Фильмы: «Лучшее предложение»
ARTinvestment.RU 24 июля 2020
Кино о дружбе аукциониста с художником, которая не привела ни к чему хорошему
«Лучшее предложение» (Оригинальное название: The Best Offer)
Режиссер: Джузеппе Торнаторе
год выхода: 2013
131 мин.
кинокомпания: Warner Bros. Entertainment, США
Отличительной особенностью этого фильма при упоминании в разговорах является… абсолютная незапоминаемость названия. «Кино, где у главного героя был зал из картин», «Они еще с другом покупали подлинные работы под видом подделок», «Там еще был механический человек» — таков примерный описательный набор собеседника при попытке назвать «Лучшее предложение» по имени. Как часто бывает, ни одно из описаний не отражает суть происходящего в картине. Но чаще всего собеседники ошибаются в определении главных героев: это не возрастной аукционист и молодая наследница, и не ее старинный особняк и мечтающий продать его содержимое аукционный дом. Главный конфликт происходит между двумя друзьями — представителем стороны спроса (коллекционер) и предложения (художник). Впрочем это зритель поймет лишь в самом конце.
Сюжет, придуманный режиссером Джузеппе Торнаторе (а «режиссерские» сценарии обычно гремучая смесь, приводящая либо к полному провалу, либо к триумфу) за 20 лет до создания фильма, раскроем лишь частично, чтобы обеспечить саспенс от одного из лучших бриколажей (неожиданных поворотов) в истории кино. Двое людей тянутся друг к другу: их объединяют обсессивно-компульсивные расстройства и фобии, а также тяга к раскрытию тайн. К середине ленты фобий становится меньше, а тайн — все больше. При этом всего несколькими штрихами, изысканно показана внутренняя кухня аукционных домов: величественная, дорогая, красивая и немного нечистоплотная. В том, что аукционы работают именно так, ни у кого из зрителей сомнений не остается, при этом желания продавать или покупать искусство на публичных торгах по мере просмотра становится все больше. К играм внутри арт-игорного бизнеса хочется прикоснуться всем, без исключения.
Консультанты, привлеченные к работе над элементами сценария, связанными с миром искусства, сработали гротескно, но качественно. Аукционный дом, успех которого держится на фигуре одного-единственного человека, сегодня явление небывалое, особенно если наблюдать бесконечную чехарду исполнительных директоров Sotheby’s и Christie’s. Прозрачный намек на Симона де Пюри, зенит карьеры которого был связан с аукционным домом Phillips? Вполне вероятно. Но думается, слепое доверие клиентов аукциона — от плачущих вдов до музеев Ватикана — к его главе, скорее, должно означать другое. Вирджил Олдман, в исполнении оскароносного Джеффри Раша, и есть аукционный дом. Просто у него есть комплексы, фобии и желания.
К слову, при изображении аукционного дома сценаристы в кои-то веки отошли от эффектной, но далекой от реалий фразы «Раз, два, три — продано!» и показали действительно объективное течение напряженных торгов. А вот с самим названием фильма вышла небольшая промашка (видимо, это было железным требованием Торнаторе): термин «лучшее предложение» исторически родом не из живых торгов, а из заочных аукционов, причем не связанных с предметами искусства. Но это наши придирки, к ценности фильма отношения не имеющие. «Искусствоведческая» часть «Лучшего предложения» из двухчасового фильма, от силы занимает минут пятнадцать, но зритель собирает разбросанные цитаты и панорамы вплоть до финальных титров. Вот лишь некоторые из них:
— Буфет ореховый, XVI век, Франция. Декорирован картушем в виде герба с грифоном… К великому прискорбию, лишь в 19 веке.
— Это может представлять какую-то ценность?
— Если Вы пожелаете предложить мне ее в дар — я с благодарностью приму.
— На первый взгляд это полусгнившая деревяшка. Но полагаю, много веков назад она могла быть прекрасной миниатюрой.
— Директор Музея Ватикана будет признателен вам за звонок.
— Для подтверждения авторства Челлини, я полагаю?
— Перед смертью отец говорил мне, что если однажды я решусь продать коллекцию, то это можно доверить только мистеру Олдману. По мнению отца он — лучший.
— Помнишь Мило Хенсена (в оригинальном сценарии: Milo Hensen, вымышленное имя. — AI.)? А ведь никто, кроме тебя, не догадался, что он взлетит в цене. Портрет его матери мы заполучили почти даром… Увели из-под носа у той кучки дураков!
— Мои картины – свидетельство большого таланта художника.
— Любовь к искусству и умение держать в руках кисть еще не делают человека художником. Нужен внутренний свет!
— Это подделка.
— Но как такое возможно? Работа бесподобна!
— Я не сказал, что она уродлива. Лишь то, что это — подделка.
— У мисс Иббетсон есть другие родственники? Сестры, братья?
— Никого.
— Она замужем?
— Нет.
— Была когда-нибудь?
— Где уж там!
— Дядюшки, тетушки, кузены, кузины?
— Насколько я знаю, мисс Иббетсон одна на всем белом свете.
— А кто-нибудь другой проводил оценку ее имущества?
— Вы первый.
— У нее нет намерений и дом выставить на продажу?
— У меня самая большая в мире коллекция ее подделок! Я засужу Вас!
— Здесь сломанных аукционистов чинят?
— А что с Вами случилось?
— Переизбыток древоточцев и паутины при нехватке шедевров…
— В любой подделке всегда скрыто что-то подлинное.
Что еще интересно: обычно в фильмах с «участием» рынка искусства фигурируют имена художников. Здесь они тоже имеются, однако поделены на две группы: первую составляют реальные авторы первой величины, о которых упоминается вскользь и исключительно благосклонно, вторая группа состоит из художников вымышленных, с которыми связаны порочащие их истории. Исключением в «Лучшем предложении» являются двое авторов, притом русского происхождения. Так, один из выставленных на продажу лотов озаглавлен «Неизвестная работа ученика Бориса Григорьева», что звучит поразительно: не будут на голливудском (читай: гагосянском) уровне продвигать художника без серьезного лобби. Да, у художника-футуриста Бориса Григорьева в год премьеры фильма состоялась выставки в Сантьяго (Чили) и венской «Альбертине», но… Загадка! Равно как и недоступным пониманию остается упоминание художника Янского (настоящее имя — Владимир Кадулин) в качестве ученика Григорьева. Возможно, Джузеппе Торнаторе собирает русское искусство? Или же Григорьев и Янский были любимыми художниками Гирша, Аарона, Шмуля и Ицхака Волконасеров, известных нам как братья Уорнеры (Warner Bros.)?
Загадка, равнозначная той, что решают герои «Лучшего предложения» на протяжении всего фильма. В итоге они со своей справились. А у нас получится?
https://artinvestment.ru/invest/events/20200724_movie_offer.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200724_movie_offer.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн