Что читать об арт-бизнесе. Гид по книгам про арт-рынок для начинающих
Почему искусство так дорого? Как формируется цена на произведение искусства? Как зарабатывают на искусстве? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в подборке популярных книг о рынке искусства от портала ARTinvestment.RU
Почему искусство так дорого? Как формируется цена на произведение искусства? Как зарабатывают на искусстве? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в подборке популярных книг о рынке искусства от портала ARTinvestment.RU. Четыре книги позволяют понять основные принципы функционирования арт-бизнеса.
«Как продать за $12 миллионов чучело акулы» – пожалуй, самая откровенная книга от инсайдера арт-бизнеса о функционировании рынка современного искусства. «Какую роль играют бренды художников и галереи в формировании стоимости произведения искусства, как происхождение (провенанс) произведения влияет на цену, как конкурируют аукционы и арт-дилеры, как выбрать аукционный дом, как применяется маркетинг в сфере искусства», – рассказывает в увлекательном, детективном повествовании экономист Дональд Томпсон. Почти любая цитата из книги – руководство к действию для начинающего галериста, арт-дилера или художника: «На рынке, где информации не хватает, или она недостоверна, первое правило должно звучать так: уровень цены говорит о репутации художника, статусе дилера и статусе возможного покупателя». На вопрос неофита – «Почему искусство так дорого?» – успешные участники самого «капиталистического» рынка отвечают: «Чем выше очевидная для посторонних цена, тем ценнее кажется покупка и тем большее удовлетворение испытывает покупатель». Из книги Вы узнаете, что успеха добиваются меньше 1% всех художников, 2 из 5 новых художников канут в Лету через 5 лет после первой выставки, средняя комиссия галереи за продажу произведения искусства составляет 50%, брендовых галерей и арт-дилеров современного искусства можно пересчитать по пальцам одной-двух рук, а брендовых аукционных домов всего два.
В предисловии к книге «Искусство и деньги» преподаватель, кандидат искусствоведения Наталья Сорокина пишет о том, под чем подписался бы любой участник арт-рынка: «Искусство и деньги – две субстанции, сосуществующие безраздельно». Книга Сорокиной рассказывает на примере европейской живописи XIV–XVIII веков, сколько платили великим художникам за самые известные произведения, а также какие пункты прописывались в договорах. Бедствовали ли мэтры эпохи итальянского Ренессанса? Из книги мы узнаем, что вовсе нет. Так Лоренцо Гиберти работал над створками баптистерия Сан-Джованни 21 год с 1403 по 1424 год и получал 200 флоринов ежегодно. Используя метод сравнительного анализа, Сорокина «дерзко» конвертирует флорин в современный рубль по курсу 1 флорин – 20 000 рублей. Таким образом, ежегодный доход Гиберти при работе с дверьми баптистерия составлял 4 000 000 рублей в год. Боттичелли за алтарь капеллы Барди церкви Санто-Спирито заработал 35 флоринов, а работа художников над фресками Сикстинской капеллы обошлась Папе Римскому в 1483 году в 3 000 дукатов (1 дукат тогда был приблизительно равен 1 флорину). В конце жизни на счетах Микеланджело значилась сумма в десятки тысяч флоринов, а часть средств была заложена в госпиталь Санта-Мария-Нуова, часть – в банковскую кампанию в Риме. За художником числились участники земли и дома. Вы еще считаете, что художники должны быть бедными?
Книга «Семь дней в искусстве» – это 7 увлекательных рассказов о структурообразующих механизмах и институциях в мире искусства, среди которых – аукцион, семинар по критике, ярмарка, премия, журнал, мастерская, биеннале. По форме книга британского журналиста Сары Томпсон скорее мемуары о жизни и работе в мире искусства, описывающие ее личные впечатления и профессиональные встречи с художниками, дилерами, кураторами, критиками, коллекционерами и арт-экспертами. В конце книги Торнтон цитирует британского арт-критика Лоуренса Эллоуэйя, который сравнивает апогей современного искусства, а именно Венецианскую биеннале с «авангардом в аквариуме для золотых рыбок». Блестящая метафора рынка искусства.
Книга «Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости» словно резюмирует, используя социальные исследования и критическую теорию, выводы предыдущих авторов. Немецкий историк искусства и критик Изабель Грав всесторонне анализирует трансформацию искусства под влиянием экономики развитого капитализма.
Грав рассматривает искусство и рынок «как оппозицию, полюса которой на самом деле составляют единый предмет» и «как сеть, охватывающая всю полноту социальных условий». Автор изучает влияние требований рынка на художественную практику, исследует специфику символической ценности в искусстве и ее отношения к цене произведения, условия коммерческого успеха художника, слияние коммерческого рынка и «рынка знаний», место корпоративных групп и значение принципа знаменитости в мире искусства.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20210705_art_books.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210705_art_books.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.