- Атрибуция автора картины
- Rubens? оценка картиньі
- Арт-новости
- Аничков Александр Иванович (1864 - 1935)
- Интересная подделка Зверева?
- Борис Васильевич Корнеев (1922 - 1973)
- Игорь Александрович Попов
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Картины Николая Онищенко
- Картины известного московского художника Николая Онищенко
Мнение. Ван Гог и Иена
ARTinvestment.RU 17 марта 2021
Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. Сегодня мы вспоминаем о громких продажах импрессионистов в конце 1980-х годов — и о том, к чему они в итоге привели
В сентябре 1985 года в нью-йоркском отеле «Плаза», подобно героям романа «Великий Гэтсби», собралась интересная и очень могущественная компания. Правда, в отличие от литературных персонажей Фицджеральда, искали они не душевного равновесия, а восстановления равновесия финансового: представители четырех крупнейших мировых экономик официально встретились, чтобы скорректировать курс доллара США по отношению к валютам других сверхдержав. Если говорить кратко, после череды кризисов начала 1980-х американские власти приняли жесткую финансовую политику борьбы с инфляцией — она укрепила доллар внутри страны и одновременно обесценила валюты других государств, с которыми США связывали торговые контракты. Решив, что доллар переоценен, государства выразили свое возмущение (тогда они еще имели право его выражать).
Компанию Великобритании, ФРГ и Франции на этой встрече составила Япония — на тот момент крупнейший по объемам продаж мировой промышленный экспортер. Последний факт и сыграл с японской экономикой злую шутку: подписанный договор, известный как «Соглашение “Плаза”», снизил курс американской валюты по отношению к японской иене более чем вдвое, а поскольку экспортные контакты были заключены в долларах США, это вызвало в Стране восходящего солнца сумасшедший рост национального дохода и череду всевозможных спекуляций.
Подозревая, что не сегодня-завтра соотношение сил изменится, японцы стали вкладывать иены во все, что только можно: в первую очередь это коснулось объектов недвижимости, рыночная стоимость которой взлетела, создав экономический пузырь.
Скупив доступные объекты внутри страны, состоятельные японцы обратились к рынку США — присматриваясь, что можно приобрести за ослабевший доллар. Долго искать не пришлось: японские коллекционеры набросились на американские аукционы, массово приобретая искусство. Покупали они, особо не заботясь о превышении эстимейта: в переводе на иены шедевры обходились им вдвое дешевле в сравнении с «вчерашними» ценами. Немаловажную роль сыграл и психологический маркетинг: публично показывая уровень благосостояния, японцы тем самым намекали американскому рынку, что их автомобили и электроника весьма и весьма конкурентоспособны (раз произведены нацией с деньгами) — и это работало!
В результате арт-рынок получил небывалые аукционные рекорды. Началось с «Пятнадцати подсолнечников» Винсента Ван Гога в 1987-м ($39,7 млн, покупатель — страховой магнат Ясуо Гото), закончилось «Портретом доктора Гаше» того же автора в 1990-м ($82,5 млн, покупатель — производитель бумаги Риоей Сайто). В переводе на сегодняшние цены это «всего лишь» $89 млн и $161 млн — однако для конца 1980-х прецедент был ошеломляющим: с 1985 года рекордная для всего рынка цена — $10,5 млн — принадлежала живописи Андреа Мантеньи. Действия японских коллекционеров подхватили и другие неамериканцы: так, греческий судовладелец Ставрос Ниархос (полный тезка своего внука, нынешнего мужа Дарьи Жуковой) приобрел автопортрет молодого Пикассо за $48 млн (1989). Воспользовавшись тем, что на торги стали массово выводить дорогостоящие работы, свои собрания пополнили и топ-институции США: Метрополитен-музей за $58 млн (в счет частичной оплаты которых передал аукционному дому малоценные работы из собственной коллекции) купил «Портрет почтальона Жозефа Рулена», а Музей Гетти воспользовался заминкой покупателя с выплатой $54 млн Sotheby’s за «Ирисы» и перехватил работу (как полагают историки — с хорошей скидкой). Читатель догадался, что в обоих последних случаях автором шедевров был Винсент Ван Гог.
Что случилось дальше — хорошо известно. Коллекционеры с долларовыми накоплениями взбунтовались против ценового произвола, пригрозив не прийти на торги следующего сезона. Сам же рынок в лице регуляторов взялся за пересмотр цен на искусство — тем более что в 1989 году появились ArtPrice и Artnet, обнажив историю ценообразования для широких масс (правда, за отсутствием Интернета, сводки рассылались факсом). Япония же, где к этому времени объем частного капитала превысил национальный доход в семь раз, столкнулась с лопнувшим пузырем рынка недвижимости — магнаты прервали осаду международного арт-рынка, занявшись спасением внутренних активов. Сам же рынок искусства, показав в 1990 году рекордный на тот период объем продаж в $27,2 млрд, опустился до $9,7 млрд в 1991-м — и начал процесс долгого и неспешного восстановления. Лишь в 2004 году суммарный оборот всего проданного искусства ($30,3 млрд) превысил показатели 1990-го, и то — с помощью «современного концептуального».
Так один голландский художник и японская иена остановили в росте арт-рынок без малого на 15 лет. С оглядкой на недавние громкие аукционные события — вам это ничего не напоминает? Есть некая валюта, резко поднявшаяся в цене, есть группа коллекционеров, стремящаяся ее быстро потратить… Но там был Ван Гог и поддержка мировых музеев — а сегодня МоМА и Тейт еще не решили, что готовить для Бипла: стену, сервер или блокчейн. Им бы двери открыть для начала.
https://artinvestment.ru/invest/events/20210317_opinion.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210317_opinion.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 08.12.2023 Главные продажи по итогам открытия Art Basel Miami Beach О крупных сделках сообщили галереи David Zwirner и Thaddaeus Ropac
- 07.12.2023 Установлена подлинность двух графических работ Ивана Айвазовского Авторство мастера подтверждено в отношении двух парных рисунков 1880-х годов
- 07.12.2023 На Art Basel в Майами могут установить новый ценовой рекорд на работы Фрэнка Стеллы Цена знаковой для творчества художника картины составляет $45 млн
- 06.12.2023 Объявлен лауреат Премии Тёрнера за 2023 год Победителем стал английский художник Джесси Дарлинг
- 06.12.2023 Christie’s оценил степень цифровизации своего бизнеса после пандемии Covid-19 В 2023 году 80 % ставок на торгах Christie’s принимались онлайн
- 08.12.2023 На Sotheby’s продали редкую работу Рембрандта Цена лота составила $13,6 млн
- 08.12.2023 Итоги AI Аукциона № 509 Общая выручка составила 17,3 млн рублей
- 01.12.2023 Итоги AI аукциона № 508 Общая выручка составила 24,5 млн рублей
- 01.12.2023 Королевский портрет Веласкеса выставят на торги впервые за полвека Эстимейт лота составляет $35 млн
- 30.11.2023 Итоги посвященных работам Фаберже и декоративно-прикладному искусству торгов Sotheby’s Суммарная выручка составила £1,4 млн
- 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
- 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
- 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
- 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
- 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
- 05.12.2023 В Третьяковской галерее показывают ранние работы Николая Милиоти Проект приурочен к 150-летию со дня рождения художника
- 29.11.2023 Эрмитаж готовит масштабную выставку к 150-летию Николая Рериха Экспонаты для проекта предоставят музеи со всей России и из других стран
- 28.11.2023 В Русском музее на днях открывается масштабная выставка Василия Сурикова В экспозицию войдет более 120 работ художника
- 27.11.2023 В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открывается выставка, посвященная туркестанскому авангарду В экспозицию войдут работы Александра Волкова, Кузьмы Петрова-Водкина и других авторов
- 22.11.2023 Третьяковская галерея готовится открыть выставку «Герои и современники Серебряного века» В экспозицию войдут графические работы Малевича, Серова, Ларионова и других художников
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Атрибуция автора картины
- Rubens? оценка картиньі
- Арт-новости
- Аничков Александр Иванович (1864 - 1935)
- Интересная подделка Зверева?
- Борис Васильевич Корнеев (1922 - 1973)
- Игорь Александрович Попов
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Картины Николая Онищенко
- Картины известного московского художника Николая Онищенко