувейра, «Португальские письма» М. Алькафорадо (1946), «Праздник в Киммерии» (1963) Ж. Дютюи, а также альбом «Джаз» (1947), где он выступил одновременно как автор и оформитель.

Матисс очень ответственно подходил к иллюстрированию книг, принимая в расчет все детали будущего издания — его формат, шрифт, качество бумаги, технику печати. Приступая к работе, он предварительно тратил много времени на создание эскизов и набросков, многие из которых он потом безжалостно отвергал, оставляя только те, которые в наибольшей степени передавали дух произведения, соотносясь с ритмикой текста и его эмоциональным строем. Поэтический сборник поэзии Малларме (1932) — первая книга, полностью оформленная Матиссом, — отражает ключевые особенности творческой манеры художника при работе над книгой. Иллюстрации отличаются лаконичностью художественного решения, плоскостностью композиций, обобщением форм, пластической ясностью образов, созданных непрерывной тонкой линией, а также скупой черно-белой цветовой гаммой. Рисунок, как правило, занимает всю плоскость листа, а фигуры и декоративные элементы словно бы рождаются из абстрактного пространства. Эти же стилевые характеристики можно обнаружить в большинстве других изданий, проиллюстрированных живописцем. Одной из главных художественных задач, преследуемых Матиссом в процессе работы над оформлением книги, был поиск гармонии между черным и белым. В частности, в «Пасифае» А. де Монтерлана (1944) он обращается к линогравюре, где главный акцент сделан на цветовом контрасте: фигуры персонажей, сформированные белыми линиями, эффектно выделяются на монохромном черном фоне, что не только усиливает выразительность образов, но и одновременно соответствует ночной атмосфере произведения, где большая часть сюжетной линии разворачивается в темное время суток.

Примечательна работа Матисса над произведением XVII века «Португальские письма» М. Алькафорадо (1946), приписываемом французскому писателю и дипломату Габриэль-Жозефу Гийерагу. Написанный в эпистолярном жанре от женского лица, роман состоит из пяти проникновенных писем, в которых излита вся боль неразделенной любви монахини к французскому офицеру. Богатые растительные орнаменты, отпечатанные лиловым цветом, украшают листы издания, отличающегося обилием декоративных элементов: каждое из писем обрамляют шмуцтитулы, концовки, изящные буквицы. Сами же иллюстрации представляют собой контурно прорисованные карандашом изображения лица монахини, отражающие сложные душевные переживания главной героини.

В издании «Поэмы» Ш. Орлеанского (1950) Матисс также сделал упор на декоративном убранстве. Сам художник определил жанр этой книги как иллюминированный манускрипт, что по его задумке соответствовало эстетике средневековых рукописей. Матисс выступил инициатором оформления этого поэтического сборника и лично составил подборку произведений, переписав при этом от руки понравившиеся ему стихотворения. Оригиналы работ, созданные цветными карандашами, тиражированы литографиями. Издание отличается богатой орнаментикой — цветочные узоры из геральдических лилий помещены с левой стороны разворота, а витиеватые картуши, обрамляющие каждое стихотворение, справа.

Альбом «Джаз» (1947) занимает особое место в творчестве Матисса, поскольку художник не только выступил здесь в роли оформителя, но и попробовал свои силы в качестве автора текста. Основу издания составила серия декупажей Матисса (при тиражировании они воспроизводились от руки по трафарету), сопровождаемых рукописным текстом. Оставаясь верным эстетическим принципам фовизма, живописец задействовал чистый цвет, оказывающий непосредственное эмоциональное воздействие на читателя, в сочетании с вырезанными из бумаги формами. В книге можно найти такие работы, как «Падение Икара», «Шпагоглотатель», «Цирк», «Метатель ножей», получившие широкую известность и репродуцированные впоследствии как отдельные литографии. Композиции произведений, отличающиеся свободной компоновкой элементов, демонстрируют выраженное игровое начало и свободный импровизаторский дух, а их сюжеты, по собственному признанию мастера, были навеяны его детскими воспоминаниями о путешествиях, цирке и народных сказках. Издание производит мощное визуальное впечатление, суммируя опыт Матисса как живописца и графика.

Печатная графика Матисса — это отдельный пласт его творческого наследия, заслуживающий внимания и изучения в той же степени, что и его станковые произведения. Новаторский изобразительный язык живописца нашел свое отражение как в отдельных эстампах, так и в оформленных им изданиях, которые отличает высокий уровень мастерства, а также стремление добиться максимальной выразительности образов, вне зависимости от того, работает ли художник с цветом или же делает акцент на изящной линии.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/first_names/20220309_matiss.html
https://artinvestment.ru/en/invest/first_names/20220309_matiss.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх