Мастер люминизма Иван Шультце
В Плёсском музее-заповеднике до 10 октября 2021 года открыта выставка «Архитектура света. Иван Шультце»
Экспозицию составили около 50 работ художника, которые были отобраны из частных коллекций и выставляются при поддержке Фонда имени И. Ф. Шультце (Цюрих) и арт-пространства «Солодовня».
Слава Шультце и рекорды аукционных продаж
Еще пять лет назад в России имя Ивана Фёдоровича Шультце было известно узкому кругу коллекционеров и специалистов арт-рынка, поскольку картины мастера представлены лишь в немногих публично доступных собраниях, среди которых Государственный музей Арктики и Антарктики, музей-заповедник «Петергоф», Иркутский областной художественный музей, музей-квартира академика И. П. Павлова, «Центр Искусств. Москва». Между тем при жизни мастера в Петербурге его выставки пользовались неизменной популярностью. После эмиграции в Париже, Лондоне и США полотна Шультце быстро завоевали любовь широкой публики и коллекционеров. С восхищением о Шультце писали ведущие европейские и американские газеты: la Liberté, le Figaro, Beaux-arts, New York Times, the New York herald, Illustrated London news, Westminster Gazette, Art News, American Magazine of Art. Среди ценителей творчества и коллекционеров живописи Ивана Шультце пресса тех лет отмечала Великого князя Михаила Александровича, Великого князя Георгия Михайловича, Великого князя Александра Михайловича, Великого князя Николая Николаевича Младшего, Великого князя Владимира Александровича, Великую княгиню Марию Павловну, в архивах сохранились указания на картины Шультце в собраниях ювелира Карла Фаберже и исследователя Александра Кёнига. В последние десятилетия живопись Ивана Шультце набирает популярность среди коллекционеров и ценителей искусства как в России, так и на Западе. Несмотря на общемировой кризис и снижение российского арт-рынка, по данным базы аукционных продаж ARTinvestment.RU, ценовой индекс Artist’s ARTIMХ художника с 2019 года растет.
Выставка картин Ивана Шультце в «Музее пейзажа» в Плёсе пятая в череде российских выставок, посвященных творчеству художника. С успехом прошли выставки в музее-усадьбе Муравьёвых-Апостолов в Москве, «Центре Искусств. Москва», Самарском областном художественном музее, Нижегородском областном художественном музее. По словам представителя Фонда им. И. Ф. Шультце Вадима Гончаренко, выставка «Архитектура света» в Плёсе отличается от предыдущих тем, что представляет широкой публике некоторые произведения художника, еще не экспонированные публично, только в рамках аукционных превью за границей. На выставке Шультце в Плёсе количество картин идентично количеству картин на грандиозной парижской выставке художника в галерее Леона Жерара в 1922 году — около 50. Выставка «Архитектура света» включает как ранние дореволюционные работы, так и композиции, принесшие художнику успех в Европе, США и Канаде. Представленные на выставке пейзажи средней полосы России, альпийские зимние виды, ночные марины, средиземноморские сады, величественные виды Шпицбергена, Лофотенских островов и Египта дают наиболее полное представление о творчестве живописца.
Шультце — немецкая фамилия. Первые Шультце приехали в Россию при Екатерине II. Отец живописца — Фёдор Иванович — получил статус почетного гражданина Санкт-Петербурга, работал на крупнейшего сахарозаводчика империи Леопольда Кенига. Через отца Шультце познакомился с сыном промышленника зоологом и естествоиспытателем Александром Кенигом, который пригласил художника в экспедицию в Арктику. Путешествия состоялись летом 1907 и 1908 года. Живописные впечатления Шультце от островов архипелага Шпицберген легли в основу диорам музея Александра Кенига в Бонне в Германии. Таким образом, Иван Шультце стал первым российским художником, который поднялся выше 80-й параллели северной широты и воплотил красоту севера в своих полотнах. Художник отразил свои наблюдения в докладе «Художественная экскурсия на остров Шпицберген» (1909), который представилна заседании Императорского общества архитекторов в Санкт-Петербурге. Живописец красочно описывал северную природу:
«К вечеру на второй день морского перехода взорам путешественников предстал красивый силуэт острова, окружённый редкими массивными глыбами плавучего льда бледно-изумрудного цвета, унизанный стаями птиц. Очаровательная картина беспрестанно меняющихся ледяных плавучих гор…» (Иван Шультце, 15 июня 1907 года).
Естественнонаучный интерес к свету и натуре Шультце пронес через всю жизнь. Пейзажи Тростянца в Харьковской губернии, где мастер обрел пристанище перед эмиграцией, залиты светом, подобно живописным парижским паркам, пейзажам Египта, маринам и видам швейцарских Альп, столь популярным у европейских и американских коллекционеров уже при жизни мастера.
Слава не заставила себя ждать: в 1922 году прошла выставка в галерее Жерара в Париже; в 1927-м лондонская галерея Arthur Tooth & Sons с успехом провела выставку художника. Шультце получил предложение экспонироваться у Эдуарда Жонаса — так в конце 1920-х пришел успех у американской публики. В статье от 2 декабря 1928 года газета The New York Times опубликовала статью о художнике под названием «Волшебник света». Последовали выставки в Нью-Йорке и Чикаго. Впоследствии полотна Шультце будут переданы коллекционерами в американские музеи: Художественный музей Индианаполиса, Музей Хиллвуд в Вашингтоне. В 1930-е годы мастер переехал из Парижа в Ниццу, продолжил упорно работать. Шультце ушел из жизни в 1939 году и похоронен на кладбище Кокад в Ницце.
С чем связана популярность живописи Шультце у широкой публики и коллекционеров?
«Прежде всего, это высокое качество живописи. Кроме того, подделать картины Шультце почти невозможно. Его манера и стиль слишком узнаваемы и характерны. В архиве Фонда имени И. Ф. Шультце около 70 подделок, а общее количество картин Шультце, известных мне на данный момент, составляет примерно 450 произведений. Значительное количество подделок свидетельствует о популярности художника. Стоит добавить, что сегодня интерес к творчеству Шультце, безусловно, определен его прижизненным успехом и многочисленными публикациями в журналах и газетах 1920–30-х годов, наконец, продажами картин. Такая известность не могла пройти бесследно, а сейчас мы наблюдаем новый виток популярности живописи Ивана Фёдоровича» (Вадим Гончаренко, Фонд им. И. Ф. Шультце, Цюрих).
Лиризм Левитана и люминизм Шультце
«Музей пейзажа», в котором проходит выставка, вместе с мемориальным домом-музеем И. И. Левитана входит в состав Плёсского музея-заповедника. Левитан прославил Плёс своими многочисленными работами.
При сопоставлении живописи Левитана и Шультце становится очевидным различие художественных методов двух мэтров живописи. Сейчас и в прошлом живопись Левитана воспринималась как эмоциональное и лирическое переживание: Ф. И. Шаляпин свидетельствовал о «глубоко поэтических пейзажах» Левитана, И. Э. Грабарь отмечал «лиризм» и «острое чутье русских мотивов в пейзаже» Левитана.
Живопись Шультце отмечена интернациональностью объекта изображения, целостностью восприятия и трактовки сюжета, фотографическим воспроизведением действительности и интересом к свету как к самоценному мотиву. Отсюда понятность и популярность творчества Шультце в России и за границей. Мастер не ограничивался изображением русской природы, он блестяще, с фотографической точностью писал лесные и арктические пейзажи, ночные марины, альпийские горы, средиземноморские сады, морские закаты и египетские дали.
«Тут нет никакого секрета. Это простые кисти, краски, масло и терпентин, такие же Вы можете купить в любом магазине для художников. Я не пытаюсь готовить какие-то особенные краски, как это делают некоторые современные художники. Я просто рисую. А мои световые эффекты — они зависят от того, что на картине, и от композиции» (Иван Фёдорович Шультце).
Сейчас и в прошлом зрители, коллекционеры отмечают необычайные световые эффекты на картинах мастера. Во французской и американской прессе тех лет слова «эффекты» (effets и effects) и слова, связанные со «светом» (lumière, clair, rayon de soleil, luminosity) сопровождали статьи о выставках Шультце. Живопись Шультце стоит отнести к люминизму (lumen. лат. — свет). Картины Шультце, как и работы других люминистов, характеризует изображение яркой солнечной погоды, освещенного луной пейзажа, почти полное отсутствие стаффажа. Цветовая палитра люминистов строится на контрасте. Подобная оптика использовалась в фотографии, а в живописи — у учителя Шультце Константина Крыжицкого и Архипа Куинджи.
Произведения представителя русской школы люминизма Ивана Шультце, дополненные афишами прижизненных выставок и коллекцией открыток, экспонируются в «Музее пейзажа» в Плёсе до 10 октября 2021 года. Несколько залов выставки на первом этаже дополнены постоянной экспозицией на втором этаже, которая включает в себя произведения И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, А. П. Боголюбова, Н. Н. Дубовского, В. Д. Поленова, С. А. Виноградова, С. Ю. Жуковского, П. И. Петровичева и других. Работы самого И. И. Левитана представлены в Мемориальном Доме-музее художника.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20210823_ivan_choultse.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210823_ivan_choultse.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.