- Маска Хёттоко. Дерево. Япония.
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган". Бронза. Япония.
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
Мнение. Ван Гог и Иена
ARTinvestment.RU 17 марта 2021
Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. Сегодня мы вспоминаем о громких продажах импрессионистов в конце 1980-х годов — и о том, к чему они в итоге привели
В сентябре 1985 года в нью-йоркском отеле «Плаза», подобно героям романа «Великий Гэтсби», собралась интересная и очень могущественная компания. Правда, в отличие от литературных персонажей Фицджеральда, искали они не душевного равновесия, а восстановления равновесия финансового: представители четырех крупнейших мировых экономик официально встретились, чтобы скорректировать курс доллара США по отношению к валютам других сверхдержав. Если говорить кратко, после череды кризисов начала 1980-х американские власти приняли жесткую финансовую политику борьбы с инфляцией — она укрепила доллар внутри страны и одновременно обесценила валюты других государств, с которыми США связывали торговые контракты. Решив, что доллар переоценен, государства выразили свое возмущение (тогда они еще имели право его выражать).
Компанию Великобритании, ФРГ и Франции на этой встрече составила Япония — на тот момент крупнейший по объемам продаж мировой промышленный экспортер. Последний факт и сыграл с японской экономикой злую шутку: подписанный договор, известный как «Соглашение “Плаза”», снизил курс американской валюты по отношению к японской иене более чем вдвое, а поскольку экспортные контакты были заключены в долларах США, это вызвало в Стране восходящего солнца сумасшедший рост национального дохода и череду всевозможных спекуляций.
Подозревая, что не сегодня-завтра соотношение сил изменится, японцы стали вкладывать иены во все, что только можно: в первую очередь это коснулось объектов недвижимости, рыночная стоимость которой взлетела, создав экономический пузырь.
Скупив доступные объекты внутри страны, состоятельные японцы обратились к рынку США — присматриваясь, что можно приобрести за ослабевший доллар. Долго искать не пришлось: японские коллекционеры набросились на американские аукционы, массово приобретая искусство. Покупали они, особо не заботясь о превышении эстимейта: в переводе на иены шедевры обходились им вдвое дешевле в сравнении с «вчерашними» ценами. Немаловажную роль сыграл и психологический маркетинг: публично показывая уровень благосостояния, японцы тем самым намекали американскому рынку, что их автомобили и электроника весьма и весьма конкурентоспособны (раз произведены нацией с деньгами) — и это работало!
В результате арт-рынок получил небывалые аукционные рекорды. Началось с «Пятнадцати подсолнечников» Винсента Ван Гога в 1987-м ($39,7 млн, покупатель — страховой магнат Ясуо Гото), закончилось «Портретом доктора Гаше» того же автора в 1990-м ($82,5 млн, покупатель — производитель бумаги Риоей Сайто). В переводе на сегодняшние цены это «всего лишь» $89 млн и $161 млн — однако для конца 1980-х прецедент был ошеломляющим: с 1985 года рекордная для всего рынка цена — $10,5 млн — принадлежала живописи Андреа Мантеньи. Действия японских коллекционеров подхватили и другие неамериканцы: так, греческий судовладелец Ставрос Ниархос (полный тезка своего внука, нынешнего мужа Дарьи Жуковой) приобрел автопортрет молодого Пикассо за $48 млн (1989). Воспользовавшись тем, что на торги стали массово выводить дорогостоящие работы, свои собрания пополнили и топ-институции США: Метрополитен-музей за $58 млн (в счет частичной оплаты которых передал аукционному дому малоценные работы из собственной коллекции) купил «Портрет почтальона Жозефа Рулена», а Музей Гетти воспользовался заминкой покупателя с выплатой $54 млн Sotheby’s за «Ирисы» и перехватил работу (как полагают историки — с хорошей скидкой). Читатель догадался, что в обоих последних случаях автором шедевров был Винсент Ван Гог.
Что случилось дальше — хорошо известно. Коллекционеры с долларовыми накоплениями взбунтовались против ценового произвола, пригрозив не прийти на торги следующего сезона. Сам же рынок в лице регуляторов взялся за пересмотр цен на искусство — тем более что в 1989 году появились ArtPrice и Artnet, обнажив историю ценообразования для широких масс (правда, за отсутствием Интернета, сводки рассылались факсом). Япония же, где к этому времени объем частного капитала превысил национальный доход в семь раз, столкнулась с лопнувшим пузырем рынка недвижимости — магнаты прервали осаду международного арт-рынка, занявшись спасением внутренних активов. Сам же рынок искусства, показав в 1990 году рекордный на тот период объем продаж в $27,2 млрд, опустился до $9,7 млрд в 1991-м — и начал процесс долгого и неспешного восстановления. Лишь в 2004 году суммарный оборот всего проданного искусства ($30,3 млрд) превысил показатели 1990-го, и то — с помощью «современного концептуального».
Так один голландский художник и японская иена остановили в росте арт-рынок без малого на 15 лет. С оглядкой на недавние громкие аукционные события — вам это ничего не напоминает? Есть некая валюта, резко поднявшаяся в цене, есть группа коллекционеров, стремящаяся ее быстро потратить… Но там был Ван Гог и поддержка мировых музеев — а сегодня МоМА и Тейт еще не решили, что готовить для Бипла: стену, сервер или блокчейн. Им бы двери открыть для начала.
https://artinvestment.ru/invest/events/20210317_opinion.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210317_opinion.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Маска Хёттоко. Дерево. Япония.
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган". Бронза. Япония.
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»