- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Мнение. Генералы невидимого фронта
ARTinvestment.RU 19 мая 2021
Несколько современных штрихов к портретам арт-дилеров, чья служба «и опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна»
С тех пор как парижский маршан Поль Дюран-Рюэль виртуозным обманом затащил к импрессионистам на «Салон отверженных» императора Франции, фигура арт-дилера приобрела на рынке искусства первостепенное значение. Обращаясь к Сезанну, будущий великий дилер Амбруаз Воллар обещал тому пансион, выездные пленэры, организацию выставок и собственно продажи — по сути все, что сегодня гарантирует художнику крупная галерея. Позднее, в конце 1880-х, тот же Дюран-Рюэль, действуя одновременно и как коллекционер, и как арт-дилер, организовал первую выставку импрессионистов в США, показав свое собрание искусства. Стоит ли говорить, что в XX веке большинство галерей было основано именно дилерами, чьи фамилии становились сперва вывесками, а затем мощными брендами.
Дальше все изменилось. С 1960-х годов на арену вышли арт-ярмарки, с подачи музеев место прочно заняли кураторы, второе дыхание получили биеннале, экспансию на американский континент начали британские аукционные гранды. Арт-дилеры словно остались в тени, вернувшись во времена импрессионистов — когда слово «маршан» (с фр. — торговец) буквально означало дельца в поле маргинального художественного мира. Тем не менее ни Лео Кастелли (без которого Гуггенхаймы и Рокфеллеры не перенесли бы «центр тяжести» арт-рынка из Парижа в Нью-Йорк в 1940-х), ни его воспитанник Ларри Гагосян никогда не именовали себя галеристами. «Я — арт-дилер», — то и дело поправляли они журналистов во время редких интервью. Но информационная волна рассудила по-другому, сделав героями нового времени других фигурантов рынка искусства: в сообщениях СМИ о главных публичных продажах стал фигурировать аукционный дом, в материалах о частных сделках — имя коллекционера. О дилерах, которые стояли за теми и другими сделками, официальная история умалчивала.
Дошло до того, что главный рыночный отчет современности Art Basel & UBS Report в 2014–2015 годах вообще убрал слово dealers из своих материалов, заменив их на private sales (с англ. — частные продажи), в которых центральное место отвел галереям. Дилеры — основные поставщики коллекционеров на ярмарки — в ответ обиделись и придержали своих подопечных, чем снизили продажи Базеля и Ко. Ситуацию быстро исправила пришедшая на пост главного аналитика Art Basel Клер МакЭндрю: начиная с 2016 года первый и главный раздел Art Basel & UBS Report отныне именуется Dealer Sales, куда входит весь рынок частных сделок с искусством, с галереями и дилерами-одиночками. Одновременно (и незаметно для большинства) перестали выпускаться бумажные «желтые страницы» арт-дилеров — в последний раз подобное издание выходило в 2014 году и остановилось на внушительном количестве в 275 тысяч человек! К слову, годом ранее отчет Deloitte Art & Finance определил количество платежеспособных (читай: достойных внимания дилеров) коллекционеров в 50 тысяч человек.
Итого выходит: на одного коллекционера с собранием стоимостью свыше $10 млн приходится пять с половиной арт-дилеров. Да, доступ к «состоятельным телам» имеют порядка 2 % продавцов, а более половины дилеров из 275 тысяч меняются ежегодно — уходя с рынка разочарованными либо, полные надежд, ступая на него впервые. Однако не стоит забывать и о молодых покупателях искусства, которые коллекционерами стать лишь стремятся — таких, согласно более свежим оценкам Deloitte, уже более 1 млн человек. В то же время мы привычно отводим арт-дилерам в своих страшилках о рынке искусства роль «передаточного звена» — дескать, они усложняют процесс коммуникации между продавцом и покупателем, формируя невидимую цепочку из лишних посредников, которая приводит к увеличению цены или вообще отмене сделки из-за временных и коммуникационных затяжек. И все больше и больше арт-стартапов предлагают устранить эти «лишние» человеческие звенья, соединив коллекционеров напрямую и призывая на помощь то экономическую выгоду, то здравый смысл, то блокчейн.
Давайте на секунду представим, что бы вышло в результате такой огородной прополки. Итак, прежде всего арт-рынок лишится условных четверти миллиона человек, восхищенно и в красках о нем повествующих, — а взамен получит (такова уж человеческая природа) четверть миллиона ярых противников искусства. Новых коллекционеров это рынку не добавит. Во-вторых, не факт, что коллекционеры, оставшись один на один друг с другом, сумеют договориться — их эго в течение последних столетий приводили к общему знаменателю успешных сделок именно арт-дилеры (иначе почему так редки и недолговечны различные «союзы коллекционеров»?). В-третьих, дилеры, выполняющие между сделками роль арт-консультантов, перестанут делиться с коллекционерами внутренней рыночной информацией: кто заходит в мир искусства, кому скоро укажут на дверь, что будет популярным в следующей пятилетке, какой музей скоро устроит распродажу или «выйдет на охоту» и т. д.
Мы привыкли считать регуляторами арт-рынка крупных стратегов — аукционные дома, мега-галереи и топ-музеи, совершенно забыв о том, что санитарами леса зовут далеко не медведей и тигров. Мы пачками выпускаем мобильные приложения, призванные облегчить жизнь художников, коллекционеров, аукционов, ярмарок и галерей, но совершенно не думаем о механизмах, способных помочь арт-дилерам. А ведь именно на них держится рынок искусства — тем более сегодня, когда остальные продавцы испытывают дефицит навыков онлайн-коммуникации. Арт-дилеры в отличие от аукционных домов (истощенных графиками продаж) и галерей (отягощенных физическими пространствами) всегда пройдут между Сциллой и Харибдой любой пандемии. Возможно, именно на их бизнес-интересы нужно делать ставку в новом десятилетии?
Явление, которое показывает нам союз арт-рынка и дилеров, в природе называется комменсализмом — об этом нам много рассказали бы и рыбы-прилипалы, и раки-отшельники, и птички-чистильщики, если бы могли говорить. Только вместо акул, губок-актиний и крокодилов в нашем мире роль хищников, нуждающихся в защите, исполняют то коллекционеры, то аукционные дома, то ярмарки — а то и арт-рынок в целом.
https://artinvestment.ru/invest/events/20210519_Opinion_Dealers.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210519_Opinion_Dealers.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор