Публичный рынок в I квартале 2021. Отчет ArtTactic
Анализ продаж предметов искусства и коллекционирования ведущими аукционными домами в первые три месяца нового года
Аналитическая компания ArtTactic выпустила сводный отчет об аукционных продажах первого квартала 2021 года, включающий в себя результаты торгов Sotheby’s, Christie’s и Phillips с января по март включительно. Сразу необходимо оговориться: сравнения в цифрах с аналогичным периодом прошлого года не должны вводить в заблуждение: начало 2020-го было смазанным за счет «Брексита» и начавшейся пандемии, к чему ведущие аукционные дома адаптировались вплоть до июня. Поэтому в работе с материалами ArtTactic мы расширили диапазон сравнений до 2016 года, что вы сможете увидеть в прилагаемых таблицах. Проще говоря, нынешняя зима и весна ожидаемо оказались бы лучше по многим показателям, а вот если смотреть глубже… Смотрим вместе на суммарные показатели Christie's, Sotheby's и Phillips в I квартале 2021 года.
• Общий объем мировых аукционных продаж составил $1,26 млрд — на 50 % выше, чем за 3 первых месяца 2020-го ($835,5 млн).
• Тройка ведущих аукционных домов в сумме провела 142 аукциона по сравнению с 69 аукционами в аналогичном периоде прошлого сезона.
• Количество проданных лотов также увеличилось: за первые 3 месяца 2021-го было продано 16 464 предмета по сравнению с 8 934 в минувшем году.
• По объемам продаж физические торги ($528 млн) уступили телемостам и «чистым» онлайн-продажам (в сумме $728 млн).
• Объем продаж на «чистых» онлайн-торгах составил $277,6 млн, что на 518 % больше, чем за аналогичный период 2020 года ($44,9 млн). Одновременно выросло и количество онлайн-торгов: 92 против 30.
• Средние цены, уплаченные покупателями за предметы на «чистых» онлайн-торгах, выросли на 133,3 %, до $44,8 тыс. — что на 197,1 % больше, чем в I квартале 2020 года.
• На долю Christie's пришлось 49,3 % суммарного объема аукционных продаж трех домов (в 2020-м — 41 %), Sotheby's — 49,2 % (в 2020-м — 52,3 %), а доля Phillips составила 1,6 % (в 2020-м — 6,8 %).
• Объемы продаж в отдельных городах показали следующее распределение географических сил: Лондон — 44,5 %, Нью-Йорк — 37,1 %, Париж — 8,7 %, Гонконг — 5,4 %. Несмотря на сохранение лидерства, доля британских продаж уменьшилась по сравнению с прошлым сезоном, остальные же географические центры свои показатели укрепили.
• Объем продаж послевоенного и современного искусства за минувший сезон вырос на 5 % (до $364 млн), продажи импрессионистов и модернистов в денежном выражении снизились на 21 % (до $204 млн). Лучший результат — рост на 83 % (до $168 млн) — показал объединенный сегмент живописи и графики старых мастеров (правда, $92,2 млн из этой суммы обеспечила продажа одной работы на Sotheby’s в январе 2021 года. — AI.).
•Значительно выросли объемы продаж нишевых категорий предметов коллекционирования: ювелирных украшений и часов — на 180 %, предметов дизайна, ДПИ и мебели — на 310 %, вина — на 300 %.
Таблица 1. Объемы продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips в I квартале 2016–2021 годов по форматам торгов, $ млн
Формат торгов / Год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | Разница между 2016 и 2021, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Физические | 942 | 1,026 | 1,629 | 1,357 | 791 | 528 | –44 |
Онлайн | - | - | 13 | 29 | 45 | 278 | - |
Смешанные (студия + онлайн) | - | - | - | - | - | 450 | - |
Итого | 942 | 1,026 | 1,642 | 1,386 | 836 | 1,256 | +33 |
Таблица 2. Объемы продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips в I квартале 2016–2021 годов по аукционным домам, $ млн
Аукционный дом / Год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | Разница между 2016 и 2021, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Christie's | 395 | 647 | 634 | 588 | 342 | 619 | +57 |
Sotheby's | 495 | 347 | 846 | 720 | 437 | 618 | +25 |
Phillips | 53 | 32 | 161 | 78 | 57 | 20 | –62 |
Таблица 3. Объемы продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips в I квартале 2016–2021 годов по городам проведения торгов, $ млн
Город проведения торгов / Год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | Разница между 2016 и 2021, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Нью-Йорк | 292 | 533 | 316 | 354 | 226 | 475 | +63 |
Лондон | 595 | 377 | 1,088 | 801 | 583 | 558 | –6 |
Париж | 26 | 98 | 49 | 57 | 22 | 109 | +319 |
Гонконг | 13 | 5 | 176 | 158 | - | 68 | +423 |
Женева | - | - | 1 | 1 | 2 | 1 | - |
Другие города | 16 | 13 | 12 | 15 | 1 | 44 | +175 |
Таблица 4. Объемы продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips в I квартале 2016–2021 годов по категориям торгов, $ млн
Категория торгов / Год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | Разница между 2016 и 2021, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Изобразительное искусство | 846 | 903 | 1,547 | 1,277 | 789 | 1,107 | +31 |
Ювелирные украшения и часы | 12 | 14 | 15 | 18 | 10 | 28 | +133 |
Автомобили | - | - | - | - | 18 | 49 | - |
Дизайн, ДПИ и мебель | 66 | 98 | 26 | 23 | 10 | 41 | –38 |
Смешанные торги | - | - | - | - | - | 5 | - |
Вино | 12 | 9 | 46 | 52 | 4 | 13 | +8 |
Книги | 2 | 3 | 7 | 10 | 2 | 8 | +300 |
Одежда и аксессуары | 2 | - | - | 1 | 2 | 1 | –50 |
Комментарий AI. Как мы говорили выше, в сравнении с первым кварталом прошлого года сегодняшний мир продаж искусства выглядит поувереннее: рынок адаптировался, нашел противоядия и «Брекситу» (европейские торги переместились в Париж, а внимание азиатских покупателей — в Гонконг), и продолжающемуся карантину (хорошо отработанная практика онлайн-торгов и телемостов изначально была поставлена в плановую календарную сетку). В результате совокупные объемы продаж I квартала 2021 года превзошли выручку аналогичных периодов и 2020-го, и 2016–2017 — временного отката арт-рынка, вызванного торговыми войнами и подготовкой к выборам в США, хотя и уступили показателям 2019 и 2018 годов, что напоминает о неизбежности восстановления рынка искусства после любой рецессии. Пусть так случится и в 2022-м.
Christie’s, по итогам всего аукционного сезона уступив своему главному конкуренту в объемах продаж (прежде всего за счет небыстрого принятия онлайн-торгов как неизбежного формата), в первые месяцы 2021 года вернул себе лидерство. А вот существенное отставание Phillips объясняется его переносом ключевых лондонских продаж искусства XX — XXI веков во 2-й квартал. Там уж «золотая молодежь» пошумит и свои миллионы от коллекционеров получит.
Продажи на физических торгах существенно снизились, тогда как ощутимый рост количества и средней стоимости проданных лотов на онлайн-торгах и телемостах говорит о том, что покупатели стали больше доверять интернет-сделкам — от визуальной проверки лотов до транзакций и последующей логистики.
Отдельно отметим рост показателей онлайн-продаж в других сегментах предметов коллекционирования (помимо искусства). Тут дело не столько в активности покупателей, сколько в смелости аукционных домов, изначально запланировавших нишевые торги на I квартал. В результате, к примеру, впервые в истории с января по март ведущими аукционными домами были проданы через Интернет автомобили и вино.
Въедливые аналитики все же отметят, что рост объемов «чистых» онлайн-продаж замедлился: результаты начала 2021 года на 21 % и 29 % ниже, чем во II и IV кварталах 2020-го. Тем, кто окажется этим опечален, напомним о таком понятии, как «крейсерская скорость», на которую лайнер выходит после разгона. Разгоняться заново нам пришлось в 2020-м, а сейчас — время рационального расхода топлива с учетом того, куда дует ветер.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210416_ArtTactic.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210416_ArtTactic.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.