Мнение. Когда падет миллиард
Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
На прошлой неделе в социальной сети Clubhouse российские арт-блогеры задались вопросом: как скоро нас ожидает историческая продажа предмета искусства за один миллиард долларов США — и кто будет тем самым продавцом? Тема показалась нам интересной и в итоге вылилась в новую рубрику «Мнения» — короткие повествования в свободной форме, которые отныне будут написаны различными деятелями рынка искусства. Начинаем собственными силами редакции.
Итак, когда же будет взята планка в $1 млрд?
· На следующий день после того, как Лувр согласится продать «Мону Лизу».
Не секрет, что самому известному мировому музею в течение долгих лет ежемесячно приходят обращения по факсу (именно так, по старинке, принято среди ведущих музеев и футбольных клубов) относительно продажи самого популярного предмета искусства в истории. Отправители представляют две географические локации: на первых факсах в шапке стоят иероглифы, на вторых — арабская вязь. И тем, и другим Лувр регулярно отвечает отказом — и получает запросы снова и снова. По нашей информации, предлагаемые за шедевр Леонардо да Винчи суммы уже превысили эквивалент в $1 млрд. Естественно, вопрос не в деньгах: правительством Франции имущество государственных музеев определено как национальное достояние, принадлежащее народу страны. Если законодательство о статусе национального достояния будет почему-либо изменено, а Лувр почему-либо решит расстаться с «Моной Лизой» — вопрос о переезде на Восток решится немедленно. Разве что в течение суток станет ясно: Ближний это будет Восток или Дальний.
· В течение недели после того, как Лувр «Мону Лизу» официально токенизирует.
Токенизация — выпуск цифровых аналогов акций — с большей или меньшей осторожностью сегодня проходит с различными типами активов. С началом 2021 года этот процесс в мировом масштабе ускорился в связи с ростом биткойна: цифра в $1,78 трлн на руках у держателей криптовалют (основных покупателей нужных и ненужных цифровых активов) не дает покоя тем, кто хочет легально откусить от этой суммы. На сегодняшний день легально токенизировать оригинал «Моны Лизы» Лувр не может — но что мешает ему выпустить цифровые акции на виртуальную копию, созданную в единственном экземпляре и авторизованную самим музеем? Отвечаем: мешает опять-таки французское законодательство, не дающее четкого определения понятию «виртуальной копии» — в частности, должна ли таковая снова принадлежать народу либо ее владельцами станут те, кто за нее заплатит. С решением данного вопроса и выведением цифровой копии работы на одну из платформ долевого владения, покупка токенов не заставит себя долго ждать — этот виртуальный артефакт захочется иметь многим.
· В течение года после того, как другой покупатель остановится на отметке в $990 млн.
В последнее десятилетие арт-рынок наблюдает заочную схватку коллекционеров из Китая и стран Ближнего Востока: стоит одной стороне превзойти текущий аукционный рекорд — конкурент в борьбе за право называться самой богатой страной отправляет своего представителя и превышает результат. Причем это касается как вечерних аукционов, так и наиболее крупных частных сделок, сведения о которых становятся достоянием СМИ. Как правило, каждый следующий шаг в этой борьбе отстоит от предыдущего не более чем на 12 месяцев: долго с восстановлением status quo в международном масштабе государственные мужи (а подобные акции — несомненно, часть национальных программ) не тянут.
· Изощренный экономический вариант, связанный с падением доллара США (в результате чего «обычная» продажа за 100 млн в другой валюте превзойдет $1 млрд), рассматривать не будем: если таковое случится, остальному миру будет не до искусства. Надолго и по очень нехорошим причинам.
· В течение следующих трех периодов роста между кризисами после того, как мир оправится от последствий пандемии.
Арт-рынок развивается по восходящей спирали с тех пор, как вошел в корреляцию с уровнем ВВП, благосостояния населения и фондового рынка, а также научился преодолевать последствия экономических спадов, после каждой второй рецессии неизменно выходя на новый уровень объемов продаж. Что-то заняло целое столетие, другим взаимосвязям не более 40 лет. В новейшей истории арт-рынок дважды переживал сумасшедшие по ценам продажи: речь о «Портрете доктора Гаше» Ван Гога ($82,5 млн) в 1990-м и «Спасителе мира» да Винчи ($450 млн) в 2017-м. Логично предположить, что продажа в $1 млрд стала бы спекулятивной, как и две упомянутые, озадачив бы арт-рынок и отбросив его на некоторое время назад. Для самостоятельного размышления подбросим следующий факт: с момента продажи «Спасителя мира» на публичных торгах не был превзойден даже предыдущий рекорд — «Алжирских женщин» Пабло Пикассо, случившийся еще в 2015 году. А он не дотягивал даже до $200 млн ($179,4 млн).
Если бы не нынешний кризис, усиленный пандемией (не столько экономически, сколько психологически) — взятия планки в $1 млрд следовало бы ожидать в течение следующих 20 сезонов (при условии регулярных рецессий в каждые 8–10 лет), учитывая инфляцию, темпы роста рынка искусства и смежных рынков. Каким будет мир после пандемии — сегодня сказать сложно, равно как и ответить на вопрос: будет ли автор «миллиардной» работы из числа тех, кто сегодня перешел рубеж в $100 млн (таковых около 20 художников), либо это будет новое имя, которое сыграет значительную роль в новом арт-устройстве. Суммируя сказанное: планка в $1 млрд не то событие, которого нам с вами стоит ожидать с большим энтузиазмом. В искусстве все и так относительно хорошо.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20210226_opinion_1billion.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210226_opinion_1billion.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.