Что читать об арт-бизнесе. Гид по книгам про арт-рынок для начинающих
ARTinvestment.RU   05 июля 2021

Почему искусство так дорого? Как формируется цена на произведение искусства? Как зарабатывают на искусстве? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в подборке популярных книг о рынке искусства от портала ARTinvestment.RU

Почему искусство так дорого? Как формируется цена на произведение искусства? Как зарабатывают на искусстве? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в подборке популярных книг о рынке искусства от портала ARTinvestment.RU. Четыре книги позволяют понять основные принципы функционирования арт-бизнеса.

«Как продать за $12 миллионов чучело акулы» – пожалуй, самая откровенная книга от инсайдера арт-бизнеса о функционировании рынка современного искусства. «Какую роль играют бренды художников и галереи в формировании стоимости произведения искусства, как происхождение (провенанс) произведения влияет на цену, как конкурируют аукционы и арт-дилеры, как выбрать аукционный дом, как применяется маркетинг в сфере искусства», – рассказывает в увлекательном, детективном повествовании экономист Дональд Томпсон. Почти любая цитата из книги – руководство к действию для начинающего галериста, арт-дилера или художника: «На рынке, где информации не хватает, или она недостоверна, первое правило должно звучать так: уровень цены говорит о репутации художника, статусе дилера и статусе возможного покупателя». На вопрос неофита – «Почему искусство так дорого?» – успешные участники самого «капиталистического» рынка отвечают: «Чем выше очевидная для посторонних цена, тем ценнее кажется покупка и тем большее удовлетворение испытывает покупатель». Из книги Вы узнаете, что успеха добиваются меньше 1% всех художников, 2 из 5 новых художников канут в Лету через 5 лет после первой выставки, средняя комиссия галереи за продажу произведения искусства составляет 50%, брендовых галерей и арт-дилеров современного искусства можно пересчитать по пальцам одной-двух рук, а брендовых аукционных домов всего два.

В предисловии к книге «Искусство и деньги» преподаватель, кандидат искусствоведения Наталья Сорокина пишет о том, под чем подписался бы любой участник арт-рынка: «Искусство и деньги – две субстанции, сосуществующие безраздельно». Книга Сорокиной рассказывает на примере европейской живописи XIV–XVIII веков, сколько платили великим художникам за самые известные произведения, а также какие пункты прописывались в договорах. Бедствовали ли мэтры эпохи итальянского Ренессанса? Из книги мы узнаем, что вовсе нет. Так Лоренцо Гиберти работал над створками баптистерия Сан-Джованни 21 год с 1403 по 1424 год и получал 200 флоринов ежегодно. Используя метод сравнительного анализа, Сорокина «дерзко» конвертирует флорин в современный рубль по курсу 1 флорин – 20 000 рублей. Таким образом, ежегодный доход Гиберти при работе с дверьми баптистерия составлял 4 000 000 рублей в год. Боттичелли за алтарь капеллы Барди церкви Санто-Спирито заработал 35 флоринов, а работа художников над фресками Сикстинской капеллы обошлась Папе Римскому в 1483 году в 3 000 дукатов (1 дукат тогда был приблизительно равен 1 флорину). В конце жизни на счетах Микеланджело значилась сумма в десятки тысяч флоринов, а часть средств была заложена в госпиталь Санта-Мария-Нуова, часть – в банковскую кампанию в Риме. За художником числились участники земли и дома. Вы еще считаете, что художники должны быть бедными?

Книга «Семь дней в искусстве» – это 7 увлекательных рассказов о структурообразующих механизмах и институциях в мире искусства, среди которых – аукцион, семинар по критике, ярмарка, премия, журнал, мастерская, биеннале. По форме книга британского журналиста Сары Томпсон скорее мемуары о жизни и работе в мире искусства, описывающие ее личные впечатления и профессиональные встречи с художниками, дилерами, кураторами, критиками, коллекционерами и арт-экспертами. В конце книги Торнтон цитирует британского арт-критика Лоуренса Эллоуэйя, который сравнивает апогей современного искусства, а именно Венецианскую биеннале с «авангардом в аквариуме для золотых рыбок». Блестящая метафора рынка искусства.

Книга «Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости» словно резюмирует, используя социальные исследования и критическую теорию, выводы предыдущих авторов. Немецкий историк искусства и критик Изабель Грав всесторонне анализирует трансформацию искусства под влиянием экономики развитого капитализма.

Грав рассматривает искусство и рынок «как оппозицию, полюса которой на самом деле составляют единый предмет» и «как сеть, охватывающая всю полноту социальных условий». Автор изучает влияние требований рынка на художественную практику, исследует специфику символической ценности в искусстве и ее отношения к цене произведения, условия коммерческого успеха художника, слияние коммерческого рынка и «рынка знаний», место корпоративных групп и значение принципа знаменитости в мире искусства.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20210705_art_books.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210705_art_books.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 02.05.2022 Анастасия Глебова: «Я отвечаю за красоту» Анастасия Глебова — сценограф, живописец, режиссер, главный художник Театра Российской Армии. Она работает со многими постановщиками, экспонируется, учится, познает новое, меняется и хранит традиции
  • 25.04.2022 Открыт 113-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Сергея Бордачёва, Галины Быстрицкой, Дмитрия Воронина, Алексея Гинтовта, Димы Горячкина, Дениса Егельского, Николая Жатова, Натальи Захаровой, Игоря Кислицына, Бориса Марковникова, Владимира Мартиросова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили)
  • 18.04.2022 Открыт 112-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Рубена Апресяна, Алексея Барвенко, Андрея Бисти, Тимофея Бычкова, Анатолия Горяинова, Владимира Грига, Дубосарского и Виноградова, Германа Егошина, Александра Захарова, Евгения Зевина, Игоря Кислицына, Александра Савко, Елены Щепетовой
  • 11.04.2022 Открыт 111-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Ивана Акимова, Анелии Алиповой, Нисо Атахановой, Константина Батынкова, Инны Бельтюковой, Марины Венедиктовой, Михаила Дронова, Юлии Картошкиной, Александра Кацалапа, Андрея Орлова, Андрея (Дюди) Сарабьянова, Игоря Снегура, Елены Фокиной
  • 04.04.2022 Открыт 110-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Дмитрия Воронина, Сергея Кривцова, Александра Курилова, Сергея Максютина, Бориса Марковникова, Андрея Марца, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Валерия Мишина, Андрея Мунца, Анатолия Пурлика, Леонида Ракова, Натальи Турновой
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх