Публичный рынок в I квартале 2021. Отчет ArtTactic
ARTinvestment.RU   16 апреля 2021

Анализ продаж предметов искусства и коллекционирования ведущими аукционными домами в первые три месяца нового года

Аналитическая компания ArtTactic выпустила сводный отчет об аукционных продажах первого квартала 2021 года, включающий в себя результаты торгов Sotheby’s, Christie’s и Phillips с января по март включительно. Сразу необходимо оговориться: сравнения в цифрах с аналогичным периодом прошлого года не должны вводить в заблуждение: начало 2020-го было смазанным за счет «Брексита» и начавшейся пандемии, к чему ведущие аукционные дома адаптировались вплоть до июня. Поэтому в работе с материалами ArtTactic мы расширили диапазон сравнений до 2016 года, что вы сможете увидеть в прилагаемых таблицах. Проще говоря, нынешняя зима и весна ожидаемо оказались бы лучше по многим показателям, а вот если смотреть глубже… Смотрим вместе на суммарные показатели Christie's, Sotheby's и Phillips в I квартале 2021 года.

• Общий объем мировых аукционных продаж составил $1,26 млрд — на 50 % выше, чем за 3 первых месяца 2020-го ($835,5 млн).

• Тройка ведущих аукционных домов в сумме провела 142 аукциона по сравнению с 69 аукционами в аналогичном периоде прошлого сезона.

• Количество проданных лотов также увеличилось: за первые 3 месяца 2021-го было продано 16 464 предмета по сравнению с 8 934 в минувшем году.

• По объемам продаж физические торги ($528 млн) уступили телемостам и «чистым» онлайн-продажам (в сумме $728 млн).

• Объем продаж на «чистых» онлайн-торгах составил $277,6 млн, что на 518 % больше, чем за аналогичный период 2020 года ($44,9 млн). Одновременно выросло и количество онлайн-торгов: 92 против 30.

• Средние цены, уплаченные покупателями за предметы на «чистых» онлайн-торгах, выросли на 133,3 %, до $44,8 тыс. — что на 197,1 % больше, чем в I квартале 2020 года.

• На долю Christie's пришлось 49,3 % суммарного объема аукционных продаж трех домов (в 2020-м — 41 %), Sotheby's — 49,2 % (в 2020-м — 52,3 %), а доля Phillips составила 1,6 % (в 2020-м — 6,8 %).

• Объемы продаж в отдельных городах показали следующее распределение географических сил: Лондон — 44,5 %, Нью-Йорк — 37,1 %, Париж — 8,7 %, Гонконг — 5,4 %. Несмотря на сохранение лидерства, доля британских продаж уменьшилась по сравнению с прошлым сезоном, остальные же географические центры свои показатели укрепили.

• Объем продаж послевоенного и современного искусства за минувший сезон вырос на 5 % (до $364 млн), продажи импрессионистов и модернистов в денежном выражении снизились на 21 % (до $204 млн). Лучший результат — рост на 83 % (до $168 млн) — показал объединенный сегмент живописи и графики старых мастеров (правда, $92,2 млн из этой суммы обеспечила продажа одной работы на Sotheby’s в январе 2021 года. — AI.).

•Значительно выросли объемы продаж нишевых категорий предметов коллекционирования: ювелирных украшений и часов — на 180 %, предметов дизайна, ДПИ и мебели — на 310 %, вина — на 300 %.

Таблица 1. Объемы продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips в I квартале 2016–2021 годов по форматам торгов, $ млн

Формат торгов / Год 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Разница между 2016 и 2021, %
Физические 942 1,026 1,629 1,357 791 528 –44
Онлайн - - 13 29 45 278 -
Смешанные (студия + онлайн) - - - - - 450 -
Итого 942 1,026 1,642 1,386 836 1,256 +33

Таблица 2. Объемы продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips в I квартале 2016–2021 годов по аукционным домам, $ млн

Аукционный дом / Год 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Разница между 2016 и 2021, %
Christie's 395 647 634 588 342 619 +57
Sotheby's 495 347 846 720 437 618 +25
Phillips 53 32 161 78 57 20 –62

Таблица 3. Объемы продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips в I квартале 2016–2021 годов по городам проведения торгов, $ млн

Город проведения торгов / Год 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Разница между 2016 и 2021, %
Нью-Йорк 292 533 316 354 226 475 +63
Лондон 595 377 1,088 801 583 558 –6
Париж 26 98 49 57 22 109 +319
Гонконг 13 5 176 158 - 68 +423
Женева - - 1 1 2 1 -
Другие города 16 13 12 15 1 44 +175

Таблица 4. Объемы продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips в I квартале 2016–2021 годов по категориям торгов, $ млн

Категория торгов / Год 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Разница между 2016 и 2021, %
Изобразительное искусство 846 903 1,547 1,277 789 1,107 +31
Ювелирные украшения и часы 12 14 15 18 10 28 +133
Автомобили - - - - 18 49 -
Дизайн, ДПИ и мебель 66 98 26 23 10 41 –38
Смешанные торги - - - - - 5 -
Вино 12 9 46 52 4 13 +8
Книги 2 3 7 10 2 8 +300
Одежда и аксессуары 2 - - 1 2 1 –50

Комментарий AI. Как мы говорили выше, в сравнении с первым кварталом прошлого года сегодняшний мир продаж искусства выглядит поувереннее: рынок адаптировался, нашел противоядия и «Брекситу» (европейские торги переместились в Париж, а внимание азиатских покупателей — в Гонконг), и продолжающемуся карантину (хорошо отработанная практика онлайн-торгов и телемостов изначально была поставлена в плановую календарную сетку). В результате совокупные объемы продаж I квартала 2021 года превзошли выручку аналогичных периодов и 2020-го, и 2016–2017 — временного отката арт-рынка, вызванного торговыми войнами и подготовкой к выборам в США, хотя и уступили показателям 2019 и 2018 годов, что напоминает о неизбежности восстановления рынка искусства после любой рецессии. Пусть так случится и в 2022-м.

Christie’s, по итогам всего аукционного сезона уступив своему главному конкуренту в объемах продаж (прежде всего за счет небыстрого принятия онлайн-торгов как неизбежного формата), в первые месяцы 2021 года вернул себе лидерство. А вот существенное отставание Phillips объясняется его переносом ключевых лондонских продаж искусства XX — XXI веков во 2-й квартал. Там уж «золотая молодежь» пошумит и свои миллионы от коллекционеров получит.

Продажи на физических торгах существенно снизились, тогда как ощутимый рост количества и средней стоимости проданных лотов на онлайн-торгах и телемостах говорит о том, что покупатели стали больше доверять интернет-сделкам — от визуальной проверки лотов до транзакций и последующей логистики.

Отдельно отметим рост показателей онлайн-продаж в других сегментах предметов коллекционирования (помимо искусства). Тут дело не столько в активности покупателей, сколько в смелости аукционных домов, изначально запланировавших нишевые торги на I квартал. В результате, к примеру, впервые в истории с января по март ведущими аукционными домами были проданы через Интернет автомобили и вино.

Въедливые аналитики все же отметят, что рост объемов «чистых» онлайн-продаж замедлился: результаты начала 2021 года на 21 % и 29 % ниже, чем во II и IV кварталах 2020-го. Тем, кто окажется этим опечален, напомним о таком понятии, как «крейсерская скорость», на которую лайнер выходит после разгона. Разгоняться заново нам пришлось в 2020-м, а сейчас — время рационального расхода топлива с учетом того, куда дует ветер.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210416_ArtTactic.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210416_ArtTactic.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх