Мнение. NFT: за, против и $20 миллионов
ARTinvestment.RU   29 апреля 2021

Мнения о рынке NFT-искусства разделились. Перечисляем основных публичных обвинителей и защитников и их мотивации

Меньше чем за два месяца эйфория вокруг NFT поделила рынок искусства на противников и сторонников прихода в нашу жизнь невзаимозаменяемых токенов. «Против», как правило, выступают те, кто понимает: поезд стремительно набирает скорость без них и заработать на взлетевшем до небес рынке не получится. Голос «за» подают те, кто все еще надеется впрыгнуть в уходящий вагон — при этом осознавая, что большинство успешных (вызывающих доверие у покупателей) продавцов заняли места еще три года назад, когда в NFT никто не верил. А вот позиция «и вашим и нашим» характерна для игроков, которые успешно продают токены здесь и сейчас: в случае обвала рынка они напомнят недовольным покупателям заранее высказанные сомнения, при победном исходе — заявят о  непоколебимой уверенности в будущем цифрового мира.

Предлагаем посмотреть на рынок искусства с этих трех позиций, перечислив основных критиков, адептов и воздержавшихся, и постараться понять, за кем в итоге будет правда. И как ее в итоге нам представят, естественно.

«Против»

· Дэвид Хокни

Известный своей любовью к технологиям (в частности, адаптацией iPad под рисование пальцем в условиях карантина) 83-летний британский художник решительно осудил страсти вокруг NFT, публично назвав производителей токенов «бандой международных воров и мошенников». Гнев Хокни можно понять: проведя в статусе самого дорогого современного художника всего полгода (с ноября 2018-го по май 2019-го), британец уступил первую строчку Джеффу Кунсу — но уступил в борьбе по хорошо известным рыночным правилам. Тогда как сегодняшние фавориты NFT-продаж порой даже не имеют художественного образования, а интерес к ним формирует не респектабельная галерея Pace, а всемогущий Twitter.

· Такаши Мураками

Японский художник в начале марта 2021 года анонсировал было скорую токенизацию, но за день до выпуска NFT сообщил общественности, что «берет паузу, поскольку должен как следует разобраться», а после и вовсе отказался от своей затеи. Не иначе как вмешался его основной коллекционер Франсуа Пино (по слухам, спасший Мураками от банкротства годом ранее), директивно прервав выход самурая от искусства на цифровой рынок. Стало быть, NFT от Такаши Мураками мы увидим не раньше начала токенизации Louis Vuitton.

· Музеи и фонды наследия художников

Многие мировые музеи были крайне озадачены, увидев на платформах продаж NFT-искусство из собственных собраний. Более того, в качестве продавцов «виртуальных копий» в некоторых случаях были указаны сами музеи! Очевидно, что музеям новый канал дохода (тем более в условиях пандемии) был бы на руку — но историческая неповоротливость не позволила им занять рынок, а цифровые авантюристы сработали на опережение. Неудивительно, что первым, кто довел дело до судебного иска, стал Фонд наследия Жана-Мишеля Баскии, увидев среди NFT работу из собственной коллекции: частные фонды всегда расторопнее и в развитии, и в защите своих интересов.

· Симон де Пюри

Неувядающий человек-аукцион после продажи Phillips занялся построением собственного торгового дома, а после перешел к частной дилерской работе. Несмотря на то, что незримый бизнес Симона протекает весьма успешно, он написал разоблачительную колонку для Artnet, в которой достаточно аргументировано высказал претензии к рынку NFT. Заметим: именно к рынку, поскольку сами цифровые сертификаты функционер считает делом полезным (с чем мы полностью согласны), особо выделяя роль «бесшовного провенанса» — истории работы без темных пятен, за что обязан будет отвечать блокчейн. В завершении заметки де Пюри отметил стабильность физического искусства, посоветовал аудитории переключиться на него и дал свой Instagram-аккаунт.

«За»

· Криптосообщество

Многочисленные конференции, форумы и панели, не говоря уже о волне публикаций и просто разговорах вокруг NFT с начала 2021 года, напоминают события лета 2017-го на рынке ICO — краудфандингового сбора средств для финансирования инвестиционных криптопроектов. В частности, на NFT обязана молиться социальная сеть Clubhouse, которая не сходит с повестки дня во многом благодаря круглосуточному обсуждению рынка токенизированого искусства. А стоимость консультаций специалистов по созданию и сопровождению NFT в считаные недели взлетела со $100 до $500 за час персонального общения.

· Художники

В 2017-м художники были уверены, что их спасет блокчейн, в 2021-м эта роль в их мечтах уготована NFT. Правда, что тогда, что сейчас есть нюанс: реально продаются лишь те немногие, кто не только говорит о светлом будущем NFT, но работает — с аудиторией, специалистами по сопровождению, платформами и своими коллекционерами, конвертируя временны́е и денежные затраты в итоговый успех. Словом, все как в реальной жизни с физическими предметами искусства и развитием собственной карьеры.

«Воздержавшиеся»

· Christie’s, Sotheby’s, Phillips

Именно в таком порядке ведущие аукционные дома стали продавать NFT, при этом (заметьте!) нигде ни разу не высказавшись о перспективах самого рынка. Оно и понятно: аукционы интересуют не столько токены, сколько их потенциальные покупатели с $2 трлн (общая капитализация криптовалют) в кармане. Рынок NFT будет развиваться — отлично, упадет — останутся базы перспективных покупателей для олдскульного физического искусства. Подобная позиция аукционных мэтров уже принесла первые плоды: 31-летний криптоинвестор Джастин Сан (не успевший перебить финальную ставку в $69 млн за работу Бипла) спустя две недели приобрел на том же Christie’s за живые фунты стерлингов работу Пабло Пикассо за $20 млн. И это лишь начало.

· Галереи

Продавцы на частном рынке работают по принципу: продается — продаем. Так, сетевая галерея Almine Rech объявила о начале работы с цифровыми художниками и переходу к созданию NFT некоторых своих подопечных, работающих в «физическом» материале. Об итогах продаж мы, вероятно, никогда не узнаем: мало того что рынок частный, так еще и транзакции предполагают криптовалюту — выходит этакий частный рынок в квадрате. Тем временем мобильное приложение — аукцион Fair Warning уже реализовал NFT авторства Урса Фишера за $98 тыс. Предыдущий рекорд мобильных приложений в $10,8 млн не побит, но все впереди: у основателя платформы Лоика Гузье одна из лучших баз сверхбогатых клиентов еще со времен Christie’s.

· ArtTactic

Британский аналитический портал пока лишь признал NFT «феноменом новейшего арт-рынка», но от обычной в таких случаях онлайн-конференции на тему токенизации воздержался. Тем не менее ArtTactic выделил NFT-продажи в отдельный класс в своем отчете о первом квартале 2021 года, по сути, признав, что за сказанное впоследствии краснеть не придется. А если придется — то в компании с Sotheby’s, с которым аналитиков связывают давние отношения. На миру и смерть красна, одним словом.

· The Art Newspaper, Artnet

Ведущее мировое издание об искусстве (TAN), равно как и главный мировой агрегатор аукционных результатов (Artnet), еженедельно чередуют восторженные и разгромные статьи в адрес NFT-рынка. В этом нет ничего предосудительного: СМИ предоставляют информацию, но решает аудитория — более того, каждый отдельный читатель и зритель.

Точно так же, к слову, стараемся действовать и мы в AI.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20210429_Opinion_ProsContras.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210429_Opinion_ProsContras.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх