- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Мнение. NFT: за, против и $20 миллионов
ARTinvestment.RU 29 апреля 2021
Мнения о рынке NFT-искусства разделились. Перечисляем основных публичных обвинителей и защитников и их мотивации
Меньше чем за два месяца эйфория вокруг NFT поделила рынок искусства на противников и сторонников прихода в нашу жизнь невзаимозаменяемых токенов. «Против», как правило, выступают те, кто понимает: поезд стремительно набирает скорость без них и заработать на взлетевшем до небес рынке не получится. Голос «за» подают те, кто все еще надеется впрыгнуть в уходящий вагон — при этом осознавая, что большинство успешных (вызывающих доверие у покупателей) продавцов заняли места еще три года назад, когда в NFT никто не верил. А вот позиция «и вашим и нашим» характерна для игроков, которые успешно продают токены здесь и сейчас: в случае обвала рынка они напомнят недовольным покупателям заранее высказанные сомнения, при победном исходе — заявят о непоколебимой уверенности в будущем цифрового мира.
Предлагаем посмотреть на рынок искусства с этих трех позиций, перечислив основных критиков, адептов и воздержавшихся, и постараться понять, за кем в итоге будет правда. И как ее в итоге нам представят, естественно.
«Против»
· Дэвид Хокни
Известный своей любовью к технологиям (в частности, адаптацией iPad под рисование пальцем в условиях карантина) 83-летний британский художник решительно осудил страсти вокруг NFT, публично назвав производителей токенов «бандой международных воров и мошенников». Гнев Хокни можно понять: проведя в статусе самого дорогого современного художника всего полгода (с ноября 2018-го по май 2019-го), британец уступил первую строчку Джеффу Кунсу — но уступил в борьбе по хорошо известным рыночным правилам. Тогда как сегодняшние фавориты NFT-продаж порой даже не имеют художественного образования, а интерес к ним формирует не респектабельная галерея Pace, а всемогущий Twitter.
· Такаши Мураками
Японский художник в начале марта 2021 года анонсировал было скорую токенизацию, но за день до выпуска NFT сообщил общественности, что «берет паузу, поскольку должен как следует разобраться», а после и вовсе отказался от своей затеи. Не иначе как вмешался его основной коллекционер Франсуа Пино (по слухам, спасший Мураками от банкротства годом ранее), директивно прервав выход самурая от искусства на цифровой рынок. Стало быть, NFT от Такаши Мураками мы увидим не раньше начала токенизации Louis Vuitton.
· Музеи и фонды наследия художников
Многие мировые музеи были крайне озадачены, увидев на платформах продаж NFT-искусство из собственных собраний. Более того, в качестве продавцов «виртуальных копий» в некоторых случаях были указаны сами музеи! Очевидно, что музеям новый канал дохода (тем более в условиях пандемии) был бы на руку — но историческая неповоротливость не позволила им занять рынок, а цифровые авантюристы сработали на опережение. Неудивительно, что первым, кто довел дело до судебного иска, стал Фонд наследия Жана-Мишеля Баскии, увидев среди NFT работу из собственной коллекции: частные фонды всегда расторопнее и в развитии, и в защите своих интересов.
· Симон де Пюри
Неувядающий человек-аукцион после продажи Phillips занялся построением собственного торгового дома, а после перешел к частной дилерской работе. Несмотря на то, что незримый бизнес Симона протекает весьма успешно, он написал разоблачительную колонку для Artnet, в которой достаточно аргументировано высказал претензии к рынку NFT. Заметим: именно к рынку, поскольку сами цифровые сертификаты функционер считает делом полезным (с чем мы полностью согласны), особо выделяя роль «бесшовного провенанса» — истории работы без темных пятен, за что обязан будет отвечать блокчейн. В завершении заметки де Пюри отметил стабильность физического искусства, посоветовал аудитории переключиться на него и дал свой Instagram-аккаунт.
«За»
· Криптосообщество
Многочисленные конференции, форумы и панели, не говоря уже о волне публикаций и просто разговорах вокруг NFT с начала 2021 года, напоминают события лета 2017-го на рынке ICO — краудфандингового сбора средств для финансирования инвестиционных криптопроектов. В частности, на NFT обязана молиться социальная сеть Clubhouse, которая не сходит с повестки дня во многом благодаря круглосуточному обсуждению рынка токенизированого искусства. А стоимость консультаций специалистов по созданию и сопровождению NFT в считаные недели взлетела со $100 до $500 за час персонального общения.
· Художники
В 2017-м художники были уверены, что их спасет блокчейн, в 2021-м эта роль в их мечтах уготована NFT. Правда, что тогда, что сейчас есть нюанс: реально продаются лишь те немногие, кто не только говорит о светлом будущем NFT, но работает — с аудиторией, специалистами по сопровождению, платформами и своими коллекционерами, конвертируя временны́е и денежные затраты в итоговый успех. Словом, все как в реальной жизни с физическими предметами искусства и развитием собственной карьеры.
«Воздержавшиеся»
· Christie’s, Sotheby’s, Phillips
Именно в таком порядке ведущие аукционные дома стали продавать NFT, при этом (заметьте!) нигде ни разу не высказавшись о перспективах самого рынка. Оно и понятно: аукционы интересуют не столько токены, сколько их потенциальные покупатели с $2 трлн (общая капитализация криптовалют) в кармане. Рынок NFT будет развиваться — отлично, упадет — останутся базы перспективных покупателей для олдскульного физического искусства. Подобная позиция аукционных мэтров уже принесла первые плоды: 31-летний криптоинвестор Джастин Сан (не успевший перебить финальную ставку в $69 млн за работу Бипла) спустя две недели приобрел на том же Christie’s за живые фунты стерлингов работу Пабло Пикассо за $20 млн. И это лишь начало.
· Галереи
Продавцы на частном рынке работают по принципу: продается — продаем. Так, сетевая галерея Almine Rech объявила о начале работы с цифровыми художниками и переходу к созданию NFT некоторых своих подопечных, работающих в «физическом» материале. Об итогах продаж мы, вероятно, никогда не узнаем: мало того что рынок частный, так еще и транзакции предполагают криптовалюту — выходит этакий частный рынок в квадрате. Тем временем мобильное приложение — аукцион Fair Warning уже реализовал NFT авторства Урса Фишера за $98 тыс. Предыдущий рекорд мобильных приложений в $10,8 млн не побит, но все впереди: у основателя платформы Лоика Гузье одна из лучших баз сверхбогатых клиентов еще со времен Christie’s.
· ArtTactic
Британский аналитический портал пока лишь признал NFT «феноменом новейшего арт-рынка», но от обычной в таких случаях онлайн-конференции на тему токенизации воздержался. Тем не менее ArtTactic выделил NFT-продажи в отдельный класс в своем отчете о первом квартале 2021 года, по сути, признав, что за сказанное впоследствии краснеть не придется. А если придется — то в компании с Sotheby’s, с которым аналитиков связывают давние отношения. На миру и смерть красна, одним словом.
· The Art Newspaper, Artnet
Ведущее мировое издание об искусстве (TAN), равно как и главный мировой агрегатор аукционных результатов (Artnet), еженедельно чередуют восторженные и разгромные статьи в адрес NFT-рынка. В этом нет ничего предосудительного: СМИ предоставляют информацию, но решает аудитория — более того, каждый отдельный читатель и зритель.
Точно так же, к слову, стараемся действовать и мы в AI.
https://artinvestment.ru/invest/events/20210429_Opinion_ProsContras.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210429_Opinion_ProsContras.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год