Art Investment

Russian Art&Antique Fair 2018, или Тайная тропа в Эльдорадо

Разбор полетов по горячим следам

Вот и закончилась RA&AF № 1, событие, масштаб которого трудно переоценить. Понятно, что истинные его итоги мы увидим чуть позже, но и сейчас, по горячим следам, можно и нужно произвести «разбор полетов», осмыслить, что это было, и понять, какое влияние это знаковое (без всякой иронии) событие оказало и еще окажет на будущее арт-бизнеса.

Почему знаковое? Да потому, что ничего более масштабного и интересного не происходило никогда.

— Да? — усмехнутся в этом месте некоторые старожилы и попробуют возразить мне: — А как же «Московские международные салоны изящных искусств» (The Moscow World Fine Art Fair), которые проводились с 2004 по 2008 год и организатором которых был швейцарский предприниматель Ив Бувье (широко известный ныне по тяжбе с г-ном Рыболовлевым)? Вот где были и размах, и роскошь, и международный уровень. Разве можно сравнить их с нынешним «рестайлинговым» Антикварным Салоном, сбежавшим из ЦДХ?

И сравнивать не нужно, ответим мы таким скептикам, потому что ТЕ салоны изначально были заточены на привоз сюда международных брендов (как галерей, так и имен художников), в расчете на шальные нефтяные деньги. И ТА история закончилась вместе с эпохой шальных денег — всё, страница перевернута и к ней больше не вернуться.

Подтверждает этот прискорбный факт попытка возродить «Международные салоны изящных искусств» на Красной Пресне в 2012-м, которая полностью провалилась. Хотя… Хотя отчасти тот «салон изящных искусств 2012 года», пожалуй, можно сравнить с RA&AF. Ибо от международного величия у него уже ничего не оставалось и состоял он в основном из наших, российских участников. Да и воспринимался он всеми как альтернатива надоевшему Антикварному Салону в ЦДХ. И тогда тоже все участники сильно постарались с ассортиментом на стендах. Но, увы, организаторами тогда были люди очень далекие от арт-бизнеса, и понятно, что справиться с приглашением «правильных» посетителей априори не могли — и не смогли. Народу тогда было много, это правда, но покупателей среди них не было ни одного.

RA&AF совсем другая история, и начинается она с мифа о том, что где-то есть страна непуганых олигархов, которую стремятся найти все — от маститых галеристов до мелких арт-дилеров. Было даже короткое время, когда они (аборигены из этой страны) выплеснулись в наш мир и давай хватать все подряд по бешеным ценам (дикари же, что с них взять?). Жаль только, длилось это время недолго и закончилось в 2008-м. С тех пор прошли годы, но наш брат галерист и арт-дилер продолжают поиски, тем более что нет-нет да и проскочит слух о том, что какой-то пьяненький антиквар случайно нашел-таки тайную тропу туда и впарил там какую-то дрянь за безумные деньги местному вождю, сплошь увешанному яхтами да особняками. Но как вернулся оттуда — не помнит (пьяный же был) и снова найти дорогу туда уже не в силах.

И вот на волне этого мифа организаторам Антикварного Салона в ЦДХ пришла в голову гениальная идея — провести очередной Салон в Манеже, возле Кремля. Мол, важные люди по дороге туда нет-нет да и зайдут посмотреть на картины, а там, глядишь, и скупят всё, если понравится (деньги-то им всё равно девать некуда: санкциями враги обложили со всех сторон). Тем более что и повод для экспериментов с новым местом проведения был уважительный. Напомню для тех, кто забыл, что весь 2017 год шли суды вокруг здания ЦДХ, и в какой-то момент возникло ощущение, что всё пропало, что надежды удержаться в ЦДХ рухнули и нужно срочно искать новую площадку.

Вот так сошлись звезды: миф плюс необходимость куда-то деться привели к новому формату арт-бизнеса «Ярмарка искусств в самом крутом месте». К тому же ярмарки искусств — это еще и мировой тренд, эдакий ответ на атомизацию общества и засилье Интернета, так что совсем хорошо. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. А что же участники, галеристы и прочие сочувствующие? Они как отнеслись к идее проводить не Антикварный Салон, а Ярмарку искусств, которая включала бы в себя всё, от антиквариата до контемпорари арт? Галеристы вначале отнеслись настороженно, кто-то сетовал на дороговизну, кто-то на неудачное время проведения, но в конце концов желание праздника пересилило. Помните, как говорил герой Шукшина из «Калины красной»? «… Не знаю, может отдых душе устроить? Праздник нужен душе — ПРАЗДНИК. Я его долго жду….»

И если так, если душа просит праздника, а еще точнее — чуда, то чем же это не причина для участия? Очень даже причина. А еще душа просит, чтобы было красиво, солидно и чтобы было всё это рядом с мифической страной непуганых олигархов.

И как оказалось, такое место есть — Манеж.

Сказано — сделано. А сопутствующие трудности в виде переноса сроков проведения RA&AF за неделю до начала могли напугать только иностранцев, не привыкших к нашим реалиям. Нашим же, закаленным в боях с государством участникам и организаторам это только добавило адреналина. Подумаешь, перенесли — ха, прорвемся!

Дальше всё было как надо. RA&AF в Манеже получилась красивой и удобной. На открытии был руководитель московского Департамента культуры В. А. Кибовский, что сразу привело к огромному количеству камер ТВ, репортажам, фокусу внимания интересующейся общественности, и как следствие, к хорошей посещаемости. Были запланированы и прошли интересные дискуссии на профессиональные темы. На таком положительном фоне никто даже и не вспомнил о вечных проблемах Салонов в ЦДХ — парковках и рекламе.

Что там парковки, когда всё так здорово:

Красиво? — Да.

Солидно? — Да.

Многолюдно? — Да.

Продажи? — Нет.

Как это? — А вот так.

И тут мы с вами плавно подходим к главному вопросу: были продажи или нет?

Как ни странно, но ответ на этот вопрос не так прост, как кажется.

Да и как на него можно просто ответить, если от организаторов был прямой запрет продавать что бы то ни было?

Кассовых аппаратов нет? Нет. Так какая торговля? Закон нарушать? Прямо под стенами Кремля? Да там камеры повсюду, ФСО, окурок и то бросить страшно, а уж тем более картину продать… сразу повяжут.

Так что придется нам что-то такое мычать на уровне слухов. Якобы (подчеркиваем: якобы) были проданы две иконы по $200 000 каждая, да ещеодна-две картины в такие же суммы.

И всё?

Всё.

А картины какие? Современное или антиквариат? — Антиквариат, у современного совсем труба.

Упс, а где же праздник? А где же олигархи?

Чёрт его знает.

Вы же говорите, что народу было много?

Было.

И что?

А ничего, как говорили мне участники, одна социалка. Бесконечной вереницей тянулись люди сильно преклонного возраста, а среди них все те же, кто и так приходил в ЦДХ. Ну, может, немного больше, может быть, дошли те, кто уже перестал ходить в ЦДХ. А вот тех самых, мифических покупателей, ради которых все и затевалось в этом месте, увы, так и не было. Не получилось «построить коммунизм» в отдельно взятом Манеже.

Чего же им не хватило? Что еще им нужно, этим мифическим покупателям? В самом крутом месте собрался цвет арт-бизнеса, из закромов достали все самое лучшее и дорогое. И что?

Вот он, главный вопрос: и что?

Сейчас точно нельзя сказать, что кто-то там опять чего-то не знал. Или что приличным (читай: богатым) людям опять не понравилось место проведения. Все всё знали. Так в чем дело? Может быть, дорого? Может быть, цена не устроила этих приличных людей? А они её спрашивали? Кстати, спрашивали, и конечно высокие цены никуда не делись: в четыре раза выше рынка, а то и больше. И что? Когда вы, приличные люди, крутите носом в каком-то ЦДХ — ладно. Но здесь-то Манеж, за окнами кремлёвская стена, здесь не может быть других цен…

Какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного? Что всё плохо? Да, плохо. А в стране хорошо? Что-то изменилось в лучшую сторону? Бизнес пошел в гору? Может быть, инвестиционный климат наконец-то улучшился? Если спросить об этом у Кремлевской Стены, то да, всё стало и лучше и веселее, а вот если спросить у бывшего владельца «Магнита» Галицкого... то как-то и нет, не стало. Кому из них верить, решайте сами, а мы вернёмся к итогам RA&AF.

Кое-что положительное всё же было, а именно большое количество новых-старых контактов. Это отметили все участники, и впервые за всё время, заговорили о постпродажах. Да, здесь и сейчас пока ноль, но все надеются на дальнейшие переговоры, читай между строк: торг. И это хорошо. Это значит, что идея собрать всех в одном хорошем месте — правильная. Дальше вопрос к стране, к ее развитию, а не к организаторам или участникам.

Так что считаем, что праздник жизни состоялся, и будем надеяться: не в последний раз…


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20180219_RA_AF2018.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20180219_RA_AF2018.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».