- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
Главные люди искусства — кто они?
ARTinvestment.RU 28 февраля 2020
Имена этих людей мы то и дело видим в новостях, на их вкусы ориентируются главы крупнейших аукционных домов, их запросы формируют то, что мы будем считать самым инвестиционно-привлекательным, популярным и успешным в мире искусства
Не секрет, что главным человеком в любых рыночных отношениях является условный клиент — тот, кто формирует спрос, под который определяется предложение. Взаимоотношение спроса и предложения, если упростить и опустить остальные процессы, и формирует рынок. Рынка искусства это касается в первую очередь. Ведь исторически для него фигура заказчика, покровителя, покупателя и в конечном счете коллекционера искусства является едва ли не важнее фигуры исполнителя заказа, автора произведения искусства. История знает немало примеров того, как талантливые художники были почти не известны при жизни, затем на много лет канули в безвестность, потому что вовремя не встретили своего коллекционера, и были заново «открыты» десятилетия, а то и века спустя.
Именно поэтому так важно понимать, какие мотивы движут людьми, которые определяют современный арт-рынок. Разобраться в этом вопросе призван и один из авторитетнейших ежегодных списков коллекционеров Artnews Top 200, вот уже 30 лет ведущий свою летопись главных коллекционеров мира. Итак, кто же такой среднестатистический коллекционер 2019 года и, учитывая консервативность этого списка, и 2020-го года тоже?
С вероятностью более 50 %, это белый мужчина в весьма зрелом возрасте. В списке 200 главных коллекционеров мужчины составляют большинство — 91 позицию. Еще 89 мест занимают коллекции, которыми владеют семьи или пары (в составе которых тоже обязательно есть мужчины) и только 20 позиций занимают коллекции, которыми единолично владеют женщины. И если это число — 10 % от 200 — сегодня кажется небольшим, стоит обратиться к спискам прошлых лет: 5 лет назад, например, количество женщин-коллекционеров было почти вдвое меньше: 12 из 200.
Что касается происхождения, наш усредненный коллекционер проживает в США: именно там базируется почти половина — 89 главных коллекционеров мира. На втором месте — Европа. Если считать количество коллекций, базирующихся в ее континентальной части, то эта цифра превысит 20 % от общего мирового числа позиций списка. К слову, количество коллекционеров-европейцев сильно зависит от того, что именно мы считаем Европой. На континентальной части их будет 41, еще 5 — в России (точнее, в Москве), и еще 13 — в Лондоне. Третье по частоте место, откуда ведут свое происхождение главные коллекции мира, — Азия. По сравнению с 2014 годом, присутствие в списке коллекционеров этого региона выросло почти в 2,5 раза — с 12 до 29 позиций. К слову, помимо быстрых темпов наращивания своего присутствия на мировой арт-сцене, коллекционеры из Азии отличаются еще и своим возрастом: согласно последним данным Art Basel и UBS Global Art Market Report, 39 % коллекционеров в Гонконге относятся к поколению миллениалов, то есть людей в возрасте до 40 лет. Таким образом, коллекции США, Европы и Азии занимают 177 позиций из 200 — почти 90 %. Остальные места распределились между представителями арабских стран (ОАЭ, Катара и Саудовской Аравии), Африки (ЮАР), Индии и Австралии.
Чем занимаются все эти люди, можно подробнее узнать, изучив списки Forbes или Bloomberg, но если обобщить, то среди основных источников доходов владельцев главных мировых коллекций называются инвестирование, сделки с недвижимостью, управление финансовыми активами и ценными бумагами, банковское дело, издательский бизнес и, конечно, наследование. Зачастую один коллекционер или семья, владеющая коллекцией, имеет сразу несколько вышеперечисленных источников доходов, поэтому посчитать процентное превосходство наследников над, скажем, инвесторами практически невозможно. Зато можно выделить новую, пока очень небольшую, но имеющую большой потенциал, прослойку владельцев коллекций: люди из индустрии развлечений. Громкие покупки актеров и актрис, певиц и ведущих тв-шоу (здесь можно вспомнить знаменитую Опру Уинфри и её покупку работы Густава Климта) то и дело появляются в заголовках новостей. Однако среди владельцев крупнейших коллекций мира их пока единицы. Одной из первых ласточек шоу-бизнеса в списке Artnews Top 200 можно назвать семейную пару: американского музыкального продюсера и исполнителя, известного под сценическим именем Swizz Beatz, и певицу Алишу Киз.
Еще один сложный для простого ответа вопрос: что конкретно собирают все эти люди и коллекционером какого направления искусства будет наш среднестатистический коллекционер мирового уровня. Чаще всего интерес нашего коллекционера будет направлен на современное, послевоенное искусство или искусство модернизма. Чуть реже — импрессионизм и другое искусство XIX века. И совсем единицы в наше время собирают старых мастеров. Лучше всего, впрочем, эту тенденцию видно на графиках годового оборота искусства разных направлений — например, на графиках портала Artprice.
А что же Россия?
Несмотря на то, что наш локальный арт-рынок пока сложно отнести к ведущим мировым рынкам, присутствие русских коллекционеров на мировой арт-сцене более чем заметно.
Во-первых, в топ-200 главных коллекционеров мира находится сразу пять представителей России. Это коллекционер современного русского искусства Вячеслав Кантор, основатель V-A-C Foundation Леонид Михельсон, бывший владелец «Спасителя мира» Дмитрий Рыболовлев, один из основателей музея современного искусства «Гараж» Роман Абрамович и, конечно, Даша Жукова, стоявшая вместе с Абрамовичем у истоков «Гаража» и один из первых инвесторов портала Artsy.
Во-вторых, все наши коллекционеры настоящие «долгожители» этого списка и его бессменные участники как минимум в последние пять лет.
В-третьих, они именно те люди, по поступкам и проектам которых весь мир наблюдает за русским подходом к коллекционированию, а следом — начинает интересоваться и русским искусством.
К коллекционерам и коллекционированию можно относиться по-разному. Однако нельзя не признать, что своеобразная консервативность списка Топ-200 в наше время постоянных потрясений обладает определенной привлекательностью и является одним из следствий устойчивости арт-рынка. В то же время подобная стабильность способствует появлению новых коллекционеров, которые незаметно, но очень уверенно заходят в рейтинги рынка искусства.
https://artinvestment.ru/invest/events/20200228_glavnye_lyudi.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200228_glavnye_lyudi.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей