- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж
Мнение. Спасти «врага», чтобы выжить самому
ARTinvestment.RU 19 марта 2021
Исторические антагонисты — музеи и рынок — неожиданно оказались необходимы друг другу. Появление на аукционах вещей из музейных собраний уже оказывает влияние на рынок и на его перспективы. Какое?
Прогнозы на 2021 год, опубликованные аналитиками рынка искусства и арт-критиками в многочисленных СМИ, обошли стороной распродажу музейных собраний, в ходе которой музейные вещи попали на торги, а оттуда — в частные руки. Точечные вбросы музейных вещей на рынок случались и раньше, но в 2020-м процесс приобрел такой масштаб, что участники рынка уже не могли его не замечать.
Музеи США и Европы, в карантин очутившись на грани выживания, приняли нелегкое (с виду) решение: выпустить часть своих коллекций на открытый рынок — проще говоря, продать через аукционы. Пока художественное сообщество обсуждало плюсы и минусы этого процесса, пришло лето 2020 года, добавив к пандемии активизацию общественных движений по борьбе с гендерной и расовой несправедливостью, в частности на музейных стенах. Последний факт уже не оставил музеям выбора: собрания точно нужно было переформатировать и частично продавать — чтобы взамен приобрести молодых художников-космополитов. Другими словами, пока на кону стоял вопрос выживания — продажа части музейных фондов вызывала сомнения, но, когда перед музеями в их сложившейся комплектации встала реальная угроза потерять лицо в новом мироустройстве, общество дало музеям зеленый свет.
Мы поговорим лишь о двух регионах. Почему? Потому что в странах Азии господствуют господдержка и недюжинный патриотизм частных доноров, которые поддержали музеи — в отличие от западных бизнесменов, чья массовая филантропия угасла одновременно со снижением доходов и необходимости оптимизировать налоги посредством финансирования культурной сферы.
Что значит этот впрыск свежих эритроцитов от искусства для рынка? Вернемся немного назад, а именно в середину XVIII столетия. Как мы помним, первое публичное собрание, открытое государством (а не церковью), — Британский музей — изначально был сформирован из нескольких частных коллекций манускриптов, географических карт, этнических предметов и одежды. Лишь спустя 20 лет, в 1777 году, был поднят вопрос о добавлении к ним предметов искусства: на тот момент к продаже готовилась уникальная коллекция европейской живописи британского сэра Роберта Уолпола, бывшего премьер-министра Великобритании. Пока государственные мужи размышляли — собрание было выкуплено Екатериной Великой и позднее стало основой Государственного Эрмитажа. И началось: в течение следующих полутора столетий основным покупателем шедевров на рынке искусства стали музеи, которые раз за разом обновляли рекорды аукционных и приватных продаж. Исследование швейцарских экономистов Поммерена и Фелда, охватывающее период музейных закупок с 1820 по 1970 год, показывает, что британские и европейские музеи в среднем платили за предметы искусства цену выше рыночной, «подтягивая» ценообразование и устанавливая ценовые ориентиры для частных игроков рынка.
Словом, к середине XX века, когда коллекционирование предметов искусства приобрело современные очертания (где главным критерием служит не любовь к прекрасному, а наличие капитала), наиболее значимые работы уже находились в музеях — либо напрямую приобретенные ими, либо переданные частными владельцами на стадии формирования публичных собраний. К началу века двадцать первого баланс между капитализацией искусства в частной и музейной собственности был равен примерно $3 трлн к $2,5 трлн в пользу частных коллекционеров. Но что происходило с работами в частном владении? Их стали реже перепродавать: с 1950 по 1970 год повторных продаж сверхдорогого искусства было порядка 20 % среди всех аукционных сделок, в 1980–2000 эта цифра сократилась почти вдвое — до 11 %. Другими словами, рынок проявил признаки усталости от появления в свободном обращении одних и тех же лотов. В это же время внимание немного отвлекло на себя современное искусство, которое с первичного рынка в равной степени имело шанс достаться как частным коллекционерам, так и музеям, но продажи старых мастеров и импрессионистов стали снижаться, а средний период владения между успешными сделками с этими работами — расти. Да, мировые музеи в последние десятилетия проводили около 100 тыс. сделок с искусством ежегодно — но они по большей части подразумевали обмен предметами между двумя институциями (пусть и оформлялись как две отдельные продажи).
И вот в 2020 году пандемия дает арт-рынку уникальную возможность: перезапустить азарт профессиональных коллекционеров, влив свежую кровь ранее недоступных музейных работ. «Музейный» в данном случае имеет два плюса: и статус (работа музейного, т.е. самого высокого художественного уровня), и провенанс (находясь в собрании музея десятилетиями, предмет искусства капитализировался за счет каталогизации и аудитории, которая его могла видеть, фотографировать и популяризировать). Таким образом, появление в обороте новых, но хорошо известных коллекционерам предметов искусства может стать важнейшим элементом восстановления арт-рынка после нынешней рецессии. Потенциально это также означает, что в будущем, при повторном выведении этих же работ на торги нас ожидают аукционные рекорды. А вот беспокоиться, что распроданные музеями работы осядут в частных собраниях, особо не стоит: в музеи они все равно рано или поздно вернутся — или в виде предметов долгосрочной аренды, или в виде пожертвований. Главное — чтобы у музеев для шедевров оставались свободные стены, не занятые молодыми авторами всех оттенков палитры искусства.
Автор выражает признательность своему наставнику, доктору искусствоведения, профессору Нине Викторовне Геташвили, впервые обратившей внимание на влияние распродажи музейных коллекций на арт-рынок во время вебинара AI, посвященного итогам 2020 года.
https://artinvestment.ru/invest/events/20210319_Opinion_FreshBlood.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210319_Opinion_FreshBlood.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж