ВЕЧТОМОВ Николай Евгеньевич (1923–2007) Ночной барак. 2000
Текущая ставка
8 500 RUB
Окончание торгов
10 Апр. 2020 12:00:00
КОМАРДЁНКОВ Василий Петрович (1897–1973) Солнышко светит. 1930-е
Текущая ставка
100 000 RUB
Окончание торгов
10 Апр. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ КИСЛИЦЫН Игорь Васильевич (1948) Из цикла «Алхимия». 2000
Текущая ставка
40 000 RUB
Окончание торгов
10 Апр. 2020 12:00:00

Главные люди искусства — кто они?
ARTinvestment.RU   28 февраля 2020

Имена этих людей мы то и дело видим в новостях, на их вкусы ориентируются главы крупнейших аукционных домов, их запросы формируют то, что мы будем считать самым инвестиционно-привлекательным, популярным и успешным в мире искусства

Не секрет, что главным человеком в любых рыночных отношениях является условный клиент — тот, кто формирует спрос, под который определяется предложение. Взаимоотношение спроса и предложения, если упростить и опустить остальные процессы, и формирует рынок. Рынка искусства это касается в первую очередь. Ведь исторически для него фигура заказчика, покровителя, покупателя и в конечном счете коллекционера искусства является едва ли не важнее фигуры исполнителя заказа, автора произведения искусства. История знает немало примеров того, как талантливые художники были почти не известны при жизни, затем на много лет канули в безвестность, потому что вовремя не встретили своего коллекционера, и были заново «открыты» десятилетия, а то и века спустя.

Именно поэтому так важно понимать, какие мотивы движут людьми, которые определяют современный арт-рынок. Разобраться в этом вопросе призван и один из авторитетнейших ежегодных списков коллекционеров Artnews Top 200, вот уже 30 лет ведущий свою летопись главных коллекционеров мира. Итак, кто же такой среднестатистический коллекционер 2019 года и, учитывая консервативность этого списка, и 2020-го года тоже?

С вероятностью более 50 %, это белый мужчина в весьма зрелом возрасте. В списке 200 главных коллекционеров мужчины составляют большинство — 91 позицию. Еще 89 мест занимают коллекции, которыми владеют семьи или пары (в составе которых тоже обязательно есть мужчины) и только 20 позиций занимают коллекции, которыми единолично владеют женщины. И если это число — 10 % от 200 — сегодня кажется небольшим, стоит обратиться к спискам прошлых лет: 5 лет назад, например, количество женщин-коллекционеров было почти вдвое меньше: 12 из 200.

Что касается происхождения, наш усредненный коллекционер проживает в США: именно там базируется почти половина — 89 главных коллекционеров мира. На втором месте — Европа. Если считать количество коллекций, базирующихся в ее континентальной части, то эта цифра превысит 20 % от общего мирового числа позиций списка. К слову, количество коллекционеров-европейцев сильно зависит от того, что именно мы считаем Европой. На континентальной части их будет 41, еще 5 — в России (точнее, в Москве), и еще 13 — в Лондоне. Третье по частоте место, откуда ведут свое происхождение главные коллекции мира, — Азия. По сравнению с 2014 годом, присутствие в списке коллекционеров этого региона выросло почти в 2,5 раза — с 12 до 29 позиций. К слову, помимо быстрых темпов наращивания своего присутствия на мировой арт-сцене, коллекционеры из Азии отличаются еще и своим возрастом: согласно последним данным Art Basel и UBS Global Art Market Report, 39 % коллекционеров в Гонконге относятся к поколению миллениалов, то есть людей в возрасте до 40 лет. Таким образом, коллекции США, Европы и Азии занимают 177 позиций из 200 — почти 90 %. Остальные места распределились между представителями арабских стран (ОАЭ, Катара и Саудовской Аравии), Африки (ЮАР), Индии и Австралии.

Чем занимаются все эти люди, можно подробнее узнать, изучив списки Forbes или Bloomberg, но если обобщить, то среди основных источников доходов владельцев главных мировых коллекций называются инвестирование, сделки с недвижимостью, управление финансовыми активами и ценными бумагами, банковское дело, издательский бизнес и, конечно, наследование. Зачастую один коллекционер или семья, владеющая коллекцией, имеет сразу несколько вышеперечисленных источников доходов, поэтому посчитать процентное превосходство наследников над, скажем, инвесторами практически невозможно. Зато можно выделить новую, пока очень небольшую, но имеющую большой потенциал, прослойку владельцев коллекций: люди из индустрии развлечений. Громкие покупки актеров и актрис, певиц и ведущих тв-шоу (здесь можно вспомнить знаменитую Опру Уинфри и её покупку работы Густава Климта) то и дело появляются в заголовках новостей. Однако среди владельцев крупнейших коллекций мира их пока единицы. Одной из первых ласточек шоу-бизнеса в списке Artnews Top 200 можно назвать семейную пару: американского музыкального продюсера и исполнителя, известного под сценическим именем Swizz Beatz, и певицу Алишу Киз.

Еще один сложный для простого ответа вопрос: что конкретно собирают все эти люди и коллекционером какого направления искусства будет наш среднестатистический коллекционер мирового уровня. Чаще всего интерес нашего коллекционера будет направлен на современное, послевоенное искусство или искусство модернизма. Чуть реже — импрессионизм и другое искусство XIX века. И совсем единицы в наше время собирают старых мастеров. Лучше всего, впрочем, эту тенденцию видно на графиках годового оборота искусства разных направлений — например, на графиках портала Artprice.

А что же Россия?

Несмотря на то, что наш локальный арт-рынок пока сложно отнести к ведущим мировым рынкам, присутствие русских коллекционеров на мировой арт-сцене более чем заметно.

Во-первых, в топ-200 главных коллекционеров мира находится сразу пять представителей России. Это коллекционер современного русского искусства Вячеслав Кантор, основатель V-A-C Foundation Леонид Михельсон, бывший владелец «Спасителя мира» Дмитрий Рыболовлев, один из основателей музея современного искусства «Гараж» Роман Абрамович и, конечно, Даша Жукова, стоявшая вместе с Абрамовичем у истоков «Гаража» и один из первых инвесторов портала Artsy.

Во-вторых, все наши коллекционеры настоящие «долгожители» этого списка и его бессменные участники как минимум в последние пять лет.

В-третьих, они именно те люди, по поступкам и проектам которых весь мир наблюдает за русским подходом к коллекционированию, а следом — начинает интересоваться и русским искусством.

К коллекционерам и коллекционированию можно относиться по-разному. Однако нельзя не признать, что своеобразная консервативность списка Топ-200 в наше время постоянных потрясений обладает определенной привлекательностью и является одним из следствий устойчивости арт-рынка. В то же время подобная стабильность способствует появлению новых коллекционеров, которые незаметно, но очень уверенно заходят в рейтинги рынка искусства.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20200228_glavnye_lyudi.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200228_glavnye_lyudi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх