Художник Хулио Ле Парк — почетный гость BRAFA 2017
ARTinvestment.RU   29 ноября 2016

BRAFA 2017 чествует Хулио Ле Парка, пионера оптического и кинетического искусства, художника, повлиявшего на развитие искусства и его современное состояние

Хулио Ле Парк (Julio Le Parc, 1928, Аргентина) — художник, всецело преданный своим идеям, пионер кинетического и оптического искусства, основатель и член G.R.A.V. (Группа по исследованию визуального искусства), лауреат международного Гран-при Венецианской Биеннале по живописи 1966 года. Его многочисленные и многообразные работы пронизаны духом поиска и эксперимента; мастер исследует сферу визуальности, движение, свет и отношения между произведением и зрителем.

Биография

Хулио Ле Парк родился 23 сентября 1928 года в скромной семье в городе Мендоза, у подножия Андских Кордильер, что в 1 100 км от Буэнос-Айреса. Будучи особенно одаренным в рисовании, Хулио начал работать очень рано и освоил множество профессий. В 1942 году его семья переехала в Буэнос-Айрес. Там Ле Парк посещал занятия в школе изобразительных искусств, где преподавал Лучо Фонтана, основатель спациализма. Хулио очень рано увлекся художественными течениями авангарда и начал писать свои первые картины, делать гравюры и монотипии. В 1958 году, получив грант от Культурного отдела Посольства Франции, он переехал в Париж, где изучал произведения современных и авангардных художников. В 1960 году вместе с Хорасио Гарсия Росси, Франсуа Морелле, Франсиско Собрино, Жоелем Стейном и Иваралем он организовал G.R.A.V. (Группа по исследованию визуального искусства). Задачей G.R.A.V. стало создание общедоступного искусства, когда зритель может трогать и управлять произведениями, о чем было заявлено в манифесте «Хватит мистификаций», представленном на 3-й Парижской Биеннале в октябре 1963 года: «Мы хотим заинтересовать зрителя, раскрепостить его, заставить расслабиться. Хотим привлечь к участию. Хотим поставить его в ситуацию трансформации и преобразования. Ориентировать на взаимодействие с другими зрителями. Хотим развить у зрителя настоящую способность к восприятию и действию».

Ле Парк проводил множество экспериментов с глубиной, цветом, мобильными объектами и все больше и больше склонялся к перцептивному искусству. Его первая персональная выставка состоялась в 1966 году в Нью-Йорке, в галерее Howard Wise, следующая — во Франции, в галерее Denise René, в том же году, когда он получил Гран-при по живописи на Венецианской Биеннале. В 1967 году Андре Мальро, министр культуры Франции, наградил его титулом Кавалера Ордена искусств и литературы.

Изгнанный из Франции на следующий день после майских событий 1968 года, в которых он принял активное участие (работая в плакатной мастерской), Хулио спустя несколько месяцев вернулся в Париж вследствие протестов французских художников и интеллектуалов. Деятельность G.R.A.V. постепенно сходила на нет. Вступив в конфликт с художественными установками того времени, Ле Парк отказался от участия в Documenta и бойкотировал Биеннале в Сан-Паулу. Устроив свою мастерскую в Кашане, пригороде Парижа, он в 1970 году отправился в Центральную Америку для участия в освободительной борьбе латиноамериканских народов. В 1972 году Дюссельдорфский Кунстхалле организовал его первую масштабную ретроспективу, но от проведения второй в парижском музее Современного искусства Хулио отказался, разыграв ее в «орел или решка»! Он примкнул к объединению оппозиционных художников, выступающих против нового национального Центра искусства Жоржа Помпиду. Несмотря на то, что Хулио Ле Парк попал в немилость к многочисленным хранителям и руководителям культурных учреждений, он не перестал работать и творить в мастерской. В 1989 году он получил первую премию на Биеннале американского искусства в Куэнке (Эквадор) и половину полученной суммы пожертвовал никарагуанскому народу, а другую половину отдал Биеннале в Куэнке на создание двух новых премий для молодых латиноамериканских художников.

В следующий раз Ле Парк появился на международной сцене уже в 2005 году, благодаря фонду Дарос из Цюриха, объединившему 45 его произведений под заглавием «Le Parc Lumière» (прим. игра слов — «свет Парка» / «Парк света»). В 2012 году мастер участвовал в коллективной выставке в центре Помпиду в Метце «Блуждай: вариации на тему лабиринта». В 2013 году Жан де Луази, открывший Токийский дворец (Palais de Tokyo) после 10-летнего перерыва, отвел Ле Парку 2 000 м2 вместо изначально предусмотренных 500 м2. Последовало всеобщее признание, с восторженной прессой и огромным успехом у публики.

В 2014 году Ле Парк был удостоен ордена Почетного легиона, и тогда же состоялась его первая персональная выставка в Великобритании, в лондонской Serpentine Gallery. В 2015 году он был назван «выдающимся деятелем аргентинской культуры». В том же году после плодотворного сотрудничества с такими художниками как Йозеф Альберс, Даниэль Бюрен, Хироси Сугимото, по инициативе Пьера-Алексиса Дюма компания Hermès выпустила 60 уникальных вариаций своих легендарных платков по мотивам произведения Ле Парка «Великий поход».

Творчество

Хулио Ле Парк — создатель интерактивного социального искусства. Его произведения нечто большее, чем игра света, формы и цвета. Его картины, скульптуры и подвижные инсталляции призваны, как уточняет художник, «спровоцировать у зрителя иное поведение <…>, чтобы совместно с публикой находить способы борьбы с пассивностью, идеологической зависимостью или обусловленностью, развить способность к рефлексии, сопоставлению, анализу, творчеству, действию».

Ле Парк добивается специфической реакции: сталкиваясь с его творчеством, зритель должен потерять опоры, а затем оглядеться вокруг, чтобы найти новую перспективу. Его «световые игры», например, не просто производят зрительное впечатление — они испытывают нашу реакцию на мир. А сам свет не только обычный проводник, он помогает Ле Парку в создании произведения, которое постоянно изменяется. Как результат — бесконечная и непредсказуемая игра света и тени. Для посетителя это захватывающий эстетический опыт. А для самого художника речь идет о «разрушении классических понятий искусства, его конструкции, представления о нем, его оценки».

За неполных 60 лет этот неистовый трудяга достиг в своем творчестве большого многообразия: тексты, выступления, игры, изобретения, мероприятия, инициативы, плакаты, рисунки, исследования, а также визуальные и тактильные практики непрерывно сосуществуют друг с другом. Его личная деятельность тесно связана с коллективной, а красной нитью сквозь нее проходит пересмотр идеи иерархии, зрительской пассивности, соотношения власти художника и чиновника от искусства.

Его произведения представлены во многих музеях и коллекциях по всему миру, как в Латинской Америке, так и в Европе и США.

Кинетическое и оптическое искусство

К кинетическому искусству (или кинетизму) относятся произведения, которые целиком или частично находятся в движении, как по естественной (ветер, гравитация и т. д.), так и по искусственной причине (двигатель, зритель и т. д.). Первые опыты проводились в 1910-е годы, в эпоху футуризма, позже в некоторых своих произведениях их использовал Марсель Дюшан. Затем Александр Колдер создал свои знаменитые «мобили»: это были воздушные скульптуры, состоявшие из проволоки и металлических деталей разной формы, которые приводились в движение естественными воздушными потоками.

Понятие оптического искусства, или оп-арта, описывает художественные эксперименты, использующие ошибки зрительного восприятия, создающие оптические иллюзии или оптические игры. В этом случае физического движения не происходит, и лишь наш мозг так его воспринимает. Иллюзия может создаваться разными способами: манипуляцией геометрическими рисунками, соположением черных и белых линий или ярких цветов…

Произведения оп-арта в основном абстрактны. Это искусство восходит к теориям зрительного восприятия Кандинского и других художников 1920-х годов, таких как Йозеф Альберс и представители Баухауса. Международное признание оптическое искусство получило в 1965 году, во время выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке, озаглавленной «The responsive eye» («Восприимчивый глаз»). Наиболее характерные представители этого направления — Виктор Вазарели (1906-1997), основатели G.R.A.V. — Группы по исследованию визуального искусства (Гарсия Росси, Хулио Ле Парк, Франсуа Морелле, Франсиско Собрино, сын Вазарели Жан-Пьер Ивараль), Бриджит Райли. В 1960-е годы, особенно на крупных выставках, которыми было отмечено это десятилетие, оптическое искусство пользовалось бесспорным успехом как у культурных институций и критики, так и у широкой публики. Его популярности способствовало и то, что визуальные приемы этих художников были позаимствованы модой и графическим дизайном. Совсем недавно это искусство было открыто заново, и постепенно оно занимает свое заслуженное место в истории.

Художникам оп-арта свойственно пристрастие к крупномасштабным формам: соприкасаясь вплотную с конструктивным искусством, они интересовались возможностью интегрирования своих произведений в архитектуру.

К наиболее значительным художникам оп-арта относятся: Виктор Вазарели, Яаков Агам, Хесус Рафаэль Сото, Карлос Крус-Диес, Карл Герстнер, Антонио Азис, Жоэль Стен, Франк Малина, Хорасио Гарсия Росси, Хуго Демарко, Франсиско Собрино, Людвиг Вайлдинг, Мариано Каррера, Анхель Дуарте, Марта Бото, Нино Калос и, конечно же, Хулио Ле Парк.

На BRAFA

В честь Хулио Ле Парка — специального гостя BRAFA 2017 — в ключевых местах ярмарки будут установлены четыре его произведения. На главном входе появится крупноформатный «Непрерывный Мобиль» (1963); центр ярмарки украсит акрил на холсте «Поверхность — цвет» (1970); и наконец, в патио, расположенных в крайних точках аллей, установят две «Сферы» диаметром 2,1 м — красную и синюю. Эти произведения замечательно впишутся в общее оформление ярмарки, темой которой станет кинетическое искусство.

Источник: Материалы для прессы BRAFA


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20161129_julio_le_parc.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20161129_julio_le_parc.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
  • 12.03.2019 Эксперты: индустрия культуры приносит экономике США в 4 раза больше, чем сельхозпроизводство Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 12.03.2019 Художник недели. Павел Пепперштейн В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
  • 07.03.2019 Страсти по праву следования Решив «защитить права» художников и их наследников, государство обложило арт-рынок очередным квазиналогом — 5 % по праву следования. И вместо полезной работы начались хождения…
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх